Музеи Красноярска не интегрированы в туристский бизнес региона | sibtourport.ru

Музеи Красноярска не интегрированы в туристский бизнес региона

6
7 минут
Музеи Красноярска не интегрированы в туристский бизнес региона
Одним из важнейших наследий деятельности Императорского Русского Географического общества в Сибири и на Дальнем Востоке стало открытие краеведческих и областных музеев. Только с 1870 по 1902 годы здесь было открыто 10 музеев, причём больше всего на территории современного Красноярского края: Минусинский (1877), Енисейский (1883) и Красноярский (1889). В послевоенной Сибири из 47 музеев треть находилась в Красноярском крае. Сегодня музеи края обладают уникальными фондами, которые привлекают внимание российских и зарубежных туристов. Показатели посещаемости музеев региона – рекордные для Сибири. Между тем, их потенциал мало востребован турбизнесом.

Как сообщили STI в отделе культурно-досуговой деятельности и народного творчества министерства культуры Красноярского края, сегодня в регионе насчитывается 56 музейных учреждений, не считая филиалов и ведомственных музеев. Примечательно, что музейные комплексы в муниципальных районах края по ценности экспонатов, а иногда и по посещаемости, могут поспорить с расположенными в краевом центре. К примеру, в 2013 году Красноярский краевой музей посетили 301 тыс. человек, историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» – 237 тыс., Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова – 256 тыс. Цифры впечатляют, особенно если учесть, что в том же Минусинске проживают всего около 70 тысяч жителей.

Статистика посещений красноярского краеведческого музея на протяжении многих лет остаётся недосягаемой для сибирских коллег, включая областные музеи более крупных городов: Новосибирска и Омска. К сожалению, интерес, сформированный у красноярцев и гостей региона к музеям, фактически не используют туристские компании края. Опрошенные STI музейные работники смогли назвать не более двух-трёх компаний в крае, с которыми работа ведётся на постоянной основе, и затруднились с ответом на вопрос об участии туркомпаний или профессиональных туристских объединений в событийных мероприятиях, проводимых музеями. «Проблема во взаимодействии существует не только с туркомпаниями, - рассказывает Любовь Карнаухова, заместитель директора по научной работе красноярского краеведческого музея. - Только последние годы нам удалось достичь понимания с организаторами того же Красноярского экономического форума, культурная программа которого не включала посещение музея. Обширную программу предлагаем гостям фестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона. И все же это направление требует более серьёзного взаимодействия как с органами власти, отвечающими за развитие туризма, образования, культуры, так и с туристическими компаниями».

В 2013 году Красноярский краевой музей посетили 301 тыс. человек, историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» – 237 тыс., Минусинский краеведческий музей им. Н.М. Мартьянова – 256 тыс. Цифры впечатляют, особенно если учесть, что в том же Минусинске проживают всего около 70 тысяч жителей

Невысокую активность красноярских турфирм по формированию экскурсионных групп отметила и директор музея-усадьбы В.И.Сурикова в Красноярске Марина Ивлиева. «Конечно, хотелось бы работать на договорной основе с туркомпаниями, ведь потенциал у музея есть. Из красноярских туркомпаний, стабильно работающих с нами, можно отметить, пожалуй, только «Спутник», - говорит собеседница STI.

В то же время представители музеев сообщают об эффективном сотрудничестве с туркомпаниями соседних регионов. «Для нас туристическим узлом является Абакан, - рассказала Наталья Голованенко, заместитель директора по развитию Минусинского краеведческом музея им. Н.М. Мартьянова. - Туркомпании «Сибинтур», «Саян-Тур», ряд других хакасских компаний являются нашими давними партнёрами. Из красноярских операторов на постоянной основе работаем только с «Саянским кольцом». Мы чувствуем незаинтересованность краевого турбизнеса. И это на фоне того, что в музейном сообществе нас высоко ценят – постоянно проводим научно-практические конференции, практикумы для студентов, внедряем новые формы работы с посетителями. Много гостей принимаем из Кемеровской области, в первую очередь, благодаря давним отношениям с университетом города, отправляющим к нам студентов на практику. А вот красноярские вузы, готовящие специалистов в области туризма, – нечастые гости музея».

