Сергей Зяблицкий: «Опыт работы во власти помогает в бизнесе» | sibtourport.ru

Сергей Зяблицкий: «Опыт работы во власти помогает в бизнесе»

6
9 минут
Сергей Зяблицкий: «Опыт работы во власти помогает в бизнесе»
Богатый опыт работы во властных и общественных структурах, готовность к обсуждению проблем, сдерживающих развитие туризма в Республике Алтай и особый взгляд на пути их решения, – отличительные черты очередного гостя рубрики «Интервью» Сибирского Туристического Портала. Сергей Зяблицкий, президент региональной ассоциации туроператоров «Алтайское туристское соглашение», рассказал корреспонденту STI об особенностях функционирования республиканского турбизнеса, его отношениях с властью, об особом месте Алтая на туристической карте России. Прокомментировал он и «неуклюжие телодвижения» властей в отношении местной ОЭЗ: «Из бумажных томов проектной документации можно было один двадцатиэтажный жилой комплекс построить…»

STI: Есть принципиальные отличия в функционировании турбизнеса в Республике Алтай от подобного рода деятельности в других территориях?

С.З.: Да, такая особенность есть. Если в других регионах количество турагентств в несколько раз выше числа туроператоров, то у нас всё наоборот. Предприятий, наделенных признаками туроператоров, у нас работает более 80, а количество агентств при этом не дотягивает и до 10!

Я подчеркиваю, что в число названных мною 80 компаний я включил именно турфирмы, имеющие признаки операторов, так как всего 14 предприятий Республики Алтай внесены в государственный реестр. По факту же у нас больше 50 республиканских фирм занимаются активными турами, ещё столько же – из других регионов. Работают, например, туроператоры из Барнаула, предлагают неплохие каталоги, и при этом не внесены в реестр… Я с удивлением смотрю на людей, которые покупают у них туры. Ведь если фирма не обозначена в реестре, то клиенту будет сложно защитить свои права в случае ЧП.

STI: Какими законами сегодня регулируются отношения в сфере туризма в Республике Алтай?

С.З.: Закон, с которым мы сейчас работаем, был принят в 2009 году. Но, я считаю, что он получился на несколько позиций слабее предыдущего республиканского нормативно-правового акта. В нём много неясных моментов, связанных с аттестацией кадров, с обеспечением безопасности туристов. Законопроект готовила ассоциация туроператоров, а у чиновников он вызвал вопросы. И вместо того, чтобы искать компромисс, они просто убирали отдельные пункты.

Но закон есть, и он работает. Более того, мы живем в эпоху рыночной экономики и руководствуемся общими законами организации турбизнеса в России.

STI: Как получилось, что новый региональный закон получился слабее старого?

С.З.: Я бы не хотел это комментировать...

STI: Как у республиканского бизнеса выстроены отношения с властями?

С.З.: Вполне нормально. К плюсам можно отнести то, что по инициативе министра туризма и предпринимательства РА нам оказывается дополнительная помощь в выделении траншей из федерального бюджета для поддержки малого бизнеса. Есть и грантовая поддержка, причем немалая. Многие фирмы получали по 200-300 тысяч рублей безвозмездно на развитие парков, внедрение новых форм отдыха. Это хорошая помощь.

Правительство прилагает усилия и в продвижении турпродукта Республики Алтай на международном и российском рынках. Участие в выставках – это их большая заслуга и большие затраты.

Из минусов - практически не уделяется внимания вопросам качественной подготовки туристских кадров, их учета; не решены вопросы безопасности при проведении мероприятий в Республике Алтай; недостаточен, по моему мнению, и контакт с бизнес-сообществом, порой возникает ощущение, что министерство само по себе, а бизнес – сам по себе.

STI: Вам удалось поработать и во власти (с 2002 по 2005 год Сергей Иванович работал министром туризма Республики Алтай, после чего был отправлен в отставку из-за того, что его точка зрения на развитие туризма в регионе не во всём совпадала с точкой зрения вышестоящих властей, - прим. STI). Помогает этот опыт в ведении бизнеса?

С.З.: Конечно! Правда, к грантовой помощи мы всё же не прибегаем. Единственное – в последние годы смогли получить покрытие кредитных процентов из бюджета администрации Майминского района. Ещё мы регулярно участвуем в выставках, и это нам целиком оплачивает правительство республики.

STI: Насколько нам известно, в республике принято окончательное решение по поводу площадки ОЭЗ – развивать будут в первую очередь «Алтайскую долину», а не «Манжерок». С чем, по-Вашему, были связаны метания от одного проекта к другому?

С.З.: Наверное, этот вопрос нужно задать не мне, а либо главе республики Александру Бердникову, либо вице-премьеру Сергею Тевоняну, либо министру экономического развития Александру Алчубаеву. Я нахожусь очень далеко от принятия решений.

Как это выглядит со стороны? Немного неуклюже. Сначала принимается одно решение, через неделю - совершенно противоположное. Здесь я оправдываю руководство тем, что оно ищет пути реализации проекта по развитию «Алтайской долины».

STI: Первый камень там в итоге заложили?

С.З.: Заложили, и не один – там уже много камней (смеется). Более того - из бумажных томов проектной документации можно было один двадцатиэтажный жилой комплекс построить… Но, к сожалению, практических дел там пока не наблюдается. Это и удручает. Надеюсь, в следующем году начнутся земляные работы. Мне было горько за резидентов, которые туда вошли. Но вопрос по ним вроде тоже бы как-то решился.

Радует то, что федерация не отказалась от финансирования работ по строительству искусственного водоема. «Алтайская долина» будет работать только в том случае, если состоится это строительство. Не будет озера – делать там будет нечего.

