На реках Западной Сибири почти не осталось круизов для туристов | sibtourport.ru

На реках Западной Сибири почти не осталось круизов для туристов

27
6 минут
На реках Западной Сибири почти не осталось круизов для туристов
Одно из главных богатств Сибири – речные ресурсы - практически не используются в рекреационных целях. В областных центрах организуются лишь небольшие речные прогулки для местных жителей, кое-где сохранились туры выходного дня. Причина банальна – в Сибири практически не осталось комфортабельного речного транспорта. Всё, что ещё «ходит» по местным рекам, – наследие советской эпохи, поэтому говорить о серьёзном развитии и продвижении такого вида отдыха как круизы с имеющимся арсеналом средств не приходится. Вместе с тем, эксперты STI уверены, что при должном подходе круизы вполне могли бы привлечь в регион туристов, а в ряде случаев составить конкуренцию отдыху на Алтае.

Из-за аномально низкого уровня воды в Оби этим летом все длительные поездки на теплоходах со стартом в Новосибирске отменены. Как рассказали STI в агентстве «Речные круизы», в прошлые годы спросом у жителей мегаполиса пользовались четырёхдневные поездки на теплоходе (класса Ом-147) в Томск, а также туры выходного дня по Обскому водохранилищу. Оба рейса в течение всего летнего сезона имели 100%-ную загрузку. «Спрос на речные круизы достаточно высокий. Такой вид отдыха выбирают люди разного возраста и уровня достатка. Часто ездят пожилые люди с маленькими детьми, молодёжь – от 18 до 30 лет. Среди наших пассажиров много постоянных клиентов», - пояснила менеджер одного из новосибирских агентств. Как подтверждают в турфирмах города, периодически туристы спрашивают круизы по Оби и очень огорчаются, узнав, что навигация отменена.

Специалистов данный факт особенно огорчает на фоне наметившегося роста спроса на речные путешествия. «Несколько лет назад круизы вообще не спрашивали, было мнение, что это очень дорого. Но сегодня туристы поняли, что это доступный вид отдыха, круиз вполне может стать хорошей альтернативой стандартным турам», - отмечает Евгения Крылова, менеджер компании «Эль-Тур». Тот же круиз по маршруту «Новосибирск - Томск» в прошлом году стоил чуть дороже восьми тысяч рублей.

В Тюмени длительные речные прогулки нынешним летом тоже не предлагаются. «Вообще круизы до Тобольска не выполняются уже несколько лет, - рассказывает Анна Дедович, директор студии путешествий «АРТ Трэвел». - Техническое состояние судов не позволяет организовывать туристические поездки, да и спрос в Тюмени в последние годы был достаточно низким». По мнению эксперта, пассажиры во время поездки могли любоваться природными красотами, но в экскурсионном плане на маршруте туристам практически нечего было предложить. «Самым интересным пунктом на всём пути был Тобольск. Конечно, если сравнить аналогичные предложения с отправной точкой из Казани, Перми, где историческое наследие богатое, наши круизы явно проигрывают. Это и являлось одной из причин низкого спроса», - полагает Анна Дедович.

Жителей Омска маловодье не коснулось, сохранились и технические ресурсы, однако ажиотажного спроса на речные круизы здесь также не отмечают.

Жителей Омска маловодье не коснулось, сохранились и технические ресурсы, однако ажиотажного спроса на речные круизы здесь также не отмечают. В настоящее время только две туристские компании: «Омсктур» и «Трансвояж» - предлагают собственные теплоходные маршруты по Иртышу. Кроме того, речные круизы на комфортабельном дизель-электроходе «Римский-Корсаков» по трёхдневному  маршруту Омск – Большеречье - Омск и девятидневному Омск – Тобольск - Омск организовывает ОАО «Иртышское пароходство». В рамках круизного маршрута проводятся экскурсии, развлекательные мероприятия и дискотеки, организуются «зелёные» стоянки. При этом эксперты отмечают, что самое комфортабельное на Иртыше круизное судно было построено более 55 лет назад по тому же 785-му проекту, что и затонувшая в июле прошлого года «Булгария», а серьёзной модернизации было подвергнуто в 1992-93 годах.

Как пояснили STI в «Омсктуре», круизы составляют лишь небольшой процент в объёме продаваемых туров компании. Самым популярным направлением остаётся речной круиз в Большеречье, продолжительность которого составляет от одного до трёх дней на рейсовых теплоходах «Восход», «Родина» или «Чернышевский». Также популярны трёхдневные туры в Тару и пятидневные - в Тобольск. Единичные заказы поступают на круизы в Салехард и Ханты-Мансийск.

Преобладание спроса на туры в Большеречье над другими круизами по Иртышу подтвердили в других компаниях города. Как рассказала корреспонденту STI Ирина Гребельная, менеджер турфирмы «Трансвояж», теплоходный маршрут именно в Большеречье был выбран компанией не случайно: «Детей привлекает зоопарк, в котором содержится более 200 видов животных со всего мира, а взрослых – театрализованная экскурсия по комплексу «Старина Сибирская». Поэтому трудно сказать, каких туристов больше: это и молодые пары, и семьи с детьми, и взрослые индивидуальные туристы».

Ограничивает развитие круизных программ в Большеречье тот фактор, что обратную доставку туристов на теплоходе можно осуществить только в рамках трёхдневного тура, что связано с расписанием движения рейсовых теплоходов. Поэтому в программу однодневных и двухдневных туров в Большеречье и Тару закладывается обратная доставка отдыхающих на автобусе.

Эксперты отмечают, что самое комфортабельное на Иртыше круизное судно было построено более 55 лет назад по тому же 785-му проекту, что и затонувшая в июле прошлого года «Булгария», а серьёзной модернизации было подвергнуто в 1992-93 годах.

Иной взгляд на проблему у Сергея Савостьянова, директора туристической компании «Евразия-Тур», более десяти лет успешно организовывавшей круизы по маршруту Омск - Салехард. Эксперт уверен, что круизы по Иртышу можно сделать популярными у российских и зарубежных туристов, но пока для этого нет достаточных условий. Настоящие круизы в то же Большеречье, по его убеждению, качественно можно делать только на судах типа «Римского-Корсакого», а в организации туров на рейсовых теплоходах Сергей Севостьянов не видит никакого смысла.

Пожалуй, опыт «Евразия Тур» стал самым успешным в истории современного регионального туризма примером реализации и продвижении речных круизов по сибирским рекам на внешние рынки. Дальнейшей реализации проекта помешал кризис. «Ещё в 2009 году, в связи с мировым финансовым кризисом, наш немецкий партнёр стал более сдержанно бронировать круизы, так как спрос у иностранцев сильно упал, а омичи предпочитают за цену маршрута Омск - Салехард, отдохнуть в Турции по системе «всё включено», - пояснил Сергей Савостьянов. - Кроме того, наш партнёр - ОАО «Иртышское пароходство» - стал предлагать туры туристам ниже той стоимости, которую могли предложить мы, как туроператор. В итоге мы были вынуждены отказаться от сотрудничества на таких условиях».

И всё же опрошенные STI эксперты не ставят крест на перспективах круизного туризма в Обь-Иртышском бассейне. «Ни для кого не секрет, что в европейской части России туристы интересуются туристическими богатствами Сибири, поэтому если правильно это направление развивать, люди поедут. Но нужно рекламировать туры, вкладывать деньги в покупку и ремонт судов и в развитие этого вида отдыха в целом», - считает Евгения Крылова.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...