Канский фестиваль пока лучше знают за рубежом, чем в Сибири | sibtourport.ru

Канский фестиваль пока лучше знают за рубежом, чем в Сибири

6
7 минут
Канский фестиваль пока лучше знают за рубежом, чем в Сибири
29 августа в Красноярском крае завершился очередной, десятый по счёту, международный Канский фестиваль короткометражного кино и видео. О мероприятии, которое в 2002 году начиналось как смелый эксперимент, десять лет спустя благосклонно отзываются и федеральные СМИ, и профессиональные критики. Последние, к примеру, отметили, что десятый Канский фестиваль «ознаменовал превращение каламбурного мероприятия в серьёзную, культурно значимую институцию». По информации организаторов, с 19 по 27 августа его посетили более 10 тысяч человек.

Шутка прижилась

Действительно, 10 лет назад фестиваль начинался как авантюрное предприятие: московские арт-деятели Андрей Сильвестров, Надя Бакурадзе и Павел Лабазов нашли в интернете город Канск и решили сыграть на созвучиях. В пику знаменитому Каннскому фестивалю создать альтернативную конкурсную программу артхаусного кино и видео. Приз придумали соответствующий – золотой пальмовый секатор. С властями Канска договорились легко – никто на тот момент затею всерьёз не воспринимал. Первый фестиваль длился всего один день, но этого хватило для того, чтобы некоммерческим режиссёрам всего мира стало понятно: идея актуальна, фестиваль нужно продолжать. Шутка прижилась. А вот сибиряки юмора и потенциала мероприятия поначалу не оценили: в местной прессе появлялись едкие комментарии и карикатуры, за пределами города фестивалем и вовсе не интересовались.

Красные пожарные машины, подвозящие участников к ковровой дорожке; девушки в костюмах из киноленты; «пальмовая» аллея, сделанная детскими руками – каждый год нерядовое событие подтверждало свой статус.

Культурный потенциал идеи власти оценили в 2006-2007 годах, когда окончательно стало ясно, что творческие люди готовы преодолевать любые расстояния, чтобы попасть на Канский фестиваль: участников из Сирии, Мексики, Голландии, Китая, Ирана, ЮАР, Австралии, Исландии, Великобритании, Германии и других стран не пугали расстояния. Однако жителям Сибири путь в 240 километров от Красноярска казался непреодолимым, а отсутствие грамотного промоушена и мотивации лишало представленные работы заслуженного внимания. «Мы пытаемся сделать фестиваль неким культурным жестом. И каждый год мы стараемся сделать его разным. И нам ни разу не было стыдно», - признаётся Павел Лабазов, директор Канского международного видеофестиваля. Красные пожарные машины, подвозящие участников к ковровой дорожке; девушки в костюмах из киноленты; «пальмовая» аллея, сделанная детскими руками – каждый год нерядовое событие подтверждало свой статус. Помимо эпатажных ходов, фестиваль давал редкую возможность посетить бесплатные мастер-классы для взрослых и детей, посмотреть неординарные картины режиссёров со всего мира.

«Продумываем новые маршруты»

Понимание, что Канский фестиваль может стать объектом культурно-познавательного и образовательного туризма к руководителям края пришло в 2009 году. Именно тогда возникла потребность в организации информационных туров в город Канск и его окрестности для представителей турбизнеса. Задача была простая – продумать новые маршруты с учётом специфики территории. Первые туры появились у компаний «Спутник» и «Саянское кольцо».

«Посадили всех участников на 20 конных подвод и колонной повезли на экскурсию – такое не забывается»

К 2011 году к этим операторам присоединились и другие турфирмы, помимо специалистов отрасли в ознакомительные поездки пригласили и приехавших на фестиваль иностранцев: режиссёров и авторов конкурсных программ из Австралии, Германии, Франции, Испании, Великобритании, Польши и Испании. Для гостей инфотура была предусмотрена насыщенная программа, включающая историческую экскурсию в Тасеевскую партизанскую республику, посещение выставки работ художников в деревне Усолка и ярмарки ремёсел в селе Денисово. Дзержинский район организовал сплав на плотах по реке Усолка до озера Маслеево.

