На символе главного туристического события сезона в Алтайском крае зарабатывают «теневики» | sibtourport.ru

На символе главного туристического события сезона в Алтайском крае зарабатывают «теневики»

3
5 минут
На символе главного туристического события сезона в Алтайском крае зарабатывают «теневики»
Шести сотням лебедей, зимующим в заказнике «Лебединый» на озере Светлом в Алтайском крае, выпала редкая удача: в их благоустройство вкладывается сам «Газпром», а в рекламу — краевая власть. Эксперты отмечают, что за два года незамерзающий водоём действительно стал популярным у жителей региона. Но турбизнес сетует, что зарабатывать на достопримечательности не получается из-за нелегальных конкурентов.

До сих пор не известно, откуда прилетают лебеди-кликуны, зимующие в Советском районе Алтайского края. Но факт, что в последнее время их стало больше - количество достигло примерно 600 птиц (в 2008 году их было только 200). Владимир Никулинский, егерь заказника, говорит, что это произошло за счёт молодняка: лебеди, о которых заботятся в учреждении, не боятся вернуться сюда на зиму уже с потомством. Забота о птицах здесь серьёзная и дорогостоящая — с 2013 года компания «Газпром» выделяет по полтора миллиона рублей в год на обустройство заказника. На эти деньги ежегодно птиц кормят с ноября по март, построили обзорную площадку и оборудовали её автономной экологичной электростанцией. Также закупили фото и видео-аппаратуру, чтобы наблюдение за лебедями было системным. В дальнейшем, возможно, для туристов также поставят стационарные бинокли — биноскопы.

Посетителей ждут в заказнике с декабря по февраль, когда птиц на воде много. Ряд алтайских туроператоров признают: запросов на экскурсии в «Лебединый» стало больше. В 2014 году лебедей сделали символом любимого детища губернатора края Александра Карлина – праздника «Алтайская зимовка», знаменующего открытие зимнего турсезона. «В прошлом году мы организовывали тур с ночёвкой в Белокурихе, потому что тогда основная программа «Зимовки» была на «Сибирском подворье» в Новотырышкино, - рассказала STI Наталья Белоусова, директор турфирмы «Охота». - В первый день мы везли людей туда, на другой день - на озеро Светлое. Тогда отправили три автобуса. В этом году основные мероприятия прошли в Барнауле, так что к лебедям возили на один день, тоже три автобуса». И, если в прошлом году, по словам собеседницы STI, приходилось прикладывать немалые усилия, чтобы их наполнить, то в этом году проблем с формированием групп не возникало. Руководитель турфирмы «Сириус тур» Татьяна Медведева подтверждает, что до масштабной рекламы озера Светлого не могла набрать группы для таких поездок. «В этом году у нас прекрасные результаты: 12 декабря отправили более 70 человек. Мне вообще не пришлось для этого рекламировать объект», - отмечает эксперт.

Руководители турфирм отмечают, что в последнее время нелегальный бизнес активно отвоёвывает позиции на региональном рынке, а надзорные органы края не могут этому помешать

Другие алтайские компании набирали группы для поездок в заказник и без «Алтайской зимовки». При этом роста запросов в связи с пиаром лебедей они не заметили. «Возим туда на протяжении трёх лет, начали ещё до того, как заказником занялись, - рассказывает Наталья Бурыкина, директор службы продаж компании «Центр туризма» из Белокурихи. - Сказать, что вырос спрос в последнее время, не могу. У нас и раньше набиралось примерно столько же людей». Более того, по мнению Ирины Ковалёвой, директора бийского «Бюро экскурсий и путешествий», пиар озера сыграл против турбизнеса: значительно выросло число людей, самостоятельно посещающих объект.

Барнаул, более удалённый от заказника, нежели Бийск или Белокуриха, данная тенденция затронула в меньшей степени. Однако все опрошенные STI эксперты сходятся во мнении, что для зарегистрированных предпринимателей лебединый заказник в любом случае стал не источником прибыли, а скорее дополнением к туру выходного дня. Лебедей по запросу добавляют к другим программам: экскурсиям в Бийске, Белокурихе и Горном Алтае.

В рамках «Алтайской зимовки» организация туров к птицам и вовсе в большей степени была благотворительной акцией - туроператоры рады, что удалось хотя бы не сработать в минус. Руководство «Алтайтурцентра», организатора «Алтайской зимовки», публично заявляло об установлении единых «социальных» цен на доставку туристов в заказник. В этом году стоимость тура из Барнаула – от 900 рублей, из Белокурихи – от 400 рублей, из Бийска – от 700 рублей. «Это точно не бизнес и не тема, на которой мы можем заработать. То, что мы поставили цену в 750 рублей на «Зимовку», это мы просто сделали праздник людям. Мы отправили 58 человек, но на этом не заработали», - говорит Ирина Ковалева.

Кому известность заказника принесла прибыль, так это теневому бизнесу. Как отметили представители турфирм, 12 и 13 декабря большую часть посетителей на озеро привезли на автобусах некие самовольные организаторы. Они не зарегистрированы как турфирмы, не платят налоги и не арендуют офис — поэтому имеют возможность демпинговать. Например, доставку из Барнаула «нелегалы» предлагали за 700 рублей, притом, что туроператоры оттуда же возили за 1 тысячу рублей, чтобы не понести убытки. Руководители турфирм отмечают, что в последнее время такой нелегальный бизнес активно отвоёвывает позиции на региональном рынке, а надзорные органы края не могут этому помешать. В результате чего даже меры, направленные на развитие туризма в регионе, включая и масштабные мероприятия вроде «Алтайской зимовки», оставляют турбизнес вне круга выгодоприобретателей.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...