Горнолыжные курорты Красноярского края и Хакасии пока не спешат подводить итоги | sibtourport.ru

Горнолыжные курорты Красноярского края и Хакасии пока не спешат подводить итоги

17
6 минут
Горнолыжные курорты Красноярского края и Хакасии пока не спешат подводить итоги
Большинство сибирских любителей горнолыжного отдыха в этом сезоне вынужденно предпочли отдых на местных курортах. Однако на посещаемости горнолыжных баз Красноярского края и Хакасии это особо не отразилось. Более того, некогда популярный курорт «Гладенькая» испытывает серьёзные трудности с заполняемостью. Перспективы развития горнолыжного туризма в регионе оценивают эксперты STI.

Самые известные зимние курорты Красноярья и Хакасии - Фан-парк «Бобровый Лог», «Ергаки» и «Гладенькая». При этом, специфика курортов настолько различается, что сравнивать их по единым параметрам эксперты не берутся. «Бобровый лог» - это курорт в черте города, - поясняет Татьяна Драко, директор туристической компании Guarana. -  Туда можно съездить после работы, на выходных, да хоть в обед на пару часов, можно даже на автобусе добраться, если нет авто. «Ергаки» и «Гладенькая» - это всё же курорты с затратной дорогой. Значит, либо свой автомобиль, либо автобус, либо поезд до Абакана. Инфраструктура у этих двух курортов абсолютно не похожа».

Наполняемость Фан-парка «Бобровый Лог» всегда стабильна, в зимний сезон в подходящую погоду – до пяти тысяч человек в день. «Бобровый Лог» уникален, - считает Константин Гончаров, генеральный директор бюро-путешествий «Алеф», - лыжный курорт в черте города - таким пока только Москва может похвастаться, но у нас всё равно лучше. Жители окрестных городов (от Новосибирска до Барнаула) реально нам завидуют».

К минусам фан-парка эксперты относят постоянные повышения стоимости подъёма, что размывает концепцию «курорта для горожан». Большинство посетителей объекта – самостоятельные туристы, но всё же и туркомпании стараются использовать потенциал курорта в своих программах. «Фан-парк мы включаем в наши туры больше как экскурсионный объект, ввиду его близости к заповеднику «Столбы», откуда можно наблюдать красивую горную панораму, - рассказала STI Анна Шеллер, исполнительный директор туристической компании «Саянское кольцо». - Но для любителей зимних видов спорта у нас есть две-три программы, где выделено пару дней для самостоятельного времяпрепровождения в фан-парке, где туристы могут покататься на лыжах, коньках или плюшках».

«Где появляются снегоходы, там страдает экология. И оттуда, в конце концов, уходят и лыжники»

Что касается природного парка «Ергаки», по мнению экспертов, ситуация с сокращением выездного туризма никак не сказалась на его посещаемости. Количество гостей на курорте лимитировано вместимостью средств размещения, которые стабильно забронируются. Развитие гостиничной инфраструктуры идёт, но спрос пока значительно превышает предложение. «К примеру, база отдыха «Ергаки» уже второй год подряд открывает на своей территории новые комфортабельные гостиницы, - говорит Анна Шеллер. -  Загрузка базы очень хорошая, туристам приходиться бронировать размещение за несколько месяцев вперёд, чтобы попасть в желаемые даты». Впрочем, назвать «Ергаки» полноценным горнолыжным курортом сложно. По мнению Константина Гончарова, развиться курорту именно в этом направлении уже не суждено: «Сейчас владельцы баз и гостиниц делают ставку на снегоходы. Это разумно с точки зрения доходности - инфраструктура (подъемники, ратраки и прочее) не нужна, снег бесплатный, целевая аудитория высокодоходная, машины у всех свои. Но где появляются снегоходы, там страдает экология. И оттуда, в конце концов, уходят и лыжники».

Классическим горнолыжным курортом в регионе является «Гладенькая». Но репутационная составляющая хакасского курорта сегодня такова, что даже выросшая доля внутреннего туризма не привела к увеличению посещаемости. Турагенты с большим сожалением констатируют, что былая популярность утеряна. «Гладенькая» всё больше забывается, - отмечает Татьяна Драко, - мне кажется, что её золотые времена уже ушли, в курорт перестали вкладывать деньги и силы, и он постепенно ветшает». По словам Анны Шеллер, и в решении рабочих вопросов с продажниками «Гладенькой» нередко случались сбои: «Мы отмечаем спад запросов и бронирований, в большей степени это связано с их неопределенностью в работе. В октябре заявки на бронирование они принимали только «предварительно», и это очень отпугивало клиентов. В результате, как правило, клиенты выбирали другие горнолыжные курорты,  чаще всего это был Шерегеш».

«Общая беда всех местных (лыжных и не только) курортов - отсутствие общей стратегии развития»

Курорт «Гладенькая», основанный в 80-е годы прошлого века как небольшая туристическая база, в 90-е пришёл практически в полный упадок, однако в 2002 году компания «Русал» начала восстановление комплекса. Курорт пережил определённый расцвет. «Гладенькая - единственная в России (исключая Кавказ и Сочи) трасса, пригодная для международных соревнований. Хороший уклон, хорошая жёсткость снега, длина, перепад, рельеф - как раз для «классических» лыжников. Но курортом нужно заниматься» - говорит Константин Гончаров.

Трассы комплекса очень разнообразны. Самые протяжённые из них (3500 и 4200 метров) имеют перепад высот 830-930 метров. Есть простая учебная трасса для новичков и детей. Оборудованы трассы для хаф-пайпа и фри-райда. Здесь можно проводить соревнования практически по всем горнолыжным дисциплинам, кроме того, у курорта имеется сертификат FIS. По мнению экспертов, такое богатство при хорошем подходе должно приносить немалую прибыль. Собственники курорта тоже пришли к такому выводу.

Буквально неделю назад на должность генерального директора ГК «Гладенькая» был назначен Михаил Дмитриев, человек, проработавший в туризме два десятка лет, в том числе в должности директора по развитию ГК «Горная Саланга». Задача перед новым директором стоит простая по сути, но очень трудная в исполнении – сделать курорт популярным и окупаемым. «Ситуация у нас непростая, - подчеркивает Михаил Дмитриев, - Курорт длительное время находился в «спящем» режиме. Не нужно забывать, что параллельно идёт процедура банкротства. За последние годы я, пожалуй, первый человек из управленцев, кто пришёл заниматься курортом из туризма. До этого моя компания («Дискавери» - STI) 15 лет была генеральным партнёром «Гладенькой».

Возможность вести диалог с администрацией курорта на понятном всем сторонам языке, безусловно, обнадёживает туристское сообщество. «При формировании своих программ мы исходим в первую очередь из того - понимает ли администрация курорта важность работы с дилерской сетью, - говорит Константин Гончаров, - настраивает ли она свои процессы с учетом мнения дилеров?». Впрочем, Михаил Дмитриев пока сдержан в оценках и прогнозах: «К сожалению, моё назначение случилось в середине сезона. И нам сейчас не до аналитики и не до декларации планов развития. После подведения итогов сезона, будет понятно, жить дальше курорту или нет. Если нашей команде за этот остаточный срок удастся показать увеличение потока, стабилизацию спроса, тогда можно будет рассуждать о будущем».

Эксперты указывают ещё на одну системную проблему. «Общая беда всех местных (лыжных и не только) курортов - отсутствие общей стратегии развития. Без неё каждый ставит себе узкие задачи и решает их кустарными методами. Горизонт планирования - сезон. Цель существования – выживание» - подводит итог Константин Гончаров.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...