Круизный туризм на Енисее: «Михаилу Лермонтову» 53 года, «Александр Матросов» скоро отметит 60-летний юбилей | sibtourport.ru

Круизный туризм на Енисее: «Михаилу Лермонтову» 53 года, «Александр Матросов» скоро отметит 60-летний юбилей

19
8 минут
Круизный туризм на Енисее: «Михаилу Лермонтову» 53 года, «Александр Матросов» скоро отметит 60-летний юбилей
Министерство транспорта России ввело запрет на использование судов подобных «Булгарии» до выяснения причин катастрофы на Волге. «Вне закона» оказался и теплоход «Михаил Лермонтов», эксплуатируемый на Енисее. Он снят с рейса, намеченного на 30 июля. Специалисты красноярского турбизнеса считают, что, если и другие старые корабли постигнет подобная участь, туристов вообще не на чем будет возить. О том, что круизный туризм в регионе умирает, эксперты уже не раз говорили, обсуждая перспективы развития отрасли в регионе. Без новых судов представить себе его будущее особенно сложно.

Главное преимущество

В туризме Красноярского края сложилась парадоксальная ситуация: располагая таким ресурсом, как Енисей, регион, по оценкам экспертов, не использует его и на 20%. По словам Евгения Пьянкова, заместителя министра спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края, все члены недавно созданной рабочей группы по разработке единой стратегии развития туристической привлекательности региона сходятся, что Енисей – главное преимущество края в развитии потенциала территории, перспективное направление №1. Круизы по реке могли бы стать решением задачи, которую ставит перед отраслью правительство региона: искать новые маршруты в условиях труднодоступности многих природных зон Красноярского края. Звучали даже предложения о покупке нового судна для организации речных туров, однако существенных подвижек в этом направлении за последнее время не произошло. «Туризм на Енисее умирает, - уверена Наталья Стрижова, директор туристической компании «Полония», - После продажи теплохода «Чехов» былые возможности нам не вернуть, на этом направлении просто поставили крест».

«Чехов», «Лермонтов», «Матросов»

Теплоход «Чехов» с 1978 по 2003 год считался главным круизным лайнером Енисейского речного пароходства. Его построили в Австрии специально для сибирской реки, на борту этого уникального четырёхпалубного речного судна был даже бассейн. В советское время стоимость круизных путёвок устанавливалась фиксированно невысокой - для пароходства корабль был нерентабелен. Однако государство финансировало проект, считая необходимым наличие подобного судна на одной из главных рек страны. С 1991 года теплоход начали фрахтовать коммерческие структуры, в 1992 году швейцарская компания «Райзербюро Миттельтургау» заключила с пароходством долгосрочный контракт на использование «Чехова», после чего к круизам по Енисею появился интерес: этот вид отдыха стал известен и за пределами России, в Красноярск стали приезжать группы иностранных туристов. Однако в 2001 году компания обанкротилась, договор на владение теплоходом подписал красноярский туроператор «Дюла-тур». К этому времени бренд «круиз по Енисею», по мнению экспертов местного бизнеса, стал международным.

В 2003 году «Чехов» был продан и поставлен на маршрут Санкт-Петербург - Москва, а также на круизы по Волге.

В 2003 году основным заказчиком и держателем контрольного пакета акций пароходства стало ОАО «ГМК «Норильский никель», ещё 25,5% акций принадлежало Росимуществу. Главной задачей «Норильского никеля» на воде являлось развитие грузоперевозок: в год на Енисей стали спускать по две-три баржи грузоподъёмностью до 2000 тонн. Пассажирские и туристические перевозки держателя акций не интересовали совсем, на тот момент они составляли 4% от общего числа рейсов. Не покупались и новые пассажирские суда, а вскоре пошли разговоры о том, что «Чехов» будет продан. Александр Лебедь, будучи губернатором края, продажу теплохода запретил, а с приходом на этот пост Александра Хлопонина идею реанимировали. «Когда засобирались продавать теплоход «Антон Чехов» московской туристской фирме «Ортодокс», начали ходить слухи, дескать, этот теплоход нерентабелен, и глубины на Енисее для него малы, и вообще иностранцам смотреть здесь нечего. Всё это вздор! Да, порой глубины бывали маловаты. Но это же не каждый год. И в самый безводный 1996 год мы работали, притом безаварийно», - рассказывал капитан теплохода «Антон Чехов» Иван Марусев интернет-проекту «Енисей - живая история». Тем не менее, в 2003 году «Чехов» был продан и поставлен на маршрут Санкт-Петербург - Москва, а также на круизы по Волге. К слову, Волга мельче Енисея, однако по сей день теплоход доказывает там свою рентабельность.

Продажа флагмана пассажирского флота региона возмутила турсообщество Красноярска. «Мы ходили к губернатору на совещания, он, казалось, интересовался развитием туризма в крае, было обещано новое судно, но воз и ныне там», - рассказала STI Галина Дудина, генеральный директор туристической компании «Самей», президент Ассоциации туристических организаций Красноярского края. Действительно, в 2005 году пресс-секретарь губернатора Игорь Астапов на пресс-конференции, посвящённой туризму в крае, говорил: «Замена «Чехову» появится точно. Администрация края строит большие планы относительно развития туристского бизнеса. Задание на проектирование выдано. Когда теплоход спустят на воду, сказать очень трудно. Но это будет в обозримом будущем, не через десять лет. Хочется, чтобы это случилось быстро, но не получается, если мы хотим сделать по-настоящему хорошо».

