Турбизнес Алтайского края не спешит продавать «зелёные дома» | sibtourport.ru

Турбизнес Алтайского края не спешит продавать «зелёные дома»

5
7 минут
Турбизнес Алтайского края не спешит продавать «зелёные дома»
Владельцы сельских гостевых домов в Алтайском крае, руководители туристских фирм и представители органов управления туризмом сходятся во мнении, что спрос на отдых в деревенской усадьбе на сегодняшний день невысок, однако агротуризм в Алтайском крае со временем может стать прибыльным бизнесом. Для этого, полагают эксперты, на селе должна сформироваться инфраструктура развлечений,  а уровень сервиса вырасти. Кроме того, по мнению специалистов, владельцам «зелёных домов» необходим выход на цивилизованный рынок за счёт сотрудничества с туроператорами и агентствами.

Инициатива сверху

Инициатива развития и активного продвижения идеи агротуризма на Алтае изначально исходила от краевых властей. Это один из первых регионов России, где была принята и действует собственная программа по развитию сельского туризма, которая позволяет предпринимателям открывать на территории региона всё новые гостевые дома. Условия для приёма туристов семья может создать на базе своего жилого дома и приусадебного участка или крестьянско-фермерского хозяйства, лучшие проекты получают поддержку из средств краевого бюджета в виде безвозмездного субсидирования.

Начальник управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрий Захаров в ходе онлайн-конференции, которая состоялась на официальном сайте Администрации Алтайского края в октябре 2011 года, сообщил, что в летнем сезоне - 2011 в регионе функционировало порядка 150 «зелёных домов», а количество желающих заниматься сельским туризмом по сравнению с 2010 годом увеличилось на 11%.

Сегодня большинство владельцев гостевых сельских усадеб продают свои услуги по принципу «сарафанного радио»: отдохнула одна семья, рассказала друзьям, те, в свою очередь, отдохнули сами и порекомендовали такой отдых знакомым.

В рамках краевой программы по сельскому туризму разработан и функционирует сайт «Сельский туризм на Алтае», где размещается информация о гостевых домах. Хозяева предлагают постояльцам разнообразный досуг: сбор грибов и ягод, охоту, рыбалку, работу на приусадебном участке, уход за домашним скотом, активные пешие и конные маршруты, посещение исторических и археологических достопримечательностей. Некоторые предприниматели заявляют и уникальные турпродукты: мини-фермы с экзотическими животными, проживание в юртах, обучение старинным ремёслам.

Стоимость проживания одного человека в сутки в гостевом сельском доме колеблется от 250 до 1500 рублей. Цена зависит от категории проживания: от первой (домик с «удобствами» во дворе) и до категории «люкс», которая предполагает размещение в благоустроенном просторном доме с внешней и внутренней отделкой по евростандартам, холодным и горячим водоснабжением, баней и элементами досуга (спортивная площадка, беседка и т.д.) на участке.

Вдалеке от цивилизации

Сегодня большинство владельцев гостевых сельских усадеб продают свои услуги по принципу «сарафанного радио»: отдохнула одна семья, рассказала друзьям, те, в свою очередь, отдохнули сами и порекомендовали такой отдых знакомым. Однако эксперты уверены, что их деятельность станет бизнесом и начнёт приносить стабильный доход лишь после вхождения в структуру продаж туристских компаний. Руководитель АРАТ, директор барнаульской турфирмы «Арго» Ирина Слесарева считает, что до тех пор, пока этого не произойдет, перспективы сельского туризма будут не самыми радужными. С турагентствами заключают договоры единичные хозяйства, а большинство владельцев «зелёных домов» даже не имеют статуса юридического лица. На схожие проблемы указал и директор барнаульской компании «Плот» Александр Смирнов: «Наша фирма не сотрудничает с «зелёными домами», поскольку пока не налажен механизм взаимодействия. Не все, но многие владельцы усадеб видят в турбизнесе посредников и стараются выйти на прямого клиента». Кроме того, по мнению эксперта, важным условием для сотрудничества с хозяйствами должны быть единые цены на услугу. «Нужно выходить на цивилизованный рынок, и тогда будет успех», - считает Александр Смирнов.

Сегодня спрос на это направление не дотягивает даже до 1%.

