Музеи Бурятии встраиваются в региональный турпродукт | sibtourport.ru

Музеи Бурятии встраиваются в региональный турпродукт

5
6 минут
Музеи Бурятии встраиваются в региональный турпродукт
Музеи Республики Бурятия играют важную роль в формировании туристского продукта, так как именно культурно-познавательная составляющая является основной региональных туров. В последнее время музеи, ориентируясь на современного посетителя, активно выстраивают диалог с туроператорами и перестают выполнять исключительно экскурсионные функции, предлагают интерактивные шоу, театральные миниатюры, квесты, онлайн-экскурсии.

Пионером в поиске новых форм стал Национальный музей Республики Бурятия. В сентябре этого года во время ознакомительного тура по брендовому турмаршруту «Легенды Бурятии» музей посетили представители крупных российских туроператорских компаний. Экспертам представили экспозиции, связанные с историей буддизма, «Три резиденции Пандидо Хамбо-лам» и «Улан-Удэ в панораме веков» и шаманскую выставку «Под звуки бубна». Туроператоры оценили практические перспективы предложенных тем и совместно с музейными работниками, по сути, разработали комбинированный турпродукт, в рамках которого посещение тематической выставки предваряет посещение Иволгинского дацана - центра буддизма России. Сформированная таким образом программа, по мнению экспертов, подготавливает туристов к посещению культового объекта и тем самым улучшает восприятие материала.

Вместе с тем эксперты STI отмечают, что увлекательный контент всё же не является главной составляющей музейного турпродукта. Немаловажное значение также имеет развитость музейной инфраструктуры. По мнению Даримы Тогошеевой, победителя конкурса гидов-экскурсоводов России 2016 года, музеи и туроператоры работают эффективно, сдерживающим фактором остаётся недостаточная внешняя презентабельность некоторых музейных зданий: фасадов, холлов, гардеробов. «В музеях Улан-Удэ есть почти всё, что нужно: интересные экспозиции, доступные билеты, грамотные сотрудники, но хотелось бы, чтобы, к примеру, Музей природы Бурятии выглядел привлекательно и внутри, и снаружи. Радует тот факт, что сейчас почти во всех музеях есть таблички и экскурсии на английском языке». По мнению эксперта, самая развитой инфраструктурой располагает Этнографический музей народов Забайкалья.

В состав музейного комплекса Национального музея Республики Бурятия входит Новоселенгинский музей декабристов, где в сентябре 2015 года был впервые презентован оригинальный формат музейного турпродукта – историческое квест-шоу

Музеи соревнуются друг с другом в оригинальной подаче информации для посетителей. Практически каждый музей сегодня готов удивить посетителей. Национальный музей Бурятии разработал интерактивный проект «Юрта улигершина», в которой воссоздана атмосфера древних бурят. Такой продукт очень интересен туристам, так как больше всего ими ценится процесс вовлечения в действие. Татьяна Бороноева, директор Национального музея Бурятии рассказала о необычных формах подачи музейного материала: «В Музее природы есть урок «Природа под микроскопом», на котором школьники могут в мельчайших подробностях посмотреть, как выглядит спирогира или опуститься на дно Байкала и рассмотреть его экосистему. В Музее истории Бурятии у нас есть урок, подготовленный к юбилею города - «Маленький горожанин», участники которого, играя, отвечают на вопросы, собирают пазлы с изображением города, сражаются в монополию. Я перечислила только по одному примеру, но в каждом музее их больше. И всё, что мы делаем, даёт определённые результаты. У детей и родителей появился стимул и интерес посещать музеи. Об этом говорят и цифры. В 2015 году Национальный музей посетили 214 тысяч человек».

