Органайзер

Все мероприятия (13)

20.09.2012
Как сделать эффективным участие в Workshop STI

Начало: 14:00
Окончание: 15:30
20 сентября на «Сибирском Туристическом Портале – STP» состоялась онлайн-конференция, посвящённая ...

Координация деятельности регионального турбизнеса:
День в истории
25 июня

2009 год:
В Якутске в туристическом комплексе «Царство вечной мерзлоты» открылся I ...
Также в этот день

STP-подробно

Надежда на круизы

Амур может объединить в единые программы турпотенциал трансграничных регионов
12.08.2014
Без возрождения речных круизов по Амуру говорить о развитии туризма в регионе сложно. Фото: smotra.ru

«Сибирский туристический портал - STP» не раз обращался к теме организации речных круизов в восточной части России. Популярный некогда вид отдыха среди российских и иностранных туристов в последние годы фактически сошёл на нет, прежде всего, из-за изношенности круизных судов. Выход из сложившейся ситуации пытались найти участники туристско-культурного форума по развитию речного круизного туризма на Дальнем Востоке, который в конце июля состоялся в Благовещенске. Участие в мероприятии приняли представители региональных и федеральных властей, а также их китайские коллеги.

В этом году Приамурье отмечает значимую дату – 160 лет с начала регулярного парового судоходства по Амуру. Ещё многие помнят, как большие пассажирские теплоходы класса «Миклухо-Маклая» (ныне «Капитан Котенко») или «Невельского» отправлялись в круизы по Амуру. С развитием именно этого вида туризма жители региона связывают надежды на увеличение туристских потоков.

Тема речных круизов не теряет актуальности, именно поэтому и удалось провести такой представительный форум, считает Оксана Логвинова, представитель НП «Мир без границ» в Амурской области. Однако оценка современного состояния отрасли речного, в том числе круизного, туризма на реке Амур свидетельствует, что в настоящее время работы по его развитию и продвижению ведутся не системно, фактически отсутствует координация действий органов исполнительной власти приамурских субъектов Российской Федерации, как между собой, так и с китайскими партнёрами, отмечает эксперт. «В результате сложилась ситуация, при которой не только отсутствует готовый турпродукт по организации трансграничных прогулочных и круизных маршрутов по реке Амур, но и не ведётся централизованная работа по его формированию, - говорит Оксана Логвинова. - В этой связи наиболее перспективной видится реализация комплексного российско-китайского трансграничного проекта по развитию речного, в том числе круизного и прогулочного туризма по реке Амур с формированием соответствующего турпродукта и необходимой инфраструктуры». По мнению собеседницы STI, исходя из имеющейся инфраструктуры, наличия объектов турпоказа, основой трансграничного круизного маршрута может стать линия Благовещенск – Хэйхэ – Хабаровск – Фуюань (остров Большой Уссурийский). В перспективе её можно расширить вниз по течению Амура с выходом в Тихий океан, а также по реке Уссури до озера Ханка. «Не стоит исключать на этой линии и развитие коротких маршрутов с программами однодневного и прогулочного туризма», - считает Оксана Логвинова.

Для того, чтобы восстановить речной туризм на Амуре, необходимо решить множество вопросов, включая организацию пунктов пропуска, строительство дорог и отельной базы, обеспечение безопасности путешественников и т.д. Но, прежде всего, нужны круизные суда. Опытом Якутии в решении этой проблемы с участниками форума поделился Евгений Бало, генеральный директор «Ленатурфлота». Для того чтобы сохранить речные круизы в республике, было принято решение о модернизации флота. Сегодня компания организует туры по реке Лена и морю Лаптевых. В год «Ленатурфлот» перевозит порядка 10 тысяч туристов, в том числе иностранных. Средний двухнедельный тур стоит от 70 до 100 тысяч рублей. Несмотря на то, что цены достаточно высоки, туры раскупаются задолго до начала навигации.

«Мы можем только строить новые суда. Но и в этом случае, по подсчётам турбизнеса, окупаемость составит пару сотен лет»

Однако Амурская область и Хабаровский край свои суда сохранить не сумели: все они были списаны на металлолом. «Поэтому, к сожалению, этот опыт мы использовать не можем, - сожалеет Игорь Горевой, министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области. - Мы можем только строить новые. Но и в этом случае, по подсчётам турбизнеса, окупаемость составит пару сотен лет. Поэтому самый оптимальный вариант - субсидировать строительство судов через федеральный бюджет, через разные программы, чтобы 50%, а то и 80% компенсировало государство».

