Китайский турпоток в Россию. Объёмы. Сезонность. Точки входа | sibtourport.ru

Китайский турпоток в Россию. Объёмы. Сезонность. Точки входа

563
6 минут
Китайский турпоток в Россию. Объёмы. Сезонность. Точки входа
Региональный информационно-аналитический центр STI при информационной поддержке ассоциации «Мир без границ» открывает серию публикаций, посвящённых анализу въездного турпотока в РФ из Китая в рамках межправительственного соглашения о безвизовом обмене. Основным источником данных для подготовки публикаций является статистический массив, предоставленный STI компанией «Правовой центр «Бизнес-решения», официальным представителем китайской государственной страховой компании China Life Insurance Company Limited (CLI).

В соответствии с правилами организации безвизового туризма в Китае, все безвизовые группы должны проходить регистрацию в специальной электронной системе Министерства культуры КНР. В рамках данной системы всех групповых туристов в обязательном порядке страхует китайская государственная компания China Life Insurance Company Limited (CLI). Таким образом, теоретически статистика CLI охватывает весь объём организованного туристского потока из КНР в Россию.

Объёмы въездного турпотока в 2019 году

Согласно данным пограничной службы ФСБ РФ, в 2019 году Россию посетили порядка полутора миллионов (1.499.237) граждан КНР. В том числе, по информации АТОР, по «безвизовому каналу» в составе туристических групп в Россию въехали 1,2 миллиона китайских туристов, что составляет 80% от въездного потока из Поднебесной.

В то же время, согласно данным компании «Правовой центр «Бизнес-решения», официального представителя компании China Life в России, в 2019 году было застраховано около 1,082 млн китайских туристов, посетивших нашу страну в рамках межправсоглашения о безвизовом обмене. Технически для подготовки публикации специалистами страховой компании были обработаны данные по 987,7 тысячам туристов (91,4% от общего числа застрахованных туристов).

Расхождение с данными Ростуризма, на которые ссылается АТОР, в компании «Правовой центр «Бизнес-решения» связывают с тем, что «электронный документооборот между российскими и китайскими уполномоченными государственными органами при реализации межправсоглашения носит фрагментарный характер». Кроме того, эксперты компании предполагают, что в системах межгосударственного учета могут существовать определенные недоработки, что, возможно, и приводит к расхождению официальной российской статистики с данными китайской государственной страховой компании.

Точки входа

Несмотря на распространённые стереотипы о концентрации китайских туристов в регионах восточной России, на Дальний Восток и Сибирь приходится немногим более четверти (27,1%) организованного китайского турпотока. Более половины (55%) групповых туристов из КНР в прошлом году принял московский авиационный узел. Ещё 17,6% въездного китайского турпотока прошло через пункты пропуска Северо-Западного федерального округа, главными воротами которого стали петербургские аэропорт «Пулково», Финляндский железнодорожный вокзал и Пассажирский морской порт, обслужившие 92,3% объёма окружного китайского турпотока.


Помимо четырёх вышеперечисленных федеральных округов приём китайских групп на регулярной основе, но в гораздо меньших объёмах осуществлял главный аэропорт Уральского федерального округа - екатеринбургский «Кольцово» (0,4%). Разовые группы китайских туристов прибывали в Россию через аэропорты Сочи и Казани, на долю которых в совокупности пришлось порядка одной сотой процента организованного въездного турпотока из КНР.

Основной точкой входа в РФ для китайских тургрупп в 2019 году традиционно стал столичный аэропорт «Шереметьево», принявший на себя 39,5% въездного китайского турпотока. В компании с петербургским «Пулково» и столичным «Внуково», первая «тройка» отечественных аэропортов приняла на себя почти две трети (64,5%) китайского турпотока.


Всего в топ-10 пунктов пропуска, принимавших китайских туристов в 2019 году, вошли шесть КПП, расположенных в аэропортах, три автомобильных (все дальневосточные) и один водный – ОПК «Хабаровский речной порт». Стоит отметить, что в рейтинге выездных пунктов пропуска Хабаровский речной порт уступил место в топ-10 автомобильному пункту пропуска «Торфяновка» близ Выборга, который в списке ключевых «точек входа» занимал только тринадцатую позицию.

