Развитие систем бронирования ставит под вопрос перспективы турагентской деятельности | sibtourport.ru

Развитие систем бронирования ставит под вопрос перспективы турагентской деятельности

13
5 минут
Развитие систем бронирования ставит под вопрос перспективы турагентской деятельности
На сегодня каждый второй авиабилет в России приобретается онлайн. Развитие рынка электронных авиабилетов привело к тому, что профессия авиакассира в турфирме стала исчезающей. Умные алгоритмы онлайн-сервисов бронирования позволили турагентам стать самостоятельнее: теперь можно без авиакассира комбинировать тарифы, сложные маршруты, выписывать маршрутные квитанции, оплачивая дистанционно и получая QR-коды вместо привычных бумажных билетов. Пришло время определить следующее слабое звено, которым, вполне вероятно, может стать сам турагент.

В чём заключаются перспективные риски турагентской деятельности? С одной стороны, российскому рынку выездного туризма, так или иначе, приходится иметь дело со стремительным ростом числа самостоятельных путешественников. С другой, роботы всё жёстче атакуют человеческий потенциал туриндустрии. Оборот одной только платформы Booking.com в 2016 году составил около $55 млрд. Современные технологии бронирования готовы заменить турагента, будучи доступными 24 часа в сутки в любом месте, где есть интернет, чутко реагируя на просмотры, доставляя новые предложения и привлекая клиентов бонусными программами.

Число самостоятельных путешественников, по оценке экспертов, будет неизменно увеличиваться. На данный момент фактором, сдерживающим этот рост, является уровень доходов населения. В докладе аналитического агентства Data Insight, представленного на конференции «Электронная коммерция и агентский бизнес», озвучен прогноз, согласно которому улучшение экономической ситуации в России приведёт к «взрывному» росту онлайн-покупок. И, если, по данным Data Insight, в 2016 году, онлайн-продажи в авиа- и ж/д-сегментах составили порядка 20%, а бронирование отелей и турпакетов оценивается в скромные 12% на рынке туруслуг, то уже в ближайшей перспективе онлайн-площадки могут отвевать себе значительную долю рынка.

Если в 2016 году, онлайн-продажи в авиа- и ж/д-сегментах составили порядка 20%, а бронирование отелей и турпакетов оценивается в скромные 12% на рынке туруслуг, то уже в ближайшей перспективе онлайн-площадки могут отвевать себе значительную долю рынка

Стремительное развитие интернет-сегмента ставит под вопрос перспективы классического турбизнеса, и понимание этой проблемы присутствует в профессиональной среде. «В наше время только ленивый самостоятельно не найдёт подходящие билеты или нужный отель в интернете. Многие туристские агентства сейчас выполняют лишь функцию «нажать две кнопки и сделать бронь», не будучи способными мало-мальски проконсультировать ни по направлению, ни по отелям. Не удивительно, что технологически продвинутые туристы часто предпочитают обойтись своими силами», - описывает ситуацию Светлана Мисьник, директор красноярского турагентства «Эдельвейс» в статье, опубликованной на сайте турфирмы. Между тем, по мнению эксперта, выжить на рынке смогут турагенты, способные убедить клиента в своей необходимости. «Турпродукт при правильной и профессиональной подаче его клиенту становится не менее интересным, чем индивидуальное планирование поездки, при этом будет соответствовать пожеланиям о предполагаемом бюджете путешествия, - полагает Светлана Мисьник. - А приобретение тура по выгодному спецпредложению дня или акции «Раннее бронирование» станет приятным бонусом для клиента, которому, возможно, уже не захочется вступать в полемику на тему о том, что лучше: самостоятельность или оптимальные решения, которые способен предложить его турагент?»

Не последнюю роль в формировании положительного имиджа турагентства и доверительного отношения клиентов, по мнению экспертов, может сыграть общение в соцсетях. Необходимо уметь говорить с потенциальным клиентом. «Поэтому для тех, кто дорожит наработанной клиентской базой и намерен выдерживать конкуренцию на рынке, крайне важно быть в постоянном контакте со своими клиентами, заниматься ликбезом, подсказывать оптимальные решения задач, освещать последние новости и новинки направлений и туристического рынка», - утверждает Светлана Мисьник.

Причём, уверены эксперты, турагенты способны выдержать конкуренцию и в сегменте массового туризма. «Турагенту, имеющему в своем арсенале пакетные туры, которыми он действительно может и легально вправе привлечь клиента, необходимо продумать интернет перспективы своего продвижения, - считает Ксения Серебренникова, менеджер иркутского турагентства «Аликанте». - Ведь именно на массовых направлениях, которые традиционно пользуются спросом, есть все шансы заполучить клиента, доказав выгоду приобретения турпакета и удобство работы с агентством в дистанционном режиме».

Поддержку в противостоянии с агрегаторами турагенты могут найти у туроператорских компаний, уже вступивших в конкурентную борьбу за место под виртуальным «солнцем» с мировыми системами бронирования. Предлагаемые туроператорами системы бронирования должны стать инструментом для заработка турагентств.

Серьёзную поддержку турагентам может оказать дальнейшее регулирование отношений между всеми участниками рынка туруслуг. Пока отраслевой закон и электронная путёвка не касаются таких игроков как Booking.com. И хотя у «Букинга» в России зарегистрировано юридическое лицо (ООО «БУКИНГ.КОМ РУСИА»), хозяйственной деятельности с партнёрами в России оно не ведёт. Денежные средства уходят напрямую в места размещения, минуя и турагентов, и туроператоров, и налоговых инспекторов. В то время как турагенты и туроператоры платят налоги в местный бюджет.

В связи с этим, серьёзным достижением можно считать принятие в 2016 году Федерального закона №244-ФЗ, в соответствии с которым с 1 января этого года иностранные компании, продающие электронные услуги и контент российским пользователям, должны уплачивать НДС на территории России. Насколько прозрачной будет их отчётность, ещё предстоит оценить. Но опыт Евросоюза показывает, что делятся своей прибылью такие компании неохотно. Так, по итогам аудиторской проверки в 2016 году налоговые службы Франции предъявили корпорации Priceline, владеющей системой бронирования отелей Booking.com, иск на сумму 356 млн евро.

Опрошенные STI эксперты не считают перспективным путём эволюции турагентской деятельности уход в travel consulting. «Сулящая выгоды работа консультанта-фрилансера выглядит безоблачной только на первый взгляд, а в перспективе неизбежно уводит деятельность турагента в зону серого дохода», - предупреждает Ирина Альтер, директор иркутского турагентства «Альтер-Тур». Кроме неизбежно грозящей административной ответственности трэвел-консультанту придётся столкнуться и с тем фактом, что лояльность потребителя далека от западных стандартов. Да и системы бронирования не гарантируют трэвел-консультанту, что единожды обслуженный клиент вернётся вновь, а не примет решение в дальнейшем бронировать услугу самостоятельно, получив заманчивые предложения от онлайн-сервиса, который в следующий раз может обратиться к нему уже напрямую.

И если прежде к фрилансу обращались туроператоры (персональный агент Pegas Touristik, консультанты Workle и т.д.), стремясь таким образом расширить клиентскую базу, то теперь турагенту приходится конкурировать с мировыми лидерами бронирования, сделавшими ставку на увод туристов в самостоятельное плавание.

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

  • Комментарии
Загрузка комментариев...