В Барнауле заново пишут историю краевой туристской выставки | sibtourport.ru

В Барнауле заново пишут историю краевой туристской выставки

9
11 минут
В Барнауле заново пишут историю краевой туристской выставки
 7 и 8 апреля, в разгар отраслевого выставочного сезона, в Алтайском крае прошла «первая специализированная» выставка «АлтайТур. АлтайКурорт». Несмотря на то, что в регионе уже предпринимались попытки проведения одноимённых экспо-форумов, организаторы позиционировали очередной проект как абсолютно новый. Мероприятие было призвано раскрыть потенциал внутреннего и въездного туризма Алтайского региона. Участники и профессиональные посетители выставки, опрошенные STI, остались довольны состоявшимся деловым общением, однако многие эксперты отметили: для развития проекта необходимо более чётко определиться с форматом мероприятия и его целевой аудиторией. 7 и 8 апреля в разгар отраслевого выставочного сезона в Алтайском крае прошла «первая специализированная» выставка «АлтайТур. АлтайКурорт». Несмотря на то, что в регионе уже предпринимались попытки проведения одноимённых экспо-форумов, организаторы позиционировали очередной проект как абсолютно новый. Мероприятие было призвано раскрыть потенциал внутреннего и въездного туризма Алтайского региона. Участники и профессиональные посетители выставки, опрошенные STI, в большинстве своем остались довольны состоявшимся деловым общением, однако многие эксперты отметили: для развития проекта необходимо более чётко определиться с форматом мероприятия и его целевой аудиторией. 

Встречаясь с журналистами за две недели до открытия барнаульской выставки, вице-губернатор региона Михаил Щетинин сделал акцент на уникальности проекта: «Это принципиально новый шаг, который позволит привлечь на территорию Алтайского края профессиональных туроператоров и турагентов, а они в свою очередь привлекут сюда дополнительное количество туристов». С этой целью в рамках выставки была реализована программа «Профессиональный покупатель», к участию в которой, по словам Михаила Щетинина, были приглашены более 200 специалистов из различных регионов страны – представители туркомпаний, работающих как в операторском, так и в агентском секторах. Гости посетили экспозицию, разместившуюся в Алтайском краевом театре драмы, поучаствовали в работе семинаров и круглых столов, а затем отправились в инфо-тур по средствам размещения Белокурихи, Алтайского района и ОЭЗ «Бирюзовая Катунь». Приглашения организаторов алтайской выставки приняли 125 человек. Часть расходов по их пребыванию на Алтае взяла на себя администрация региона.

Восемь тысяч деловых контактов

Экспонентами «АлтайТура» стали 64 организации из Алтайского края, Новосибирска и Республики Алтай, представлявшие как региональный турбизнес, так и муниципальные образования края, средства размещения, образовательные учреждения, а также смежные с туризмом отрасли (общепит, производство сувенирной продукции и т.п.). Туристские компании составили порядка 20% от общего числа экспонентов, но только восемь из них оказались операторами, внесёнными в ЕФРT. За два дня работы, по информации одного из организаторов мероприятия – «Алтайской ярмарки», выставку посетили около двух тысяч человек, 67% из них – специалисты, приехавшие в Барнаул из сибирских регионов, а также из Москвы, Санкт-Петербурга и Казахстана.

По данным «Алтайской ярмарки», экспоненты оценили мероприятие на 4,6 балла по пятибалльной шкале. «Участием своей компании в выставке я однозначно довольна», - рассказала STI Татьяна Сажаева, директор по развитию туроператорской компании «Охота». По информации эксперта, за два дня стенд «Охоты» посетили 115 специалистов из Алтайского края и 121 участник программы «Профессиональный покупатель», было заключено 117 договоров с принимающими сторонами и туристскими агентствами, получено около 20 заявок на отдых от туристов, заключён крупный контракт на сумму 1,5 миллиона рублей на организацию оздоровительного отдыха новосибирских студентов. Другие экспоненты также довольны участием в «АлтайТуре». «Эффект был, деловые контакты получены», - сообщил STI Сергей Зяблицкий, руководитель туркомплекса «Манжерок».

