Органайзер
 

Все мероприятия (27)

20.09.2012
Как сделать эффективным участие в Workshop STI

Начало: 14:00
Окончание: 15:30
20 сентября на «Сибирском Туристическом Портале – STP» состоялась онлайн-конференция, посвящённая ...

Координация деятельности регионального турбизнеса:
День в истории
30 июня

2009 год:
В соответствии с решением Аттестационной комиссии по классификации гостиниц и ...
Также в этот день

STP-подробно

Вас ожидает Таймыр

Заполярный полуостров планирует принимать до 80 тысяч туристов в год
23.12.2013
Ландшафты Таймыра не оставят равнодушными даже бывалых путешественников. Фото: Сергей Карцев

Безмолвная белая пустыня на далеком Севере, край морозов, снегов и пурги. Именно таким представляют Таймыр большинство россиян, включая жителей Сибири и Дальнего Востока. А крупнейший населенный пункт полуострова – Норильск – по-прежнему считают «закрытым» городом, хотя уже более 20 лет он таковым не является. Между тем Норильск наряду с Мурманском, норвежским Хаммерферстом, финским Рованиеми и американским Анкориджем входит в пятёрку самых северных городов мира, и уже одним этим заслуживает внимания мирового турсообщества.

Таймыр буквально создан для удовлетворения эстетических, познавательных и рекреационных запросов туристов. Побережье полуострова изрезано многочисленными бухтами и заливами Карского моря и моря Лаптевых. Ландшафтными украшениями являются горная система Бырранга, большое количество озёр. Добавим к этому поразительное разнообразие флоры и фауны, а также возможность познакомиться с уникальной культурой и бытом коренных северных народов, и получим регион, созданный быть центром притяжения туристов.

Однако, как бы ни был привлекателен Крайний Север для любителей экстремальных путешествий – въездной туризм на полуострове продолжает носить стихийный характер. В регионе сформировались рекреационные точки, притягивающие отдыхающих преимущественно из числа местных жителей. Так, только в летний период цепь озер Лама - Глубокое посещают до десяти тысяч туристов. В то же время такой интерес вызывает беспокойство экологов, требующих упорядочивания туристских потоков, в первую очередь в охранной зоне ближайшего от Норильска заповедника «Путоранский», где расположено большинство турбаз («Бунисяк», «Озеро Кета», «Лама»).

Создать условия для развития массового туризма на полуострове призвана объединенная дирекция трёх заповедников – Таймырского, Большого Арктического и Путоранского. В конце ноября её представители приняли участие в совещании с участием главы Норильска Олега Курилова и представителей заполярного филиала «Норильского Никеля», на котором был предложен проект развития познавательного туризма на Таймыре. В привязке к стратегии социально-экономического развития Норильска и Таймырского муниципального района развивать экотуризм на особо охраняемых природных территориях планируется в три этапа с 2014 по 2020 годы.

Общая площадь трёх заповедников: Таймырского, Большого Арктического и Путоранского - превышает 10,5 млн га

В рамках проекта выделено шесть туристско-экскурсионных районов. Система Больших Норильских озер ориентирована на рекреацию горожан, проведение экскурсий для гостей и жителей города. Плато Путорана будет принимать VIP-туристов и экстремалов, а также поклонников экзотической для России разновидности туризма – бёдвотчинг (от английского bird watching - наблюдение за птицами). На посещение любителями птиц ориентированы также Пуро-Пясинский район и участки «Лукунский» и «Ары-Мас» в Хатанге. Любителей фотоохоты на более солидных представителей заполярной фауны примут озеро Таймыр и река Шренк. А вот на Диксоне «фототрофеями» могут стать морж и белый медведь. Кроме того, на Диксоне будут развивать исторический туризм, связанный с путешествиями Никифора Бегичева и менее отдалёнными событиями Великой Отечественной войны. Для продвижения туристских возможностей полуострова создаётся бренд «Заповедники Таймыра».

Как сообщил STI Виктор Матасов, директор ФГБУ «Заповедники Таймыра», в рамках проекта предполагается выделение и обустройство туристско-экскурсионных районов, зон ограниченного посещения, разработка и утверждение плана благоустройства территорий. «Речь идет как о создании совершенно новых объектов – причалов, визит-центров в ключевых точках (Лама, Пуринские озера, Хатанга, Диксон), обустройства сети туристических маршрутов, так и об инвентаризации существующих объектов инфраструктуры», - уточнил Виктор Матасов. Привлечённые инвестиции, а также прибыль от туристской деятельности будут направляться на систему охраны природных комплексов Таймыра. Кстати, планируемый объем привлечённых инвестиций оценивается более чем в 400 млн руб.