STI: Мы с вами сидим на берегу Катуни (беседа с Сергеем Зяблицкким состоялась на территории туркомплекса «Манжерок», владельцем которого он является, - прим. STI). Здесь – Республика Алтай, на противоположном берегу - Алтайский край. Вопросы, связанные с конкуренцией двух регионов в сфере туризма власти «двух Алтаев» не очень любят обсуждать. А как Вы на неё смотрите?

С.З.: Я спокойно к ней отношусь. Слово «конкуренция» не вызывает у меня никаких отрицательных эмоций. Более того, острой конкуренции я не вижу. Да, в Алтайском крае тоже создают ОЭЗ – «Бирюзовую Катунь». И я считаю, что из всех российских особых экономических зон туристко-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» занимает первую позицию. Они продвинулись дальше, чем кто-либо другой.

Дальше – здесь сложился большой туристский поток. Если опираться на данные Главэкономики Алтайского края и цифры министерства по туризму и предпринимательству Республики Алтай, то получается, что весь Алтайский регион в год посещают два миллиона туристов. А теперь давайте посчитаем, сколько на этой территории мест для отдыха на воде. Есть искусственный водоем на «Бирюзовой Катуни» - раз. Есть озеро Ая, в котором я уже 20 лет не купаюсь, и у многих, как и у меня, нет никакого желания туда лезть, - два. Есть озеро Манжерок – три. И всё! Поэтому, если в комплексе ОЭЗ «Алтайская долина» появится искусственное водохранилище, то будет очень хорошо. Это разгрузит «Бирюзовую Катунь». Экономически ничего страшного не произойдёт. Перегрузка отдыхающими озера на «Бирюзовой Катуни» рано или поздно приведёт к загрязнению водоема, утрате комфорта отдыха. Поэтому считаю, что представителям соседней ОЭЗ не стоит по переживать по поводу строительства ещё одного озера.

STI: Как вы относитесь к тому, что на Алтае развивают бизнес компании, зарегистрированные в других регионах?

С.З.: У меня нет к этому радикально плохого отношения. Но я думаю, что это не должно быть бесплатным. Туристско-рекреационный ресурс не может быть неисчерпаемым. Исходя из этого, почему я плачу в бюджет республики, например, за водопользование, а участники рынка из других регионов в качестве компенсации оставляют республике только жидкие и твердые бытовые отходы? Я против этого. Конечно, другие операторы могут здесь работать, но регион тоже должен что-то от этого иметь. Сейчас я плачу налоги – около 560 тысяч в бюджеты разных уровней. Ещё столько же мы платим за утилизацию, выброс вредных веществ в атмосферу, за водопользование, аренду участков. Операторы из других регионов таких сборы не оплачивают. Они платят налоги в своих регионах. И поэтому даже в ценовой политике я не могу с ними конкурировать, так как не могу сильно снижать цены. А мои коллеги из мегаполиса запросто могут её уронить, потому что у них затраты ниже.

Плюс – для всех должны быть одинаково важными вопросы сохранения экологии. Более того, мы явно нуждаемся в новой схеме планирования туризма в Республике Алтай. Нужно заново определиться с назначением территорий: например, здесь мы однозначно развиваем туризм, а здесь будем культивировать кедровые посадки. Сейчас всё происходит так: понравилось место, начинают строить, не учитывая особенностей развития дорожной инфраструктуры, энергоснабжения, экологической обстановки.

STI: Как по-Вашему, есть ли перспективы роста турпотока?

С.З.: Не думаю. Как это может произойти, если количество населения Сибири сокращается, а это и есть наш основной турпоток? Наверное, будет расти поток из центральной России, но не в таких объемах, которые могли бы дать глобальный рост.

К сожалению, не много у нас и иностранных гостей. Наш плюс в том, что здесь есть нетронутая природа, которая интересна людям, а минус – в стоимости перелётов, которая порой серьёзно выше стоимости размещения и обслуживания. В этом году за весь сезон ко мне приехал всего один иностранец! В прошлом было три человека, в позапрошлом – восемь.

STI: На какое бы место Вы поставили Алтай в ряду других регионов, занимающихся развитием туристско-рекреационных зон в России?

С.З.: Тут во мне говорит патриотизм - конечно, на первое! Я люблю Алтай, и с каждым годом любовь к нему растет. Даже Байкал я бы поставил на вторую позицию, при всём уважении к нему. Едешь по нему – берегов не видно. А на Телецком можно разглядеть каждый заливчик, каждую пещерку, водопады. Везде, конечно, есть свои плюсы. Нельзя говорить, что хуже, а что лучше. Но Алтай – место очень достойное.

STI: Какие каналы, по-Вашему, оптимальны для продвижения алтайского турпродукта?

С.З.: Теперь есть интернет-пространство, которое всё больше забирает на себя ресурсов в плане рекламы, продвижения и обмена информацией. На мой взгляд, перспектива за ним. Проблема только в том, что в интернете слишком большое количество информации. Поэтому «задвигать» выставочные мероприятия на второй план не стоит. Их значение, считаю, будет даже возрастать. Потому что они нужны в первую очередь не туристам, а профессионалам. Нам пока недостаточно просто познакомиться в интернете. Нам надо посмотреть друг другу в глаза и только после этого начинать работать.

STI: Как вы видите свой собственный дальнейший путь в туризме?

С.З.: Мне нравится то состояние, в котором я сейчас нахожусь. Возвращаться на политическую арену у меня нет никакого желания. Я получаю громаднейшее удовольствие от руководства туркомплексом. От того, что спланировал новый маршрут. Даже оттого, что поставил новую скамейку.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...