В рекламных проспектах «Александр Матросов» корректно называется «не таким комфортабельным, как «Антон Чехов», но лучшим на Енисее на сегодняшний день».

«По-настоящему хорошо» на Енисее пока не стало. Парку пассажирских судов сегодня далеко за 50. Енисейское речное пароходство успело вовремя снять с себя бремя ответственности за это направление. Теперь его несёт «Пассажирречтранс» и управление госимуществом края. Ремонтировать старые суда невыгодно, избавиться - трудно. Трагедия с дизельэлектроходом «Булгария» показала, насколько опасной может быть эксплуатация таких теплоходов. В парке «Пассажирречтранса» числится «младший брат» «Булгарии» - дизельэлектроход «Михаил Лермонтов», ему «всего» 53 года, и сейчас его эксплуатация временно приостановлена. Главной заменой «Чехову» в круизах по Енисею считается теплоход «Александр Матросов», который вскоре отметит 60-летний юбилей. В рекламных проспектах туристских фирм он корректно называется «не таким комфортабельным, как «Антон Чехов», но лучшим на Енисее на сегодняшний день».

«Прохладнее и без насекомых»

Генеральный директор компании «Саянское кольцо» Юлия Наумова рассказала STI, что недавняя поездка на теплоходе «Александр Матросов» стала потрясением для двух американских туристов. «Конечно, у них остались положительные впечатления от нашей природы, их поразила мощь Енисея, понравилась программа, - рассказала эксперт. - Но массу замечаний вызвал именно теплоход. Эти туристы постоянно путешествуют по миру, причём принципиально не летают на самолётах, выбирают только железнодорожный или водный транспорт, часто совершают путешествия на круизных лайнерах типа Queen Mary. Отсутствие туалета в каюте, её крохотный размер, старая мебель, жёсткие кровати, оснащение корабля их просто «сразили». После поездки они сказали, что заплатили слишком дорого за тур на таком корабле. А продолжительность круиза была 15 дней!»

«Деньги, конечно, обещали большие, но если бы я поселила москвичей в этот кошмар, меня бы потом ни один суд не спас»

Большинство кают «Александра Матросова», главного по пассажирским перевозкам на Енисее, не имеют туалетов и душа. Такое преимущество есть только у люксов и полулюксов. В каютах первого класса из удобств - только маленькая раковина. Проводницы теплохода говорят так: «Полулюксы лучше люксов, так как в них установлена душевая кабина, а в люксах - старая ванна. В каютах третьего класса нет розеток, они находятся в холле, слышно как работает мотор, но зато там прохладнее и нет насекомых».

Туристы, когда-то побывавшие в комфортном туре по Енисею, по старой памяти обращаются в турагентства с заявками, но специалисты отмечают, что не всегда их можно выполнить. «Примерно год назад был заказ на проведение корпоративного тура по Енисею. Топ-менеджмент одной московской компании хотел «посмотреть на красоты Сибири». Я не поленилась, прошлась, посмотрела суда, но вынуждена была отказаться. Деньги, конечно, обещали большие, но если бы я поселила москвичей в этот кошмар, меня бы потом ни один суд не спас»,- признаётся Галина Дудина.

Однако пока государство хочет только снять с баланса старые убыточные «посудины». Управление госимуществом Красноярского края объявило аукцион на продажу нескольких пассажирских судов  (начальная цена - 3 млн. рублей), теплоходы «Восход»  и «Ракета» оценили в 380 тысяч рублей. Желающих купить их пока нет. Специалист министерства транспорта и связи Красноярского края Виктория Мамаева пояснила, что «для перевозки пассажиров куплены новые комфортабельные суда, а эти выработали свой ресурс, у теплоходов он составляет 40 лет, у ракет – 20». Руководители  туркомпаний региона недоумевают, почему тогда до сих пор функционируют суда с 50-летним стажем.

«Думаю, на следующий год у нас спишут ещё одно пассажирское судно, оно просто не пройдёт регистр»

Министерство транспорта тем временем отчиталось об успешных спецобследованиях теплоходов, эксплуатируемых «Пассажирречтрансом». Так, теплоход «Валерий Чкалов» 1953 года выпуска только что прошёл такой осмотр. «Александр Матросов» будет проходить его в 2015 году и т.д.  По мнению Натальи Стрижовой, «латание дыр» не приведёт к светлому будущему. «Думаю, на следующий год у нас спишут ещё одно пассажирское судно, оно просто не пройдёт регистр, - предполагает эксперт. - А к 2016 году мы вообще останемся без парка. Новые суда, о которых отчитывается министерство, для туризма непригодны – они скоростные. А то, что выставлено на аукцион, никто не купит, потому что грамотные люди понимают – регистр эти развалюхи не пропустит...» Эксперты туррынка считают, что частным компаниям не потянуть покупку нового теплохода, нужна государственная поддержка. По мнению Галины Дудиной, круизное направление в регионе окупил бы новый небольшой теплоход на 50-60 мест.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...