Ставку на привлечение туристов делает и руководство музея истории города Улан-Удэ. Директор Музея Чингис Аханянов планирует развивать работу с турбизнесом. «Я вижу перспективы, и поэтому мы планируем активное сотрудничество с туроператорами. Планируем запустить турмаршруты по исторической части города Улан-Удэ, чтобы посетители узнавали историю города не только в здании музея, но и непосредственно на исторических объектах. Мы также хотим создать на базе музея специальную экспозицию, посвященную Великому чайному пути, где будет предусмотрено и проведение чайных церемоний. Китайских туристов сейчас становится всё больше, и специальный контент для китайских них очень важен. Возможно, потребуется даже дополнительная единица в штате: специалист, который будет заниматься обслуживанием туристических групп, в том числе во внерабочее время, так как всё чаще стали поступать заявки на обслуживание в ранние часы с 6 до 8 утра, к примеру. Именно в это время в Улан-Удэ прибывает поезд из КНР», - рассказал Чингис Аханянов.

«Также хотелось бы, чтобы музеи как можно чаще организовывали информационные туры для специалистов турбизнеса, в этом есть плюсы для всех. Туроператоры знакомятся с новыми программами и экспозициями, включают их в свои продукты. Музеи по итогам таких туров могут получать обратную связь от своих непосредственных заказчиков»

Как показала практика, реализация оригинальных турпродуктов успешно проводится и в муниципальных образованиях. Примером сотрудничества сельского музея и туроператоров является опыт проведения исторических квест-шоу. В состав музейного комплекса Национального музея Республики Бурятия входит Новоселенгинский музей декабристов, где в сентябре 2015 года был впервые презентован оригинальный формат музейного турпродукта – историческое квест-шоу. После посещения экспозиций музея туристам предлагалось испытать себя и полученные знания в старинном доме по соседству, где проводилось высокотехнологичное историческое квест-шоу. Новый турпродукт получил высокие оценки экспертов – Майи Ломидзе, Михаила Ушакова и других.

Полученный опыт вдохновил музеи и туроператоров объединять свои усилия. «Новоселенгинский музей пошёл ещё дальше. Мы разработали собственный квест «Тайны селенгинского острога», который проводится в подвале музея. Это очень интересный формат, который приведёт в восторг не только школьников, но и взрослых. В декабре мы планируем организовать ознакомительный тур для туроператоров, где предложим данный квест в качестве турпродукта. В преддверии новогодних праздников и каникул туроператорам просто необходимо воспользоваться этой возможностью», - считает Татьяна Бороноева.

Туроператоры ценят то, что музеи стали предлагать разнообразный интересный продукт, но считают, что есть моменты, которые необходимо урегулировать. «В первую очередь хотелось бы, чтобы в музеях было больше интерактивных программ, возможно даже какие-то небольшие инсталляции и постановки, - говорит Вячеслав Шерхоев, директор турагентства «Байкал-Бурятия». - Также хотелось бы, чтобы музеи как можно чаще организовывали информационные туры для специалистов турбизнеса, в этом есть плюсы для всех. Туроператоры знакомятся с новыми программами и экспозициями, включают их в свои продукты. Музеи по итогам таких туров могут получать обратную связь от своих непосредственных заказчиков. Также, хотелось бы поднять вопрос о групповых скидках для туроператоров». Вячеслав Дмитриев, директор туркомпании «Байгал-Трэвэл», отмечает, что республиканские музеи постоянно развиваются. «В Музее истории Бурятии появился экскурсовод со знанием китайского языка. А это очень значимо, так как знатоков истории Бурятии с блестящим знанием китайского языка найти очень трудно. Что примечательно, музеям в районах тоже уделяется много внимания, постоянно обновляются экспозиции, проводится ремонт. Очень плотное взаимодействие в этом плане ведётся между Комитетом по туризму Министерства экономики Бурятии и Министерством культуры Республики Бурятия. В Кяхтинском музее, музее истории Бурятии, музее истории города появилась практика проведения собственных туров, обзорных экскурсий. Нам туроператорам, такое развитие только на руку. Особенно в районных музеях. Если обзорную экскурсию по городу провели экскурсоводы местного музея, это значительно улучшает восприятие, так как музейные работники лучше расскажут о своём городе, чем самый профессиональный гид из Улан-Удэ», - уверен собеседник STI. Таким образом, в Бурятии музеи и туроператоры совместно формируют единое пространство впечатлений, что благоприятно сказывается на качестве турпродукта.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...