Учитывая географические особенности региона и интерес к развитию речного круизного туризм,а не только со стороны жителей российского Дальнего Востока, но и приграничных районов Китая, работа должна вестись параллельно, уверены участники форума. «Мы намерены предлагать услуги по прогулочным турам и турам выходного дня для китайцев в яхтенном туризме. Есть желание, чтобы остров Большой Уссурийский стал такой яхтенной зоной - маршрут вокруг острова протяжённостью около 50 км создаёт хорошие предпосылки. Но здесь есть проблема – правовое обеспечение этого вида туризма. Соглашения о плавании судов в подобных случаях должны заключаться не на региональном или федеральном уровнях, а на международном», - отметил Анатолий Ерёмин, начальник отдела развития туризма и международных связей управления по туризму минкультуры Хабаровского края.

Пограничные формальности, сетуют спортсмены-яхтсмены, становятся реальным препятствием для участия иностранных яхт в соревнованиях с продолжительными маршрутами

Необходимость решения вопроса с прохождением границы отмечают и власти Приморского края. У турокомпаний Приморья есть интерес не только организовывать маршруты выходного дня, формировать туры по встрече рассветов, что было весьма популярным в советские времена, но и предлагать гостям региона круизные путешествия по Японскому морю вдоль побережья Приморья и Хабаровского края. «Мы заинтересованы во включении порта Зарубино в перечень портов, куда могут заходить иностранные суда по упрощённому режиму, и турист имеет возможность безвизового пребывания на территории государства в течение 72-х часов. Мы так же заинтересованы в том, чтобы яхтам, после того, как они оформили соответствующие таможенные и пограничные процедуры, было разрешено хождение во внутренних водах. Сегодня они приходят во Владивосток, «открывают» границу, потом идут в Посьет. Но перед этим во Владивостоке границу «закрывают», а в Посьете таможенная и пограничная процедура снова повторяются», - поясняет Владимир Щур, заместитель руководителя департамента международного сотрудничества и развития туризма Приморского края. Кстати, на пограничные формальности сетуют и спортсмены-яхтсмены. Подобная ситуация становится реальным препятствием для участия иностранных яхт в соревнованиях с продолжительными маршрутами.

Начальник Управления по туризму провинции Хэйлунцзян Ли Бин сообщил, что в Китае есть собственная госпрограмма по развитию круизного туризма по Амуру до 2025 года. Однако, по мнению чиновника, для начала неплохо бы обеим сторонам организовать совместную экспедиционную поездку по реке. Это позволит предметно говорить о том, где, как и какие суда могут причаливать, и что необходимо для создания полноценной инфраструктуры. При этом муниципальные образования не должны оставаться в стороне. От них, прежде всего, необходима информация с указанием мест, где можно остановиться на ночёвку, пообедать, отдохнуть; перечень музеев, памятников, интересных природных объектов.

Принимавший участие в работе форума заместитель директора Департамента привлечения прямых инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономической деятельности Минвостокразвития РФ Сергей Лесков предложил рассмотреть возможность возведения инфраструктуры круизного речного туризма хотя бы на участке от Благовещенска до Хабаровска, используя механизмы государственно-частного партнёрства. При этом, по мнению федерального чиновника, активную позицию должны проявить и муниципалитеты. Так, к примеру, в Амурской области реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие туризма и этнокультурного наследия». Одним из пунктов программы предусмотрено развитие круизного туризма. Осуществление этих планов будет проходить в рамках создания туристско-рекреационного кластера «Города – Близнецы». На его финансирование в 2015 и 2016 годах будет направлено более 260 млн рублей.

Разработанные по итогам форума рекомендации направлены в Минкультуры РФ, Ростуризм и управление по туризму КНР. В ближайшее время будет создана совместная рабочая группа по изучению спроса на туристском рынке и разработке новых маршрутов в рамках международного пилотного проекта «Амур-круиз». Для привлечения инвесторов проект планируется представить на международных ярмарках и выставках. Результаты совместной работы будут обсуждаться на II международном форуме по развитию речного туризма, проведение которого запланировано на 2015 год.

Копирование либо частичное использование данного материала разрешается ТОЛЬКО при условии индексируемой гиперссылки на www.sibtourport.ru

Материал просмотрели 1519 посетителей