«Всё преобразилось» 

Посетители, по данным организаторов, оценили выставку выше, чем участники - на 4,7 балла. Многие гости программы «Профессиональный посетитель»I отметили, что в целом удовлетворены своей работой на мероприятии. «Все прошло очень хорошо, - рассказала Галина Мелехина, директор новокузнецкого агентства «Алые паруса». – Мы познакомились с отельной базой. Я давно не была на Алтае и увидела, как всё преобразилось. На круглых столах были подняты актуальные и злободневные темы». Посетители, по их словам, получили и полезные для работы деловые контакты. «Мне понравилось, что хорошо был представлен аграрный туризм, - сказал Борис Бугаенко, генеральный директор компании «Томск тур». – Мы заключили несколько договоров с турфирмами, гостевыми домами». «Выставка понравилась, - дополнил Александр Бородин, директор томской туркомпании «Хобби тур». – Видно, что организаторы сделали всё, что могли».

При этом участники программы «Профессиональный покупатель» считают, что предложенный формат нуждается в совершенствовании - как технически, так и концептуально. «Серьёзные мероприятия пересеклись с развлекательными, - рассказала Галина Мелехина. – Идёт очень важный круглый стол, а за стеной кто-то громко поёт…» «Я бы предложил по-другому организовать программу «Профессиональный посетитель», - посоветовал Борис Бугаенко. – Получилось так, что когда наша группа пошла осматривать экспозицию, информационных материалов на многих стендах уже не осталось. И в это же время начинались круглые столы и презентации, которые мне было важно посетить – приходилось отпрашиваться». Часть экспертов указала и на скудность экспозиции. «Она получилась маленькой – на полчаса, - сказал STI Александр Бородин. – Многие алтайские туроператоры не были представлены. Не было среди экспонентов и многих средств размещения, которые мы позже увидели в рекламнике».

«КПД от выставок падает»

Представители туроператорского сектора, посетившие мероприятие, признавая значимость события для продвижения Алтая, также критиковали некоторые организационные моменты. «Властями была оказана огромная помощь в организации этого мероприятия, бюджет края взял на себя многие вопросы, и это для других регионов очень хороший пример. Эффективным, думаю, будет и организованный в рамках выставки рекламный тур. Но помещение для экспозиции было выбрано не очень подходящее, - считает Сергей Зяблицкий. – И, на мой взгляд, слишком много гармонистов. Нужно в этом быть умереннее». Геннадий Пискунов, заместитель гендиректора новосибирской компании САВС, также считает, что помещения театра не приспособлены для ведения переговоров, а в программе оказалось слишком много фольклора. «Такое ощущение, что деловое общение организаторы оставили на втором плане, - сказал эксперт. – Однако задействованный административный ресурс даст толчок развитию отрасли, а информационный тур – это промоушен территории, в котором гости участвовали бесплатно. Показали и базы, и санатории, многие специалисты из других регионов увидели это впервые».

Ряд экспертов сочли, что целевая аудитория мероприятия не совсем понятна. «Выставка интересна, если она попадает в нужного потребителя, - объяснил Станислав Столбов, директор новосибирской туроператорской компании «Кассиопея». - В Барнауле я увидел то же самое, что было на других ярмарках. Турбизнес был представлен слабо: пять-десять компаний, которые везде сверкают. Много административного ресурса. Активных туров, ради которых я приехал, не было вообще. Общее впечатление – слабенько. Для себя я не почерпнул ничего».

Алтайские туроператоры, занимающиеся организацией активных туров, объяснили STI, почему решили не участвовать в выставке. Ольга Черная, начальник туротдела оператора ПСК «Амаду» (Республика Алтай), рассказала STI, что компания отказалась от участия в выставках, поскольку это неэффективно. «Раньше мы ездили, а потом попробовали отказаться от участия в них, и ничего не произошло. Продажи растут и без таких мероприятий, а затраты на них большие. Возможно, у кого-то по-другому, но у нас после выставок клиентов не прибавляется. Сейчас многие туристы ищут предложения по отдыху в интернете. Если раньше наши продажи через агентства составляли 80%, то теперь это от силы 25%». «Мы давно на рынке, у нас сложившая агентская сеть, от которой приходят хорошие заявки, чаще всего на VIP-туры, - объяснил Александр Смирнов, директор барнаульской компании «Плот». - В этом сегменте преимущественно мы и будем работать. Участвовать в выставке целесообразно тем туроператорам, которые специализируются на массовых направлениях: продаже туркомплексов, санаториев, а также фирмам-новичкам. Нам было интересно участие в другом формате - в круглых столах, семинарах».