Те, кто побывали в информационном туре, отметили небывалый энтузиазм принимающей стороны. «Мне очень понравилась идея совместить культурное событие и туризм, - рассказал Игорь Бурмак, генеральный директор компании «Альтамира», президент Красноярской городской федерации спортивного туризма. - Гостеприимство и выдумка удивили даже специалистов! Под селом Денисово для нас воссоздали реконструкцию партизанского боя. Затем посадили всех участников на 20 конных подвод и колонной повезли на экскурсию – такое не забывается. Иностранцы были необычайно впечатлены! И мы сейчас продумываем новые маршруты».

Сегодня генеральным партнёром фестиваля является фонд Михаила Прохорова, а поддержку мероприятию оказывают администрация города Канска, министерство культуры и министерство спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края. Простое перечисление двух министерств через запятую имеет огромное значение для развития туристской отрасли региона. Ещё не так давно скрытое противостояние двух ведомств не позволяло в должной мере продвигать проекты, на которые распространялась сфера влияния того или иного министерства. Эксперты турбизнеса с удовлетворением отмечают «потепление климата». «Что приятно - при организации фестиваля не было ведомственной разобщённости. Возможно, именно поэтому всё было организованно на «отлично»», - считает Игорь Бурмак.

Арт-объекты среди панельных домов

Прошедшим фестивалем действительно довольны все участники. «Конечно, в первые годы уровень организации был очень низким, - комментирует Андрей Сидельников, глава Канска. - Но сейчас на площадках созданы гостиничные комплексы, проблем с проживанием и питанием гостей фестиваля не возникает. В среднем стоимость суток колеблется от 500 до 3000 рублей. Городу есть где разместить всех желающих». Это мнение разделяет Павел Лабазов: «Творческая составляющая фестиваля всегда была на высоте. Приятно, что вырос и уровень организации. А главное – о фестивале теперь знают не только за границей, но и там, где он проходит – в Красноярском крае». Хорошую посещаемость юбилейному мероприятию обеспечил и тот факт, что между Канском и Красноярском наконец-то на время конкурсных дней было организовано постоянное транспортное сообщение. «Нашей задачей было повышение доступности мероприятия, - отметил Евгений Пьянков, заместитель министра спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края. - С туристическими компаниями были проработаны одно- двухдневные туры в Канск, а их участники, помимо прочего, могли попасть на закрытые показы. Была проведена большая рекламная кампания. Каждый день утром из Красноярска выходил автобус в Канск, а в 21:30 он выезжал обратно».

Художник Хаим Сокол на въезде в Канск «вырастил» сад из 169 железнодорожных шпал - в память об узниках Краслага, трудившихся на строительстве железных дорог Сибири.

О популярности Канского фестиваля за границей говорит количество желающих поучаствовать в нём. «Было получено 1008 заявок из 74-х стран мира. Отобрали только 28 картин из 18 стран (среди них три российских фильма). Так, сократить шорт-лист пришлось потому, что на юбилейный фестиваль хотелось привезти всех участвующих режиссёров. Они смогли лично представить свои картины зрителям», - рассказывает  Елена Паздникова, первый заместитель министра культуры Красноярского края. «За 10 лет фестиваль вырос из локального события, даже из российского уровня. Он вышел на уровень мировой. Наша задача этому уровню соответствовать», - считает Евгений Пьянков.

Для самого Канска фестиваль действительно стал нежданным подарком. Город, в котором проживают около 100 тысяч человек, похож на других сибирских «собратьев»: панельные дома, заброшенный аэропорт, советская инфраструктура. Сейчас он получил возможность претендовать на звание «музея современного искусства под открытым небом». За 10 лет фестиваль подарил городу не один действующий арт-объект, а его власти готовы идти навстречу любым художественным замыслам. Так, в этом году французский архитектор и художник Ксавье Жюйо (автор самых больших в мире надувных инсталляций) вместе со своими студентами преобразил облик заброшенного городского аэропорта. А художник Хаим Сокол на въезде в Канск «вырастил» сад из 169 железнодорожных шпал - в память об узниках Краслага, трудившихся на строительстве железных дорог Сибири.

Организаторы называют фестиваль «самым демократичным на территории России». Его история и репутация позволяют привлекать инвестиции со стороны бизнеса. Пожалуй, сегодня это мероприятие среди всех событий туристического календаря Краснорского края имеет самые благополучные перспективы. Павел Лабазов, к примеру, уверен, что через 10 лет «секатор для пальмовой ветви» будут знать в мире не хуже, чем саму Пальмовую ветвь. «Гран-при-2011» увезли во Францию, и для Франции, кстати, это значительное событие. Осталось добиться того, чтобы Россия и Сибирь узнали Канский фестиваль поближе.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...