Почему раскрученный бренд событийного туризма не работает на привлечение туристов | sibtourport.ru

Почему раскрученный бренд событийного туризма не работает на привлечение туристов

49
6 минут
Почему раскрученный бренд событийного туризма не работает на привлечение туристов
В конце февраля в Иркутске состоялось открытие десятого традиционного фестиваля зимних игр «Зимниада – 2012». Основной целью ежегодного мероприятия, которое продлится до конца марта, является популяризация зимнего туризма в Прибайкалье, выравнивание сезонности местного туризма. Однако вопросы организации фестиваля и его ближайших перспектив выводят представителей иркутского турбизнеса на более глобальные темы о целесообразности и направлениях развития событийного туризма в регионе.

Меньше, но интереснее

«Зимниада» – один из пилотных проектов событийного туризма в сибирском регионе. Ежегодно, на протяжении восьми лет, увеличивалось число проводимых в рамках «Зимниады» мероприятий, включая знаковые Международный Ледовый Марафон, «Кубок Байкала» по пейнтболу, гонки на снегоходах и буерах, гольф на льду, чемпионат по подлёдной рыбалке. В итоге в 2011 году в официальном расписании фестиваля значилось более 45 мероприятий, участие в которых приняли около 40 тысяч человек.

Однако в 2012 году организаторы пошли на сокращение программы фестиваля до 11 мероприятий, пять из которых имеют статус международных. При этом впервые в рамках фестиваля состоится пеший переход по льду озера «Хрустальный лед Байкала», в котором примут участие иностранные туристы. Заявлены две дистанции: спринтерская «Листвянка – Ольхон» и марафон «Листвянка – Ольхон – Северобайкальск». Также впервые в программу «Зимниады» включён ледовый фестиваль «Сарминский шквал», участники которого будут состязаться в кайтинге, ледовом вело-триале, ледолазании и спелеологии. Закроет «Зимниаду» выставка «Байкалтур», которая пройдёт в Иркутске с 29 по 31 марта.

Причиной сокращения программы фестиваля, по мнению Яны Гришенковой, исполнительного директора СБАТ, стал тот факт, что далеко не все мероприятия «Зимниады» одинаково эффективны с точки зрения привлечения в регион туристов. В СБАТ также отмечают, что появление «проходных» мероприятий привело к снижению интереса к фестивалю в целом, в том числе и у прессы. Представители турбизнеса подтверждают, что лишь единичные события привлекают внимание туристов и влияют на активизацию туристских потоков в регионе. Именно на них, убеждён Алексей Никифоров, директор турфирмы «Абсолютная Сибирь», должен быть сделан акцент. «Знаковый комплекс мероприятий должен являться «изюминой», основным способом завлечь туриста», - считает эксперт.

В СБАТ также отмечают, что появление «проходных» мероприятий привело к снижению интереса к фестивалю в целом, в том числе и у прессы. Представители турбизнеса подтверждают, что лишь единичные события привлекают внимание туристов и влияют на активизацию туристских потоков в регионе.

Главной проблемой, препятствующей включению мероприятий «Зимниады» в предложения местных туроператоров, по общему утверждению специалистов, является поздняя вёрстка календаря фестиваля. Обычно он публикуется накануне открытия, в то время как, по мнению Яны Гришенковой, это должно происходить минимум за полгода. Только тогда туроператоры смогут привлекать на фестиваль туристов. Иркутский предприниматель Сергей Перевозников настаивает, что «программа мероприятий должна быть составлена за год». Вопрос не первый год обсуждается туристской общественностью, однако, по свидетельству экспертов, понимания у региональных властей, турбизнес до сих пор не нашёл.

Необходимым условием для дальнейшего развития проекта, считает Ольга Цыбина, заместитель генерального директора туроператорской компании «Байкалов», является синхронизация существующих ведомственных календарей Министерства культуры Республики Бурятия, Республиканского агентства по туризму и Агентства по туризму Иркутской области. «Единый календарь должен включать все события, которые могут быть интересны туристам на Байкале, информация должна быть актуальной, регулярно пополняться, - полагает эксперт. – Сам календарь должен быть опубликован в Интернете». Алексей Никифоров также считает, что настало время согласовать все мероприятия и объединить потенциалы. Однако сейчас, по мнению эксперта, восточный и западный берега Байкала по-прежнему «тянут канат на себя». Если же власти реально не подключатся к процессу формирования актуального календаря фестиваля, утверждают опрошенные STI эксперты, со временем энтузиазм предпринимателей угаснет и бизнес-составляющая «Зимниады» пойдёт на спад. «Не хотелось бы хоронить «Зимниаду», – говорит Яна Гришенкова, - ведь это хорошая идея, которой нужно придать новый импульс. «Зимниада» нужна турбизнесу, но хотелось бы её как-то реанимировать».

В поиске ответственных

«Зимниада» – самый раскрученный, но отнюдь не единственный бренд событийного туризма в Прибайкалье. Внимание жителей региона и туристов в зимнем сезоне также привлекают Масленица и празднование Сагаалгана – Нового года по восточному календарю. Однако мнения экспертов о вовлеченности местного турбизнеса в развитие событийного туризма разнятся. Алексей Никифоров согласен с тем, что турбизнесу выгодно развитие событийного туризма, но отмечает, что фирмы предпочитают «идти по уже протоптанным дорожкам, не предлагая чего-то нового». «Событийный туризм интересен далеко не всем туроператорам, - подчёркивает Екатерина Цвик, представитель визитно-информационного центра «Байкалинфо», - поскольку занимает небольшую нишу в числе предлагаемых турпродуктов».

Событийные мероприятия, будучи хорошо прорекламированными в медиа, на сайтах, в социальных сетях, в большей степени побуждают интерес посетить место их проведения.

В свою очередь развитие серьёзных проектов событийного туризма в зимний период сдерживается рядом объективных факторов. К ним Наталья Резванова, руководитель туротдела компании «Байкальская Виза», относит высокие цены на авиабилеты, дорожающее топливо и нехватку мест в средствах размещения. «Опыт прошлого года показал, что многие направления туризма, в том числе и событийного, пошли на спад, - отмечает эксперт. - Туристов зимой становится меньше, и это массовое явление».

Преодолеть эту тенденцию, по мнению Алексея Никифорова, может частная инициатива, направленная на стимулирование спроса. Эксперт сетует на инертность участников рынка, отмечая, что на предсезонных осенних выставках байкальские турпродукты представлены слабо.

Развитие событийного туризма в Прибайкалье возможно только в тесном сотрудничестве турбизнеса с местными властями, убеждена Наталья Резванова. Ни один из субъектов рынка самостоятельно не вытянет капиталоёмкие проекты, считает эксперт, а заниматься нерентабельной деятельностью никому не интересно. С другой стороны, в случае реализации серьёзных проектов событийных мероприятий на Байкале есть хорошие перспективы количественного и качественного роста турпотока. «Событийные мероприятия, будучи хорошо прорекламированными в медиа, на сайтах, в социальных сетях, в большей степени побуждают интерес посетить место их проведения», - уверена Ольга Цыбина. Эксперт считает необходимым создавать события в низкий сезон и привлекать к их организации туроператоров. «А дальше уже вопрос туроператоров – насколько успешно они смогут включить посещение события (или использовать информационный повод) в свой продукт, и к гостиницам – могут ли они разместить всех желающих и предоставить им достойный сервис» – поделилась с STI Ольга Цыбина.
 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...