полгода назад для компаний, работающих на российско-китайском направлении, этот вид туризма был настоящей золотой жилой. Приморцы ехали в приграничные Хуньчунь и Суйфэньхэ на несколько дней попить пива, пройти недорогие спа-процедуры, посетить стоматологические кабинеты, обновить гардероб. Сегодня, по оценкам экспертов STI, турпоток на китайском направлении просел на 40-50%. Турфирмы ищут пути оптимизации бизнеса, а то и вовсе принимают решение о его продаже."> Приграничный туризм между Приморьем и Китаем сократился на 50-70% | sibtourport.ru

Приграничный туризм между Приморьем и Китаем сократился на 50-70%

23
7 минут
Приграничный туризм между Приморьем и Китаем сократился на 50-70%
Приграничный туризм между Приморьем и северными провинциями Китая всё больше напоминает сдувшийся шарик. Ещё полгода назад для компаний, работающих на российско-китайском направлении, этот вид туризма был настоящей золотой жилой. Приморцы ехали в приграничные Хуньчунь и Суйфэньхэ на несколько дней попить пива, пройти недорогие спа-процедуры, посетить стоматологические кабинеты, обновить гардероб. Сегодня, по оценкам экспертов STI, турпоток на китайском направлении просел на 40-50%. Турфирмы ищут пути оптимизации бизнеса, а то и вовсе принимают решение о его продаже.

Последние годы пункты пропуска на границе с Китаем не справлялись с нагрузкой, поэтому было принято решение строить новые, пропускные показатели которых были увеличены почти в двое. Правда, к саммиту АТЭС-2012 завершить работы не успели, деньги были потрачены, возбуждены уголовные дела. Тем временем туристы пересекают российскую границу через пункты пропуска, похожие на сарайчики. Самыми проблемными днями работы пунктов пропуска были праздники, в эти дни нагрузка превышала среднестатистические показатели в два-три раза. Выстраивалась вереница из автобусов с туристами, некоторые компании занимали очередь с ночи.

В новом году на пунктах пропуска тишина. Нет очередей, шума, выяснения отношений - кто и за кем стоял, чьи баулы будут грузить в первую очередь. Если ещё год назад на новогодние праздники границу с Китаем у Суйфэньхэ за 10 дней пересекли более 4,6 тысяч человек при пропускной способности АТПП 1440 человек, то в этом году в провинцию Хэйлунцзян отправились около 1400 туристов. Сокращение потока в Хуньчунь за этот же период составило 48,1% (7 тысяч против прошлогодних 13,5).

Если ещё год назад на новогодние праздники границу с Китаем у Суйфэньхэ за 10 дней пересекли более 4,6 тысяч человек при пропускной способности АТПП 1440 человек, то в этом году в провинцию Хэйлунцзян отправились около 1400 туристов

Своё слово сказало падение курсовой стоимости рубля . В приграничных городах немногочисленных туристов встречают пустые рестораны, сауны, номер в гостинице можно заказать по приезду даже в самый пиковый день. «Юань растёт, как на дрожжах. И если в начале года за 1000 рублей давали 100 юаней, то сейчас уже 85. При том, что в приграничном Суйфэньхэ официально можно расплачиваться рублями, китайцы боятся российских денег – они не успевают сбывать и менять их. Поэтому туристам, отправляющимся в Китай, рекомендуем юани покупать на территории Приморья, это сегодня даже выгоднее, чем осуществлять обмен в Поднебесной», - рассказывает Дмитрий Сиволовский, директор компании «Приморавтотранс-тур».

Впрочем, причины падения спроса специалисты видят не только в экономическом кризисе. «В большинстве случаев, отправляясь в турпоездку, люди едут за впечатлениями. А их уже подкрепляют шопингом, участием в карнавалах и фестивалях, знакомством с национальной кухней. Приграничный Китай не предоставляет таких развлечений, - продолжает Дмитрий Сиволовский. - Два года назад, когда Суйфэньхэ по числу посещений стал обходить ещё один приграничный городок – Хуньчунь, возникло замешательство. Терять туристов, а соответственно и прибыль, никто не хотел. Мы предлагали (китайским партнёрам – STI) сделать грамотный реестр туробъектов, а в Суйфэньхэ есть что посмотреть и где отдохнуть, разработать непродолжительные экскурсии, познакомить с новым турпродуктом приморские компании, послушать их мнения и предложения, чтобы учесть менталитет российских туристов, но всё осталось на прежнем месте. Теперь, теряя туристов, китайский бизнес, начинает нервничать».

