Нужны ли туризму QR-коды на объектах показа | sibtourport.ru

Нужны ли туризму QR-коды на объектах показа

5
6 минут
Нужны ли туризму QR-коды на объектах показа
За последние два-три года во многих городах Сибири и Дальнего Востока появилась система QR-кодов для маркировки историко-культурных объектов. Теперь владельцы смартфонов имеют возможность в Бийске, Барнауле, Петропавловске-Камчатском, Сузуне, Улан-Удэ, Хабаровском крае, в районах Горного Алтая и других местах получить информацию о зданиях и памятных местах, прогуливаясь рядом с ними.

Использование QR-кодов в познавательных целях давно известно за рубежом. Пионерами в этой сфере являются японцы: в начале 2000 года QR-коды проникли в Японии практически во все сферы жизни. Затем настала очередь Европы и северо-американского континента. Сегодня к QR–движению присоединяется всё больше городов России - обычно администрация действует в тандеме с одним из мобильных операторов. Зачастую, презентуя запуск такой услуги, организаторы предполагают, что появление информативных штрих-кодов поможет в продвижении городов и будет способствовать развитию внутреннего туризма. Однако пока, уверены эксперты, такие выводы выглядят излишне оптимистично. Так, руководитель Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири Наталья Куцевол считает, что при отсутствии узнаваемого имиджа города, наличие QR-кодов, например, в Новосибирске, никак не влияет на продвижение: «Это такие точечные траты, непонятно для кого. К туризму в городе это не имеет отношения». По мнению руководителя РОСТ Сибири, в зарубежных странах, где мощно развит самостоятельный туризм, наличие подобных технологий оправдано, а в Сибири пока никем не изучено, как они работают.

С тем, что мобильные технологии входят в туристическую сферу стремительно, спорить никто не берётся. Однако исследования, каким образом их правильно встраивать в инфраструктуру городской среды, пока не ведутся. По мнению Виктора Данна, директора туроператорской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь», даже то, что уже сделано, не освещается должным образом: «Самая большая проблема, которая существует сегодня – полное отсутствие информации о наших делах. Так или иначе, развиваются услуги, объекты размещения, сфера услуг в туризме, но нет (в Новосибирске – STI) сайта с описанием всех наработок. Нужно вести статистику. Кто отслеживает, сколько человек воспользовалось?».

«QR-коды могли бы привлечь в Красноярск туристов из азиатских стран, которые лидируют в использовании подобных современных «фишек», да и в целом сделать город более дружелюбным для самостоятельных путешествий»

Следует отметить, что работа по повышению эффективности QR-продуктов в регионе ведётся, во многих городах информация, считываемая мобильным устройством, уже предлагается на нескольких языках. Но пока турагенты называют достижения скромными: «Если (на QR-кодах – STI) появится ссылка на англоязычный сайт или на сайт с разными языками, то, думаю, это будет плюс. Но это не такая новость, чтобы делать об этом рассылку иностранным клиентам, так как у них такая услуга есть везде», - подчёркивает Олеся Варнавиду, руководитель отдела приёма новосибирской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь». Анна Шеллер, исполнительный директор компании «Саянское кольцо», предполагает всё же, что на сегодняшний день традиционные способы продвижения продукта гораздо эффективнее: «Не все слои населения оснащены современными гаджетами, люди старшего возраста QR-кодами пользоваться не будут. Если говорить о въездном туризме, то QR-коды могли бы привлечь в Красноярск туристов из азиатских стран, которые лидируют в использовании подобных современных «фишек». Да и в целом QR-коды могли бы сделать наш город более дружелюбным для самостоятельных путешествий. Хотя считаю всё же более действенной печатную информации об объектах – вывески, плакаты, табло с исторической справкой на русском и английском языках или аудиогиды».

При появлении первых штрих-кодов на зданиях и памятниках звучали предположения, что они могут стать невольными конкурентами профессиональным экскурсоводам. Однако в каждом таком маркере зашифрован совсем небольшой объём информации, поэтому эти информационные «точки» в большей степени ориентированы на самостоятельных туристов и горожан. «Какой это конкурент гиду? Мы люди, и для нас важны эмоции и живое общение, - уверена Наталья Куцевол. - И когда проводится экскурсия, она как минимум три аспекта захватывает – визуальный, аудиальный и осязательный. Эти коды только визуальный контакт имеют».

В сегодняшней ситуации дефицита квалифицированных экскурсоводов в сибирских городах вопрос конкуренции может решиться сам собой. «Коды экскурсоводам будут в помощь. Пока конкурировать не с кем, - отмечает Виктор Данн, - У нас самая большая проблема - отсутствие надлежащего количества гидов-экскурсоводов. Никто их не готовит. Осталось наследие с тех советских времен, когда подходили очень серьёзно к вопросу подготовки специалистов. Гид-экскурсовод – человек очень образованный, который разбирается и в политике, и в истории, и в культуре, и в архитектуре. Извечное изречение «кадры решают все» сегодня очень актуально». Проблема отсутствия комплексного подхода в развитии и продвижении внутреннего туризма – основная претензия региональных турагентов - даёт о себе знать даже в такой, казалось бы, периферийной теме, как появление QR-кодов на улицах городов. «Нужно очень много работать, чтобы Новосибирск хоть как-то приблизить к городу, который будет привлекателен с точки зрения туризма, а не только центральную улицу демонстрировать», - полагает Ольга Гоголева, директор туроператорской компании СКАТТ.

Впрочем, в тех крупных центрах, где новинка всё ещё не появилась, к идее маркировки достопримечательностей относятся с позитивом. Любое дополнительное средство знакомства с историей и культурой города приветствуется. «Не так давно мне задали вопрос: кто из красноярцев получил звезду Героя в годы войны, - говорит Зульфия Рыжова, менеджер туристической компании «Атлантис». - Вопрос поставил меня в тупик, мне подсказывали, что их именами названы улицы нашего города. К своему стыду, я смогла вспомнить лишь троих. Поэтому всё, что будет просвещать нас - важно и нужно». На взгляд Варвары Рудовской, руководителя отдела специальных проектов красноярского филиала ИД «Комсомольская правда», идея с QR-кодами привлекательна и перспективна именно для развития внутреннего туризма: «В Москве на многих зданиях есть такие таблички – это удобно, сама не раз пользовалась. «Комсомолка», между прочим, тоже попыталась подступиться к этой идее, тем более, наши технические возможности позволяют. Увы, сразу стало понятно, что размещение табличек на исторических зданиях – памятниках федерального и краевого значения, процесс очень сложный. Хотя можно делать интересные вещи: не только исторический контент, но и какие-то личные истории, воспоминания красноярцев. От памятника к памятнику можно выстроить оригинальные тематические маршруты, так, чтобы информация была полезна не только туристу, но и коренным красноярцам Наш город такой многогранный, и тайн в нём великое множество». По мнению эксперта, таблички с QR-кодами - идеальный вариант частно-государственного партнерства. «Думаю, так или иначе, проект к Универсиаде будет реализован, - надеется собеседница STI. - Какими силами, на чьи деньги: бюджетные или частные, - другой вопрос. Я, конечно, за второй вариант. Скромное упоминание партнёра на табличке не испортит идеи проекта и позволит бизнесу показать и свое отношение к городу, и интерес к значимым социальным инициативам».

* QR  (quick response) – «быстрый отклик» (англ.)

  • Комментарии
Загрузка комментариев...