Организаторы выставки рассчитывают, что она станет традиционной. «Туризм наравне с агропромышленным комплексом имеет особое значение для нашего региона, и я рад, что мы можем говорить о поступательном развитии отрасли, - сказал STI Андрей Олишевский, генеральный директор ЗАО «Алтайская ярмарка». - В рамках одного проекта мы объединили возможности выставки и рекламного тура. Наша выставка - единственная в Сибири реализует программу «Профессиональный покупатель». Мы постарались сформировать площадку не только для обмена профессиональной информацией, но и для заключения серьёзных сделок и договоров, учли опыт участия края в туристических выставках в России и за рубежом, и организовали аналогичное, но всё же уникальное и самобытное мероприятие». Татьяна Сажаева также считает, что рост спроса на Алтай – это уже бесспорный факт. «Продвигать Алтай на внешние рынки надо, - считает она. - Но туроператорам и владельцам средств размещения, по моему десятилетнему опыту, неудобно и бессмысленно печатать свои каталоги и ехать в Новосибирск, чтобы передать их агентам. С потенциальными туристами на местах должны работать свои региональные агенты и туроператоры. Проще пригласить профессионалов к нам и показать всё, что у нас есть - это более эффективно».

Ниша для биржи

Перспективы алтайской выставки эксперты видят в корректировке её формата, более чётком позиционировании по экспонентам и целевой аудитории. И в этом смысле проблемы «АлтайТура» не уникальны. Так, в 2008 году специалисты РОСТ Сибири, готовившие рекомендации для организаторов «Турсиба», отмечали, что современная практика организации туристских экспо-мероприятий предполагает их структурирование в зависимости от целевой аудитории, задач, решаемых участниками, а также формата и сроков их проведения. По мнению экспертов РОСТа, для «Турсиба» и ряда других региональных туристских выставок перспективно позиционирование в качестве туристской биржи с элементами бизнес-форума. С тем, что у алтайской выставки есть возможность занять нишу региональной турбиржи по внутреннему и въездному туризму, согласен Виталий Наумов, директор РИАЦ STI. «Организаторам «АлтайТура» не удалось оптимально вписать своё мероприятие в существующий график выставочных проектов, а это серьёзная маркетинговая ошибка, - считает эксперт. – Не считаться с существующим экспо-календарём можно, обладая эксклюзивными и суперконкурентными преимуществами, которых у барнаульской выставки нет, как нет ни у кого в регионе. При этом ниша инкаминговой турбиржи в Сибири свободна, и алтайская выставка здесь имеет определённые перспективы». Солидарны с этим мнением и другие эксперты. «Я уже говорил, и это показывает «Турсиб», КПД от выставок неумолимо снижается. На них представлены разносторонние предложения, которые рассыпаются, - считает Сергей Зяблицкий. – В том виде, в котором «АлтайТур. АлтайКурорт» предстал сейчас, - это проект на два-три года». Мнения специалистов, посетивших выставку, отражают концептуальные пробелы выставки. Андрей Ефимов, финансовый директор алтайской операторской компании «Возрождение-Тревел», считает необходимым, чтобы в экспозиции были более полно представлены средства размещения Алтая. В то время как руководители агентств – Геннадий Пискунов и Александр Бородин – подчеркнули, что их больше интересует готовый операторский продукт.

На необходимость акцентирования рабочих моментов «АлтайТура» указывали участники круглых столов. Все эксперты отметили, что региональная администрация вложила в «АлтайТур. АлтайКурорт» огромные средства и демонстрирует желание заниматься этим и дальше. Однако в какую сторону будет развиваться выставочный проект, а также стратегия продвижения региона в целом, во многом зависит от местного турсообщества. «Вы были на ITB? Мне было стыдно за огромный алтайский стенд, потому что я понимал, что это не вкладывание, а отмывание денег. На один этот регион – метров 500, и на всю остальную Россию – примерно столько же. В первый день, в самый пик работы – в 12 часов – я насчитал трёх человек на стенде в шапках скоморохов, ещё один человек сидел за столом Бийска, и больше никого, - поделился впечатлениями Сергей Зенкин, президент московской компании «Роза ветров», один из гуру российского турбизнеса. -  У вас сейчас в регионе уникальная ситуация – администрации вдруг почему-то захотелось вложить в это деньги. И они осваивают их, а не вкладывают в туризм - разница большая. У вас есть возможность подсуетиться, направить их в нужное направление, и они вложат средства туда, куда надо вам. А если вы не найдете рычагов влияния, деньги уйдут в «никуда».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...