Директор барнаульской турфирмы «Кочевник-Тур» Дмитрий Ермолов также не спешит открывать продажи услуг собственного гостевого дома «Усть-Чумыш» (Тальменский район Алтайского края) через собственное агентство. «Объективно: на сегодняшний день очень мало людей хотят купить тур в село, - признается Дмитрий. -  В наше агентство нередко обращаются клиенты, которые одним из желаемых условий для отдыха на Алтае называют рыбалку, но почти никогда такой клиент в реальности не доезжает до водоёма. Задаёт много вопросов, но потом исчезает. С другими усадьбами мы тоже пока не сотрудничаем. Во-первых, мне кажется, что хозяева усадеб сами должны идти на контакт и вносить свои предложения, а, во-вторых, должны быть клиенты, которые ищут такие услуги. А пока нет массового спроса, нет и предложений».
Алтайский туроператор «Возрождение-Тревел» - одна из немногих туристских компаний, которая в настоящее время сотрудничает с сельскими предпринимателями. Её финансовый директор Андрей Ефимов считает, что сегодня спрос на это направление не дотягивает даже до 1%.

Нескучный отдых

Эксперты сходятся во мнении, что именно досуговая составляющая сельского отдыха должна формировать спрос на этот вид туризма. Андрей Ефимов убеждён, что хозяева алтайских усадеб должны ориентироваться на европейскую модель агротуризма.  «За рубежом существуют национальные деревни, где гостей знакомят с культурой, фольклором, бытом, национальной кухней», - рассказывает эксперт. По мнению Александра Смирнова, в туризме нет мелочей, поэтому предпринимателям следует принимать во внимание многие слагаемые качественного сервиса. «Русские люди от природы гостеприимны и умеют хорошо готовить, - отмечает эксперт, - но хозяева «зелёного дома» должны уметь не только принимать и кормить гостей. Особенно, если к ним приезжают западные туристы, которые привыкли получать услуги по европейским стандартам. Поэтому им нужно показать какие-то традиционные предприятия сельского хозяйства, свозить на сенокос, научить доить корову. На Западе популярны экскурсии в винодельческие хозяйства, постоянно устраивают колоритные национальные праздники. У нас этническая и культурная составляющая сельского туризма в зачаточном состоянии, праздников не так много, они единичные».

Владелец сельского гостевого дома Дмитрий Ермолов по собственному опыту знает, чего ждут экотуристы от отдыха в алтайской деревне: «Хозяину в первую очередь необходимо умение организовать интересное пребывание в своём доме. К нам практически не приезжают для того, чтобы просто отоспаться и подышать свежим воздухом. В основном люди едут за активным отдыхом. И чаще всего это рыбалка, летом – сбор ягод-грибов, зимой почти каждые выходные приезжают охотники».

Все предприниматели держатся вместе. Если в одном доме уже есть постояльцы, то гостей обязательно разместят в другом хозяйстве.

Одним из наиболее популярных районов края, где сегодня предпочитают отдыхать агротуристы, является Солонешенский район. Местные хозяйства стараются делать ставку как раз на культурную составляющую сельского отдыха. Одно из знаковых хозяйств, пионер агротуризма в крае – гостевой дом «Терем» семьи Марковых, стилизованный под крестьянскую избу первой половины прошлого века. По словам заведующей отделом развития туризма районной администрации Татьяны Буткевич, в настоящее время туристов в Солонешенском районе готовы принимать уже около 15 сельских домов. «Между ними нет конкуренции,  - утверждает специалист. – Напротив, все предприниматели держатся вместе. Если в одном доме уже есть постояльцы, то гостей обязательно разместят в другом хозяйстве. Стараются распределять услуги и по необходимости обращаться к коллегам за помощью. Те, кто держат лошадей, помогут устроить конную прогулку. Кто-то специализируется на экскурсиях на гору Будачиху, в Денисову пещеру или к каскаду водопадов на реке Шинок. В селе Топольное есть ансамбль «Полянка», который знакомит гостей с особенностями местного фольклора, они проводят с гостями традиционные игры, пекут и угощают пирогами и блинами».

Несмотря на озвученные экспертами проблемы, все они единодушны во мнении, что агротуризм в крае имеет большие перспективы. Так, владелица одного из успешных «зеленых домов» - «Постоялого двора» в селе Сентелек Чарышского района Лариса Пастухова уверена, что аграрный Алтай просто создан для развития сельского туризма. «Люди сейчас живут в такой «мегаполисности», что им не хватает живого общения с природой и хочется окунуться в колорит сельского быта, - говорит она. – Ещё мне кажется, то, с чем связаны наши корни и истоки, не может уйти в никуда и перестать интересовать нас. Поэтому я думаю, что внимание туристов к этому направлению будет расти».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...