Большинство посетителей красноярских музеев составляют частные клиенты. Значительная часть экскурсионного потока приходится на жителей края, школьные группы, а также участников различных деловых мероприятий, фестивалей и форумов, проходящих в Красноярске. По данным Красноярского краеведческого музея, стабильно высокий процент посещения приходится на иностранных гостей, программа пребывания которых, как правило, включает обязательный осмотр музея. Так бывший посол США в России Александр Вершбоу во время визита в Красноярский край потратил на посещение краеведческого музея два часа и остался под большим впечатлением от увиденного. Однако, имея в своем активе пять филиалов, среди которых мемориальный комплекс Виктора Астафьева в селе Овсянка, музей-пароход «Святитель Николай», дом-усадьба сибирского библиофила Юдина, краеведческий музей вынужден предпринимать самостоятельные шаги по организации коллективных посещений.

В свою очередь туркомпании заявляют, что обращаются в музеи по мере формирования спроса на экскурсии. Группы формируются редко, а индивидуальные туры по карману в основном иностранным туристам. Впрочем, не все туроператоры считают взаимоотношения между музеями и турбизнесом проблемными. Более того, отмечают огромный вклад краевых музеев и музейных работников в формирование туристической привлекательности города и края. Надежда Васильева, директор дополнительного офиса центра туризма и обучения «Спутник», рассказывая о большом опыте взаимодействия с краеведческим музеем и его филиалами, обозначила интерес к работе с новыми объектами: «Сейчас ведём переговоры с муниципальным художественным музеем в Дивногорске и планируем включить его в тур. Музей интересен не только своими картинами и скульптурами, но и возможностью купить сувениры и предметы народного промысла. Кроме того, у нас есть сезонный интерес к некоторым музеям. Так, накануне приёмной компании мы делаем тур для абитуриентов по вузам, включая посещение их музеев».

Более тесному взаимодействию туроператоров с учреждениями культуры, по мнению экспертов,  способствует и возросший интерес к местному туризму. «В этом сезоне туры по краю очень востребованы, - говорит Татьяна Нечахина, директор компании «Енисей-тур». - Продаются хорошо не только базы отдыха на Красноярском море или сплавы по Мане, но и познавательные туры, например, в Енисейск. Представляете, четырёхдневный тур на теплоходе в Енисейск с посещением праздника «Енисейская уха» был продан за две недели до события! Это одно из самых перспективных направлений».

Дирекция музея воплощает в жизнь интерактивный проект «Живой дом». Посетители могут не только ознакомиться с отчим домом художника, но и стать участниками старинных русских праздников, отмечавшихся в доме Суриковых

Рассуждая на тему интеграции музеев в туриндустрию, Татьяна Нечахина указала на важный момент в рамках подготовки празднования 400-летия Енисейска. «На мой взгляд, на сегодня в программе подготовки отсутствует очень значимый этап – знакомство с положительным опытом туристских центров России. Существует немало достойных примеров, возьмите Золотое Кольцо. Думаю, организация совместных инфотуров для представителей краевого турбизнеса, экскурсоводов, сотрудников музеев по тому же Золотому Кольцу будет способствовать и налаживанию взаимоотношений, и развитию туризма», - говорит эксперт.

Пока же красноярские музеи, будучи своеобразными креативными площадками, совершенствуют формы работы с посетителями. Марина Ивлиева отмечает, что музей-усадьба В.И.Сурикова, не обладая таким потенциалом, как краеведческий музей, имеет стабильно высокую посещаемость – до 150 тысяч человек в год. В отличие от другого учреждения культуры – Красноярского художественного музея им. В.И.Сурикова - музей-усадьба привлекает не столько ценителей живописи, сколько любителей старины, желающих познакомиться с усадьбой 30-х годов XIX века и казачьим бытом в самом центре современного города. Сейчас дирекция музея воплощает в жизнь интерактивный проект «Живой дом». Посетители могут не только ознакомиться с отчим домом художника, но и стать участниками старинных русских праздников, отмечавшихся в доме Суриковых. Например, на Масленицу можно увидеть дом в особом убранстве, праздничный стол, украшенный аутентичной посудой позапрошлого века, и даже отведать блинов с припёком. Проект реализуется с 2014 года и уже заинтересовал иностранных туристов и группу из Владимира, специально приехавшую в Красноярск. Кроме того, на протяжении двух лет музей-усадьба включается в праздничные мероприятия фестиваля народной культуры «Сибирская масленица», который входит в краевой и российский календари событийного туризма.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...