
Шерегеш, наряду с углём и харизматичным губернатором, называют одним из базовых брендов Кемеровской области. Между тем, туристический потенциал Кузбасса не исчерпывается возможностями горнолыжного курорта. Регион богат объектами культурного и природного наследия, здесь активно развивается событийный, речной и агротуризм. Однако эти направления известны узкому кругу специалистов и потенциальных туристов, что сдерживает возможности местных предприятий туризма по формированию и продвижению продуктов и услуг. С целью их поддержки в Кемеровской области сформирован уникальный для сибирского турбизнеса механизм – туристско-рекреационный кластер (ТРК).
В настоящее время поддержка индустрии туризма Кузбасса направлена на помощь в создании новых проектов и продвижении турпотенциала области и осуществляется при поддержке регионального и федерального бюджетов. Исходной причиной, по которой власти промышленно развитого региона обратили внимание на туристскую отрасль, стала высокая доля кооперации предприятий малого и среднего бизнеса в сфере туризма. Именно это «движение снизу» позволило сделать меры господдержки адресными, а потому эффективными. При этом адресатом финансирования являются не отдельные конкретные участники рынка, а туристское сообщество в целом.
Адресатом финансирования являются не отдельные конкретные участники рынка, а туристское сообщество в целом
Днём рождения туристско-рекреационного кластера Кузбасса можно считать 13 октября 2015 года, когда Коллегия Администрации Кемеровской области утвердила проект его Стратегии, подготовленный областным Департаментом молодёжной политики и спорта, Центром кластерного развития и Региональным ресурсным центром индустрии туризма. Целью развития ТРК заявлены повышение конкурентоспособности предприятий индустрии туризма области, продвижение внутреннего туристского продукта, а также расширение спектра туруслуг в регионе.
В настоящее время ТРК Кемеровской области объединяет 96 компаний, абсолютное большинство (82,3%) которых представляют малый и средний бизнес. В их число входят 13 туроператоров, 27 турагентств, 14 средств размещения, а также предприятия, оказывающие сервисные услуги, производители одежды и сувениров. Совет кластера состоит из 26 человек. Его работу возглавляет Ольга Кожемяко, директор новокузнецкого турагентства «Белый камень». Связь кластера с региональной и федеральной властью по нормативно-правовой, административной и финансовой линии осуществляет Центр кластерного развития, руководителем которого является Наталья Чурсина.
Ежегодно в первом квартале составляется план работы кластера, объявляется сбор заявок на получение господдержки, после чего на собрании Совета кластера происходит защита и отбор заявок путём обсуждения каждого проекта и голосования. Далее Центр кластерного развития по каждой заявке проводит тендеры по отбору исполнителей, после чего происходит контрактация и реализация проектов. Таким образом, участники кластера получают не деньги на реализацию проекта, а квалифицированного исполнителя. По такому принципу в 2017 году реализовывается общекластерная заявка по созданию дизайна каталога туристского потенциала Кузбасса. Центр кластерного развития непосредственно финансирует работу компании, победившей в конкурсе, а члены кластера получают готовый продукт – макет каталога.
Работа в рамках кластера позволила игрокам регионального рынка перейти от узкого видения целей развития собственной компании к пониманию общеотраслевых задач. По словам Константина Юматова, руководителя Регионального ресурсного центра индустрии туризма, на первых собраниях Совета кластера не было общего представления развития региона. «Представители турбизнеса чаще предлагали индивидуальные проекты для конкретных предприятий, - вспоминает эксперт. - Сейчас же благодаря общей площадке в формате кластера есть возможность диалога власти, бизнеса, образования и культуры. В результате стали формироваться коллективные общекластерные проекты, которые Совет кластера и Центр Кластерного развития поддерживают финансированием из регионального и федерального бюджетов».
Центр кластерного развития непосредственно финансирует работу компании, победившей в конкурсе, а члены кластера получают готовый продукт – макет каталога
Одним из направлений деятельности, которое поддерживается за счёт бюджетных инвестиций, является брендирование, позиционирование и продвижение новых продуктов и услуг. Например, в рамках профинансированных ТРК работ был разработан бренд-бук кластера, созданы сайт (visit-kuzbass.ru) и единая фото-база достопримечательностей региона, организованы рекламно-информационные туры в Шерегеш, Поднебесные зубья, круиз по писаным скалам реки Томь, организован тур для блогеров в Шерегеш. По свидетельству Елены Николаевой, старшего менеджера компании «Инес тур», проведение ознакомительного круиза «Каменный Эпос Притомья» увеличило интерес региональных турагентов к продажам туров.
ТРК берёт на себя организацию участия кемеровских компаний в отраслевых выставочных мероприятиях в части оплаты организационного взноса, аренды выставочных площадей и оборудования, застройки коллективного стенда. «Самостоятельно предприятиям туриндустрии сложно участвовать в международных выставках, - отмечает Лариса Юсифова, завотделом экскурсий, туризма и связей с общественностью музея-заповедника «Томская Писаница». - А кластер позволяет сократить расходы на оплату оргвзноса и площадей».
В 2015 году компании кластера участвовали в московской международной выставке MITT и в новосибирской SIТТ. В этом году одной из площадок для продвижения региона был выбран Workshop STI. Восемь кузбасских компаний представят туристский потенциал области в Омске, Новосибирске, Красноярске и Иркутске. Четыре компании от туристско-рекреационного кластера в сентябре приняли участие в международной выставке «Отдых» в Москве. Кроме того, в этом году в Кемерово был организован «Кузбасский туристский форум – отдых, путешествия, гостеприимство», участие в котором приняли представители турбизнеса Кемеровской, Новосибирской областей и Алтайского края.
ТРК финансирует организацию и проведение обучающих тренингов, семинаров с привлечением сторонних преподавателей для обучения сотрудников кузбасских компаний по различным специальностям : от экскурсоводов и управляющих гостиничным бизнесом до технических работников горнолыжных подъемников. Также в рамках деятельности ТРК в 2016 году проведена добровольная классификация средств размещения и горнолыжных трасс, сертификация услуг турагентов и туроператоров в системе сертификации ГОСТ Р.
Одним из ключевых направлений деятельности ТРК является бизнес-планирование. Участниками кластера создана дорожная карта по развитию въездного туризма в Кемеровскую область из Китая. Разработаны бизнес-планы для новых совместных проектов участников кластера.
Показателем эффективности заложенных в ТРК механизмов является активное участие региональных компаний в его работе. «Успешная совместная деятельность, создание партнёрских проектов, возможность повышения квалификации сотрудников, сокращение расходов компаний по продвижению турпродукта, объединение усилий для позиционирования туристских ресурсов Кемеровской области – очевидные результаты деятельности кластера», - констатирует Наталья Паршикова, директор компании «Каскад Трэвел».
Фото: shkola20-lk.ucoz.ru
Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен