На что потратили деньги и годы при реализации крупных алтайских турпроектов | sibtourport.ru

На что потратили деньги и годы при реализации крупных алтайских турпроектов

13
6 минут
На что потратили деньги и годы при реализации крупных алтайских турпроектов
В Алтайском крае реализуются наиболее масштабные турпроекты в стране. Здесь есть и игорная зона, и особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, и целых три туристических кластера. От разработки концепций проектов до наших дней прошло от трёх до десяти лет, на каждый потратили миллионы рублей из госбюджета. По мнению экспертов, сегодня очевидно, что не все суперстройки того стоили; однако некоторые имеют реальные перспективы. Что касается соотношения затрат (денежных и временных) и результата, то в данном случае турбизнес уверен только в одном: в проектах такого масштаба с нуля в российских реалиях не стоит ждать ни быстрой эффективности, ни скорого завершения.

Три туркластера в Алтайском крае последние несколько лет ежегодно получали финансирование из федерального и регионального бюджетов. Речь идёт о проектах «Барнаул – горнозаводской город» (представлен в 2013 году), «Золотые ворота» в Бийске (одобрен на федеральном уровне в 2010 году) и «Белокуриха» (концепцию «Белокуриха-2» презентовали в 2013 году). Государственный бюджет во всех случаях спонсирует создание инженерной инфраструктуры в рамках программ по развитию туризма. Только в прошлом году федеральный бюджет предоставил краю 857 млн рублей на эти три проекта, в этом году – 760 млн. До этого транши средств не раз направляли в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (решение о создании приняли в 2006 году; федерация вложила в проект 4,1 млрд рублей). Без щедрых бюджетных вливаний осталась только игорная зона «Сибирская монета», к работам в которой приступили в 2010 году. Сегодня там за счёт края реконструирована лишь часть дороги. В целом, по информации краевой администрации, за последние 4,5 года на реализацию всех пяти проектов выделено около пяти миллиардов бюджетных рублей.

Наибольший скепсис у экспертов турбизнеса сегодня вызывает бийский проект, ориентированный на обслуживание транзитных автотуристов. «Как видим, сегодня там есть только дорожная развязка на въезде в город», - констатирует Наталья Гордеева, директор турфирмы «Алтайтурист». По плану на въезде в Бийск должны были появиться макет Бикатунской крепости в натуральную величину, сувенирные лавки, гостиницы, зона отдыха с бассейном, автосервис. Но несколько инвесторов ушли с площадки, обвинив госпартнёров в невыполнении обязательств (в отсутствии инфраструктуры). Сегодня на площадке работает всего один предприниматель – Алексей Саламатов, директор издательского дома «Бийская пресса». Он намерен вложить в автотуркластер 30 млн рублей, построив ресторан быстрого питания, мотель, магазин сувениров и другие объекты. Как подтвердил STI Игорь Степанов, руководитель управляющей компании бийского кластера, инженерная инфраструктура там действительно должна появиться только к концу этого года. На неё потратили 300 млн рублей, в основном – федеральных. «Второй инвестор готовится зайти на площадку осенью. Остальные пока не перешли к практическим шагам. Хотя среди потенциальных (инвесторов – STI) есть и те, кто намерен, например, построить десятиэтажную гостиницу», - говорит эксперт.

«Белокуриха-2» созрела из рыночной, а не политической необходимости, прежде всего, и имеет хорошую перспективу. Качество проживания, лечения, катания на лыжах в Белокурихе с этим проектом возрастёт, плюс там есть красивая и необычная дорога. И отдача от вложений будет более быстрой в плане окупаемости»