Эксперты STI отмечают, что снизился и встречный турпоток в Россию. У китайского турбизнеса свой взгляд на эту проблему. К примеру, в Суйфэньхэ уже давно нет проблем с языком, обменом денег, меню, вывесками на русском языке. Во Владивостоке вряд ли продавец, даже в популярных у китайцев ювелирных магазинах, сможет говорить с туристами на языке Конфуция. В Суйфэньхэ всё в шаговой доступности, во Владивостоке необходимо задействовать транспорт. Директор компании «Кай Сян» Ли Бай, возглавляющая в приграничном Суйфэньхэ местную туристическую ассоциацию из 32 компаний, подчеркивает, что город предлагает туристам из России поездку в аквапарк, обзорную экскурсию, рыбалку, поездку на пикник, зимой – лыжный отдых, летом – купание в озёрах, а Владивосток этим похвастаться не может.

В конце декабря на заседании Межведомственной комиссии по реализации Соглашения на территории Приморского края принято решение сократить в 2015 году число работающих с Китаем на безвизовой основе региональных туроператоров с 83 до 70 компаний. Однако, по мнению экспертов STI, фактическое сокращение числа субъектов межправсоглашения по итогам года может оказаться более серьёзным

В свою очередь, приморский турбизнес неоднократно подчёркивал, что у китайских туристов очень маленький бюджет при посещении российского региона, отсюда и скромные условия питания, проживания и экскурсионные программы. Поэтому китайским операторам приходится искать нестандартные решения. Например, компания «Кай Сян» прошлым летом организовывала группу из ста велотуристов. Необычные тургруппы посетили Владивосток перед Новым годом, причём инициаторами опять оказались китайцы. «С китайской стороны туристов в декабре у нас мало. Холодно. Они летом тяготеют к морю. Но именно этот фактор – холод и снег – стал решающим в приёме групп китайских любителей зимнего плавания из южных и восточных провинций. Уж очень им захотелось поплавать зимой в водах Амурского залива, – рассказывает Ольга Коротя, директор туркомпании «Аякс-Тур». – Связались с нашими «моржами», договорились о проведении совместных заплывов – марафон, индивидуальные дистанции, эстафета. Каждый из китайских туристов, участвоваших в этих мероприятиях, получил свидетельство «моржа». Кроме двухдневного «моржевания» – пробных заплывов и соревнований, организовали культурную программу, дегустацию блюд национальной кухни, экскурсии».

Между тем и приморский, и китайский турбизнес готовится к оптимизации, а кто и вовсе к прекращению своей работы. «Если раньше последние две недели до наступления Нового года телефоны раскалялись, то сейчас единичные звонки. Ищут, что дешевле. А ведь в офисе люди работают в полном составе. Разговоры об оптимизации бюджета – уже не тайна. Кто-то в компаниях сокращает рекламу, кто-то отправляет сотрудников в отпуск без содержания, кто-то переходит на дежурный режим работы. Да и с валютой в банках нередко напряжёнка: чтобы купить доллары или юани, приходится ноги побить», - рассказывает Елена Токарева, директор турокомпнии «Женский клуб «Илана». Накануне Нового Года люди массово отказывались от уже оплаченных новогодних туров в приграничный Китай. В итоге в том же Хуньчуне на новогодние праздники из 16 ресторанов работали только четыре.

В Приморье уже появились предложения о продаже турфирм. К примеру, за компанию, которая почти семь лет на рынке, просят 19 млн рублей. В придачу – 17 сотрудников, три офиса, раскрученное имя на рынке, заключённые на выгодных условиях прямые договоры с иностранными партнёрами, работающий сайт, система бронирования авиабилетов, отелей и круизов, клиентская база. В конце декабря на заседании Межведомственной комиссии по реализации Соглашения на территории Приморского края принято решение сократить в 2015 году число работающих с Китаем на безвизовой основе региональных туроператоров с 83 до 70 компаний. Однако, по мнению экспертов STI, фактическое сокращение числа субъектов межправсоглашения по итогам года может оказаться более серьёзным.

Китайский бизнес тоже опасается негативного развития ситуации. Если в 2013 году компания «Кай Сян» приняла около 18 тысяч россиян, то в 2014 году турпоток едва превысил 10 тысяч человек. Туркомпании стали принимать меньше туристов не только из-за экономического кризиса, но и вследствие того, что туристы получили право на самостоятельные безвизовые поездки. Объявление о предстоящем создании электронной торговой площадки в свою очередь осложняет перспективы шоп-туризма.

Заместитель директора департамента по туризму Суйфэньхэ Ван Тао, настроен более оптимистично и считает трудности временными и преодолимыми, делая ставку на длительные отношения между странами и регионами, а также на новые возможности, например развитие трансграничного бизнеса. По мнению чиновника, туркомпаниям, чтобы сохранить клиентов и остаться на плаву, необходимо использовать новые проекты себе во благо, например. размещать рекламу и предложения на электронной торговой площадке, которая организована в приграничном Китае. Инструмент решения проблем китайский чиновник видит в снижении себестоимости турпродуктов и расширении приграничного сотрудничества.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...