Поэтапная реализация проекта будет осуществляться по принципу софинансирования. Наряду с собственным вкладом Норильск планирует привлечь в качестве соинвесторов Министерство природных ресурсов и экологии РФ, предприятия-природопользователи, такие как «Норильский никель» и «Роснефть», а также частных инвесторов. Так, в 2014 году на выделенные «Норильским Никелем» гранты будут проведены мероприятия по созданию условий для организованного любительского рыболовства на озёрах Лама и Глубокое.

Среди самых затратных статей проекта – создание инфраструктуры. В настоящее время особенно остро ощущается дефицит комфортабельных средств размещения, что, безусловно, оказывает отрицательное влияние на объёмы туристских посещений. Не менее значима проблема транспортной доступности территорий. Сегодня все речные транспортные средства находятся в частной собственности, государственных и муниципальных речных судов в Норильске нет. Доставка туристских групп посредством вертолётного транспорта круглогодично лимитируется сложными метеоусловиями, ограниченным числом вертолётных площадок, а также высокой стоимостью полётного часа МИ-8.

«По нашим оценкам, туристско-рекреационный кластер на Таймыре ежегодно сможет принимать более 80 тысяч туристов и экскурсантов»

В качестве первоочередной задачи проекта Виктор Матасов называет развитие массового туризма в зоне Больших норильских озёр. «В границах муниципалитета мы предлагаем создать визит-центр, который будет знакомить посетителей с полным перечнем туристических и экскурсионных услуг с учётом индивидуальных особенностей территории, обычаев и устоев коренных народов, - делится с STI эксперт. - Посетитель центра сможет выбрать подходящую услугу, оплатить её, получить разрешительные документы, приобрести сувенирную продукцию». Предполагается также строительство причала на реке Норильская и размещение на его площадке пункта охраны заповедника и представительств контролирующих организаций (ГИМС, МЧС). «При участии партнёров мы планируем реализовать проект по развитию познавательного туризма на Таймыре до 2020 года. По нашим оценкам, этот туристско-рекреационный кластер ежегодно сможет принимать более 80 тысяч туристов и экскурсантов», - резюмировал Виктор Матасов.

Параллельно с инфраструктурными задачами требует решения и вопрос кадрового обеспечения: обучение персонала, привлечение тур-лидеров и инструкторов на контрактной или волонтёрской основе на период «высокого» сезона.

Представители красноярского турбизнеса, имеющие многолетний опыт работы на рынке въездного и внутреннего туризма, соглашаются с тем, что Таймыр - уникальный регион с исторической, природной и этнографической точки зрения, но пока достаточно сдержанно реагируют на грандиозные планы Большого Норильска. «Желание руководства города сделать Норильск туристическим центром похвально и даже патриотично. И я буду рада, если у них получится, хотя бы что-то в этом направлении сделать, - делится с STI Татьяна Нечахина, директор компании «Енисей-тур».  – Мы ежегодно участвуем в российских и международных выставках, занимаемся продвижением сибирских брендов, но количество туристов, желающих посетить Сибирь, всё же, невелико. Что уж говорить о Крайнем Севере?»

«Белый мишка не Сочи должен символизировать, а, как ему и положено, Крайний Север»

Запросы от иностранных туристов, которые желают посетить Путоранский заповедник, увидеть Северное сияние, пообщаться с коренными этносами Таймыра поступают ежегодно, подтверждает Анна Шеллер, руководитель компании «Саянское кольцо». Однако, столкнувшись со сложностями организации путешествия, большинство туристов отказывается от поездок. «Если власти Таймыра хотя бы частично решат транспортную проблему, это, несомненно, даст мощный толчок для развития туризма», - отмечает эксперт.

Сходятся представители турбизнеса во мнении, о том, что для успешной реализации проекту нужна мощная рекламно-информационная поддержка. «Раскрутка» такого бренда – дело не одного года и не одного региона. Если мы хотим, чтобы сибиряки поехали за впечатлениями на Таймыр, необходимо, чтобы о его красотах рассказывали не только местные, но и федеральные СМИ. Арктические сувениры, национальные украшения, местная кухня должны стать частью нашей культуры. Белый мишка не Сочи должен символизировать, а, как ему и положено, Крайний Север», - считает Татьяна Нечахина.

Помимо продвижения бренда «Заповедники Таймыра» на туристских выставках в России и за рубежом в качестве эффективной меры продвижения региона Анна Шеллер называет организацию пресс-туров для российских и иностранных журналистов и рекламных туров для туроператоров. Более того, представители турбизнеса выразили готовность к сотрудничеству и даже готовы делиться собственным опытом по разработке маршрутов. И хотя уже сегодня понятно, что путешествие в столь уникальный регион не будет дешёвым, турбизнес края не намерен оставаться в стороне от современных трендов. И при условии создания на Таймыре конкурентоспособного турпродукта красноярские компании охотно подключатся к его продвижению.

Копирование либо частичное использование данного материала разрешается ТОЛЬКО при условии индексируемой гиперссылки на www.sibtourport.ru

Материал просмотрели 14852 посетителей