Гастрономические туры по Бурятии пока не нашли своего потребителя | sibtourport.ru

Гастрономические туры по Бурятии пока не нашли своего потребителя

13
6 минут
Гастрономические туры по Бурятии пока не нашли своего потребителя
В Республике Бурятия о развитии и расширении гастрономических туристских программ говорят уже давно. Национальная республика с уникальным наслоением культурных пластов веками проживающих на её территории разных народов просто обречена стать меккой гурманов всего мира. Состоявшийся в начале месяца блиц-визит Президента России в Улан-Удэ, широко освещавшийся в прессе, в числе прочего, подхлестнул интерес и к гастрономическому потенциалу Бурятии. Между тем, отмечают собеседники  STI , эти возможности пока слабо используются туроператорами.

Сегодня, по словам специалистов туристских компаний, гастрономическая составляющая играет не последнюю роль в формировании универсальных турпрограмм, будь то поездка в старообрядческое село или знакомство с культурой и бытом бурят. Существуют в регионе и раскрученные гастрономические бренды: байкальский омуль, бурятские буузы, семейские щи да каша. Известный ресторатор Игорь Бухаров, приезжавший в начале года в качестве специального гостя на гастрономический фестиваль «Буузын Баяр», высоко оценил гастрономический потенциал бурятского туризма: «Колорит есть в любом уголке нашей страны, но три составляющих вашего края — Байкал, староверы и буддизм, связаны с гастрономией. Байкал — это омуль, бурятская кухня, и у староверов то же самое подкрепление. Плюс очень хорошие местные продукты, сложившаяся культура потребления определённых продуктов. И вкусная кухня! Обязательно нужно походить по местным ресторанам, которые покажут местный колорит, в том числе и в еде».

Существуют в регионе ираскрученные гастрономические бренды: байкальский омуль, бурятские буузы, семейские щи да каша

Несмотря на солидный потенциал гастротуризма в регионе, существуют очевидные проблемы с его реализацией. Дело заключается в том, что аутентичная кухня и особенные гастрономические изыски, как правило, сконцентрированы, в отдалённых районах, где о красоте подачи не может быть и речи, равно как и об организации группового питания, которое должно быть организовано технологично, проходить быстро, без заминок. А организация такого процесса в деревне чрезвычайно сложна и сопряжена со значительными финансовыми затратами. Например, при проведении 12-дневного гастрономического тура по Байкалу для семьи из 5 человек, организованного 211company, гости сменили 9 локаций, попробовали сибирско-байкальскую кухню от трёх разных поваров, протестировали в общей сложности 112 блюд и закусок в сопровождении 32 напитков. В программе были заброски на аэроглиссере, джиппинг, треккинг, баня с парильщиком, рыбалка, минеральные источники. Стоимость такого тура превысила 2 миллиона рублей.

По убеждению Владимира Николаева, генерального продюсера 211company, акцент в продвижении гастрономического VIP-туризма на Байкале нужно делать на его эксклюзивности. «Гастротуризм строится не на еде, а на гастрономических традициях и их правильной рекламе. Итальянские пиццу и пасту едят во всём мире, а омуль горячего копчения и позы можно попробовать только в байкальском регионе», - отмечает собеседник STI. При этом, по словам эксперта, нужно понимать, что гастрономический туризм не ограничивается бесконечным поеданием блюд, а должен включать кулинарные мастер-классы, демонстрацию и участие в технологическом процессе производства продуктов питания, дегустации. «Даже рыбалка и сбор ягод может быть частью гастротура. Главные составляющие реального гастрономического туризма – это люди, инфраструктура и грамотный пиар. После того как все три составляющие сформируются и успешно поработают несколько десятилетий, появится четвертая, самая главная – традиции», - считает Владимир Николаев.

