Высокий спрос на российские курорты уязвим и зависим от конъюнктуры | sibtourport.ru

Высокий спрос на российские курорты уязвим и зависим от конъюнктуры

6825
4 минуты
Высокий спрос на российские курорты уязвим и зависим от конъюнктуры
В условиях действия противоковидных ограничений сибиряки не отказались от привычки отдыхать на морских курортах, но были вынуждены изменить географию поездок. Итоги первого полугодия, с одной стороны, продемонстрировали наличие потенциала у черноморских курортов России приглушить избыточный спрос на отдых на море. С другой стороны, история с периодическим открытием и закрытием популярных зарубежных направлений свидетельствует о конъюнктурной природе многократно возросшего спроса на российские курорты и его зависимости от сторонних факторов.

Статистика перевозок крупнейшего на востоке от Москвы авиационного хаба – новосибирского аэропорта «Толмачёво» - по итогам первого полугодия текущего года показывает рост трафика в направлении морских курортов на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и лишь на треть уступает показателям доковидного 2019 года. Определённое давление на рынок оказывает и спрос, сформированный невозможностью выполнения туроператорами своих обязательств перед туристами в результате введения локдауна в 2020 году и закрытия отдельных направлений в текущем.


Будучи близким по абсолютным объёмам трафика на морские курорты к первому полугодию прошлого года текущий год по структуре пассажиропотока практически «отзеркалил» прошлый сезон. Если с января по июнь 2020 года 114,9 тысяч сибиряков выехали на зарубежные курорты и ещё 31,4 тысяча туристов отправились на российское побережье Чёрного моря, то в этом году получилось ровно наоборот: 33,2 тысячи сибиряков смогли улететь на заграничные пляжи, а 129,9 тысяч – на черноморские курорты России. В результате, если в первые полгода 2020 года 78,5% от числа туристов, отдохнувших на море, провели отпуск за рубежом, то в этом году практически те же 79,6% трафика «на море» составили гости российских курортов.


Стоит отметить, что результаты первого полугодия 2020 года были сформированы двумя разнонаправленными трендами. В первом квартале объёмы выездного курортного трафика росли опережающими темпами по отношению к 2019 году. И даже начавшееся с Китая закрытие направлений не ограничивало выездной турпоток, а лишь способствовало его перераспределению. Как следствие, первое полугодие 2020 года транслировало устоявшийся на региональном туррынке тренд доминирования выездных пляжных направлений. Однако введение в конце марта локдауна полностью обнулило выезд, и по мере ослабления карантинных мер во втором квартале 2020 года внутренний туризм стал безальтернативным для российских туристов.

Процесс формирования турпотоков на российские и зарубежные морские курорты в текущем году не был синхронным и зависел, в том числе, от субъективных факторов. После ожидаемого роста трафика в январе, связанного, в первую очередь, с отдыхом в каникулярный период, в феврале в обоих сегментах ожидаемо последовало снижение объёма перевозок. Зато после мартовского роста пассажиропотока, связанного, в первую очередь, с возобновлением полётов в Анталию из Новосибирска и кратном увеличении провозных ёмкостей на Симферополь и Анапу, напротив, обозначилась разнонаправленная динамика внутреннего и выездного турпотоков.


Запрет на полёты по наиболее популярным у сибиряков выездным направлениям пляжного туризма: Анталии и Занзибару, введённый 15 апреля, - даже на фоне открытия рейсов на Кипр (Ларнака, Пафос) и в ОАЭ (Шарджа, Рас-эль-Хайм), по итогам месяца сократил зарубежный трафик на 4,2%, повлияв на темпы роста «пляжного» выездного турпотока в мае-июне.

Закрытие Турции и Танзании повлияло на повышение спроса на российские Черноморские курорты. Ежемесячный прирост турпотока в период с марта по май составил порядка 50%. Чтобы понять, насколько репрезентативны проявившиеся в первом полугодии тенденции, целесообразно сравнить данные с показателями доковидного 2019 года.


В целом, несмотря на то, что два года назад отечественная экономика находилась под влиянием экономического кризиса, первые шесть месяцев 2019 года динамика перевозок на российские морские курорты была исключительно положительной. В низком сезоне (февраль – апрель) месячные колебания (как «в плюс», так и «в минус») в текущем году носили более выраженный характер, определявшийся процессами, происходящими в выездном сегменте рынка. И именно «разогретый» в период закрытия топовых выездных направлений рынок внутреннего туризма повлиял на то, что в начале фактического пляжного сезона на российских курортах не произошло кратного увеличения трафика, как, например, это было в июне 2019 года (рост в 2,7 раза).


Помесячная динамика трафика на зарубежные курорты ещё убедительнее демонстрирует экстремальность текущего сезона. Месячные колебания пассажиропотока в 2019 году были менее контрастными (приближены к нулевой отметке). Исключение составляет апрель – месяц традиционного перехода от зимних программ к летним. Отложенный спрос и открытие новых направлений в апреле текущего года позволяли вопреки многолетним трендам прогнозировать по итогам месяца значительный рост выездного турпотока на морские курорты. Однако уже упоминавшееся неожиданное закрытие Танзании и Турции привело к его сокращению, хотя и не столь значительному, как в апреле 2019 года.

Открытие в мае прямых рейсов в Каир и июньское возвращение в полётное расписание «Толмачёво» Турции привело к значительному увеличению объёмов трафика на зарубежные курорты и снижению избыточного спроса отдых на российском Причерноморье.

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...