Перемена позиции МАПП «Торфяновка» связана со значительным превышением (26%) числа китайских туристов, выехавшими через данный КПП, над въехавшими. В целом такие колебания не характерны для пунктов пропуска, входящих в топ-10 по объёму обслуженного китайского турпотока. В большинстве случаев это разница составляет менее 2%. Исключение составляют Иркутский аэропорт (16% превышение въезда над выездом), «Домодедово» (21% преимущество въезда), новосибирский «Толмачёво» (+19% выезд) и приморский МАПП «Пограничный» (+22% выезд).

Разрывы в показателях въезда и выезда китайских туристов по отдельным пунктам пропуска связаны со спецификой построения транзитных маршрутов по территории РФ. Как следствие, даже КПП на территории одного субъекта Федерации могут иметь различную направленность. Например, число туристов въехавших в Россию в 2019 году через Пассажирский морской пункт Петербурга, почти в два раза (+94,9%) превышает количество их соотечественников, отправившихся в обратном направлении. В то время как КПП Финляндского вокзала Санкт-Петербурга зарегистрировал превышение выезда китайских туристов над въездом в 2,6 раз. Всего же по трём пунктам пропуска «северной столицы», включая аэропорт «Пулково», соотношение въезда и выезда китайских туристов оказалось довольно сбалансированным: разница между годовыми показателями составила полпроцента.

С другой стороны, при создании межрегиональных маршрутов входящие в них регионы могут разделить между собой функции точек входа и выхода. Данная ситуация типична для сибирских хабов, с одной стороны привлекательных с точки зрения транспортной логистики, с другой – не обладающих достаточными инфраструктурными возможностями для «удержания» китайских туристов на своей территории во время всего срока их путешествия.

Этим обстоятельством объясняется и ротация во въездном и выездном рейтингах иркутского аэропорта с МАПП «Благовещенск», где число въехавших и выехавших китайских туристов в 2019 году было абсолютно идентично.

В целом основным транспортным средством для организованных путешествий китайских граждан в Россию является авиационный транспорт, на долю которого по итогам 2019 года пришлось 81% въездного турпотока. Каждый шестой (17,3%) китайский турист въехал в Россию наземным транспортом (авто и железнодорожный) и только менее 2% использовали водный.


Сезонность

Динамика китайского турпотока имеет ярко выраженную сезонность. 2019 год не стал исключением. Традиционное резкое увеличение въездного турпотока в мае (+72,6% к апрелю), позволило ему уже в заключительный месяц весны преодолеть знаковый рубеж в 100 тысяч человек. Пик интереса китайских туристов зафиксирован в июле-августе, когда в нашу страну в рамках безвизового обмена въехало соответственно 170 и 167,5 тысяч граждан Поднебесной.


Осенью наступил ожидаемый спад, и к декабрю объёмы организованного въездного турпотока из КНР опустились до минимального в 2019 году уровня – 24,4 тысячи человек.

Следует отметить, что часть турпотока, базирующаяся на авиаперевозках, менее подвержена сезонным колебаниям. В зависимости от времени года месячный показатель числа туристов, использовавших для путешествия в нашу страну воздушный транспорт, находился в пределах от 2,6% (декабрь) до 15,5% (август).

Иная ситуация сложилась с туристами, прибывавшими железнодорожным или автомобильным транспортом, где диапазон месячных колебаний составил от 1,1% (январь) до 27,7% (июль) от годовых показателей по данной группе. Соответственно, если в целом за два пиковых месяца – июль и август – в РФ в рамках межправительственного соглашение о безвизовом туристическом обмене въехали порядка трети (34,3%) китайских туристов, то в группе туристов, прибывших в Россию наземным транспортом, показатель за те же два летних месяца, превысил половину (51,7%) от годового турпотока.


В следующей публикации в рамках совместного проекта STI и Ассоциации «Мир без границ» будет представлен портрет среднестатистического китайского туриста.

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

Читайте также

  • Комментарии
Загрузка комментариев...