Гастрономический туризм не ограничивается бесконечным поеданием блюд, а должен включать кулинарные мастер-классы, демонстрацию и участие в технологическом процессе производства продуктов питания, дегустации

Пока гастрономические традиции окончательно не сформированы, туристов возят в городские рестораны, которые более или менее подготовлены к приёму большого количества туристов. Однако при этом, сожалеют собеседники STI, теряется аутентичность и истинный вкус. По мнению Аржана Малацагаева, исполнительного директора туристской компании «Солонго», в ресторанном меню из настоящей байкальской кухни, как правило, значатся лишь запеченный в фольге омуль (по очень высокой цене) или котлетки рыбные. В ресторанах готовят очень красивые блюда, с хорошей подачей, но, с другой стороны, вкусовые достоинства оставляют желать лучшего. Самые вкусные буузы, к примеру, делаются там, куда группу туристов заводить не очень прилично.

Пока же региональным операторам приходится иметь дело с существующей инфраструктурой. «Отдельно гастрономических туров у нас нет, - рассказывает Елена Мясникова, директор улан-удэнского «Бюро путешествий и экскурсий». - В турах мы, конечно же, возим туристов в рестораны и кафе, туристам очень нравится бурятская кухня. Выбираем чаще всего кафе или рестораны с этнической тематикой: «Тэнгис», «Баатарай Ургоо», а также бар «12» на 12 этаже бизнес-центра с вращающейся платформой под стеклянным полом, что позволяет посетителям за 30 минут увидеть панораму города. Этот бар для нас удобен также потому, что он единственный, работающий в 5 утра, так как с этим в городе большая проблема».

Самые вкусные буузы, к примеру, делаются там, куда группу туристов заводить не очень прилично

Впрочем, и городские заведения общественного питания готовы сделать ставку на клиентов турфирм. Екатерина Жагбаева, руководитель отдела рекламы ресторана «Тэнгис», принимавшего в этом месяце Президента Путина, рассказала STI о собственных гастрономических проектах. «Мэппинг или 3D-шоу с национальным колоритом, уникально для всей России, не говоря уже о нашем маленьком городе. Это шоу мы подсмотрели во французском ресторане и на его основе создали собственное, с национальным колоритом, которое разворачивается на столе у гостя в формате 3D. Под бурятскую музыку мы демонстрируем картины из жизни кочевника, процесс лепки бууз. Мэппинг-шоу «Один день кочевника» идет на «ура», - с вдохновением рассказывает Екатерина Жагбаева. Другая востребованная, по словам ресторатора, у туристов услуга - дегустационные сеты, которые позволяют за одно посещение попробовать все лучшие блюда – национальные, сибирские, европейские. «Плюс, как обычно, мы используем нашу фишку - нестандартную подачу. Гостям очень нравится получать блюда, которые горят или дымятся, или пробовать уникальные расколотку или арбин с ледяной глыбы с вмороженными в неё еловыми ветками, шишками. К хлебу мы предлагаем зрелища, и даже вовлекаем гостей в игры», - продолжает собеседница STI.

И все-таки большинство экспертов придерживаются мнения, что гастрономия – только дополнение к путешествию, ещё один способ эмоционального вовлечения туриста. «Хорошая кухня - это лишь необходимое, само собой разумеющееся условие тура, главным достоинством которого является посещение Бурятии и озера Байкал», - считает Аржан Малацагаев.

Сам процесс формирования гастрономических традиций находится в начальной стадии,  туроператоры совместно с рестораторами постепенно приходят к пониманию того, что турист является их общим клиентом. «Если подумать, то большая часть путешествия – переезды и еда. Доехали до города, поели, дошли до лесной поляны, поели, поднялись на гору, поели. Сейчас путешествия уже не связаны с открытием новых стран, они направлены на изучение уже открытых, - уверен Владимир Николаев. - Кухня – один из самых доступных способов это сделать. Среднестатистический турист может сэкономить на экскурсии или шопинге, но не на ужине. Поэтому традиции и пиар местной кухни должны быть настолько сильными, чтобы турист во время путешествия по тому же Байкалу ел бухлёр и фаршированного сига, а не гамбургеры».

Фото: STI

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

  • Комментарии
Загрузка комментариев...