Другой «городской» кластер, призванный облагородить исторический центр Барнаула, внушает туроператорам больший оптимизм. Здесь исполнителям проще: не нужно подводить газ, воду и электричество с нуля. И за три года в городе уже видны изменения. В этом году появится обновлённая набережная, обустроенные прогулочные площадки в районе Нагорного парка и два реконструированных моста. Также запущен процесс замены ливневой канализации в центре города, построена новая котельная для работы инвесторов, ведутся работы над будущей реконструкцией Демидовской площади. Несколько предпринимателей уже взяли на себя здания исторического значения, планируя после ремонта открыть в них туристические объекты («Музей шоколада», музей «Мир времени», рестораны). План туркластера более амбициозен: в его рамках в городе должны появиться и прогулочная улица с лавками для туристов, и конгрессно-выставочный центр, и музейный комплекс на месте бывшего Сереброплавильного завода, и другие туристические зоны. Однако, по наблюдениям экспертов, активность и местной власти, и бизнеса похвальна уже сейчас. «Барнаульский туркластер даёт бонусы местным туроператорам: в городе появляются новые объекты показа, историческая часть города приобретает другое лицо, - уверена Наталья Гордеева. - Это очень жизнеспособный проект, который поможет задерживать туристов в Барнауле».

За судьбу третьего кластера эксперты также не беспокоятся. В первую очередь потому, что у него изначально был сильный главный «лоббист», он же якорный инвестор – компания «Курорт Белокуриха». При этом появился он у проекта из объективных, а не пиар-соображений: Белокуриха востребована настолько, что в ней давно есть дефицит средств размещения. «Белокуриха-2» созрела из рыночной, а не политической необходимости, прежде всего, и имеет хорошую перспективу, – говорит Александр Смирнов, директор турфирмы «Плот». - Качество проживания, лечения, катания на лыжах в Белокурихе с этим проектом возрастёт, плюс там есть красивая и необычная дорога. И отдача от вложений будет более быстрой в плане окупаемости».

«Белокуриха-2» должна дать городу-курорту три тысячи новых мест размещения. По проекту, в 12 км от Белокурихи появится горнолыжный комплекс, радоновая лечебница, гостиницы и санатории. Строительство инфраструктуры и объектов идут параллельно. Как рассказал STI замгендиректора «Курорта Белокурихи» Олег Акимов, инвестиционные соглашения заключены с 11 фирмами. Договоры подписаны пока только с тремя – недавно они приступили к строительству первых объектов. «Инвестиционные соглашения – это ещё не договоры, – уточняет Олег Акимов. – У нас подписано такое соглашение с сетью Hilton давным-давно, а толку нет. Договориться пока не можем». Эксперт убеждён, что создание инфраструктуры завершится в срок – до 2018 года. Дорога к кластеру была достроена в прошлом году, сейчас к нему ведут линию электропередач и строят систему газоснабжения. По водоснабжению работа пока не начата, но контракт подписан.

На фоне более успешных собратьев «Бирюзовая Катунь» и «Сибирская монета» пока буксуют. По словам руководителя единственного казино Altai Palace в алтайской игорной зоне Евгения Косых, других работающих резидентов нет из-за отсутствия электричества и газа (себе комплекс обеспечил их сам, вложив более миллиарда рублей в свой проект). Поэтому уже 1,5 года казино работает «в чистом поле», и даже дорога там не доделана до конца. Что касается «Бирюзовой Катуни», то это, с одной стороны, давно работающая турзона с 17 резидентами. С другой стороны, она задумывалась гораздо более масштабной. «Мы же все видели проект и макет, который возили на все туристические выставки. Не хватает благоустроенных номеров в современных (по проекту) комплексах, бассейнов, кафе. Существующее искусственное озеро несёт очень большую нагрузку», - добавляет Александр Смирнов. В последние годы зона расторгла отношения с несколькими инвесторами, которые так и не начали стройку, а привлечение новых идёт вяло. А в этом году Счётная палата причислила её к неэффективным ОЭЗ.

Тем не менее, «Бирюзовая Катунь» – пока самый «работающий» турпроект в регионе: турпоток туда растёт. Вероятно, при более грамотном управлении такие проекты могли обойтись госбюджету дешевле. Турбизнес надеется, что работать с инвесторами станут эффективнее. В первую очередь благодаря кризису: в сегодняшних условиях денежные вливания извне наверняка станут меньше.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...