Туристские перспективы Ольхона балансируют между природной аутентичностью и неразвитой инфраструктурой | sibtourport.ru

Туристские перспективы Ольхона балансируют между природной аутентичностью и неразвитой инфраструктурой

2
5 минут
Туристские перспективы Ольхона балансируют между природной аутентичностью и неразвитой инфраструктурой
Развитие туризма на Ольхоне в ближайшем будущем получит законодательную поддержку. В настоящее время областные депутаты работают над документом, который закрепит схему территориального планирования и позволит эффективно использовать рекреационные возможности острова. Решение земельного вопроса на острове, по мнению опрошенных STI экспертов, может стать толчком к развитию туристской инфраструктуры и переводу местного туризма в цивилизованное русло.

В настоящее время развитие туристской инфраструктуры на Ольхоне сдерживается из-за нерешённости «земельного вопроса», вызывающего споры между представителями национального парка, администрации района и турбизнеса. Анатолий Казакевич, генеральный директор туроператора «Байкалов», отмечает, что возможность приобретения земли в собственность — первое, на что смотрит инвестор, в то время как земля острова относится к особо охраняемым природным территориям Прибайкальского национального парка. «Из-за этого у многих гостиниц и участков земли, привлекательных для развития туризма, на Ольхоне возникают проблемы с собственностью, - говорит эксперт. - В результате инвестору на Ольхон заходить не интересно и инфраструктура не развивается».

Высокий сезон на Ольхоне приходится на летний период: с конца июня до начала сентября. По данным Иркстата, Ольхонский район за сезон принимает около 150 тысяч туристов. Однако в последнее время идёт планомерное развитие зимнего туризма на острове и в Маломорском районе. В зависимости от сезона туристам предлагаются активные, конные, пешие туры, поездки на собачьих упряжках, вездеходах, снегоходах, квадроциклах, экскурсии на автомобилях, прогулки по Байкалу. Основными клиентами работающих в районе турфирм являются местные жители и приезжие из соседних регионов. Количество иностранных туристов, сожалеют местные предприниматели от туризма, далеко от возможного и не соответствует потенциалу острова.

По данным Иркстата, Ольхонский район за сезон принимает около 150 тысяч туристов.

Развитие въездного туризма сдерживается дефицитом средств размещения с высоким уровнем обслуживания – сейчас сервис на Ольхоне ориентирован на невзыскательных туристов. По мнению Анатолия Казакевича, «для людей с высокими требованиями к сервису на Ольхоне можно предложить полторы гостиницы и половину ресторана». Однако, по мнению эксперта, вопрос сдвинулся с мёртвой точки: уже идут переговоры с инвесторами о постройке на Ольхоне первого комфортабельного гостиничного комплекса, гостям которого будет предложено и ресторанное обслуживание. С тем, что островная инфраструктура, скорее, отталкивает обеспеченных туристов и корпоративных клиентов, согласен Сергей Евчик, руководитель пресс-службы компании «Гранд Байкал».

Инфраструктурные проблемы острова не исчерпываются дефицитом средств размещения высокого уровня. Транспортная составляющая также оставляет желать лучшего. Асфальтовая дорога заканчивается за 30 километров до переправы, а на самом Ольхоне туристы вынуждены терпеть изматывающее путешествие по пыльной «гребёнке». Водная переправа функционирует только в летний сезон и  не работает при сильном ветре, в период ледостава (октябрь – декабрь) и вскрытия Байкала (март-апрель). На переправе работают два парома: «Ольхонские ворота» (вместимостью до 25 машин), который перевозит автомобили туристов, и «Дорожник» (вместимостью 10-12 машин), предназначенный для перевозки местного и служебного автотранспорта.

Не хватает острову стоянок для транспорта, причалов, дорог. Правила, регулирующие передвижение по этим дорогам, тоже отсутствуют. Специалисты турбизнеса согласны с тем, что хорошая дорога до Хужира необходима, и считают, что на Ольхоне должно быть введено жесткое регулирование движения, как в Африке, где на туристов, съехавших с трассы, сразу налагается большой штраф. Однако ряд опрошенных STI экспертов сомневаются в том, нужна ли асфальтовая дорога в оставшейся части острова. Так, Яна Гришенкова,  исполнительный директор СБАТ, считает, что от Харанцов и до северной оконечности Ольхона не должно быть никаких частных автомобилей, только транспорт Национального парка. Эксперт полагает, что выходом стало бы создание некоего монорельсового пути для туристов: «остров предназначен прежде всего для пешего, велосипедного, конного туризма, а никак не для автотуризма, т.к. он наносит непоправимый вред природе». Сергей Евчик видит выход в том, чтобы сделать Ольхон зоной однодневных экскурсий, когда туристов привозят на катерах или автобусах, проводят экскурсию, и к вечеру они покидают остров.

В основу освоения острова, считает Яна Гришенкова, должен быть положен чёткий план – что, где, когда и сколько строить

Предстоит решить и проблему утилизации твердых бытовых отходов. С 2006 по 2008 год ученые Иркутского государственного технического университета и Университета Дуйсбург-Эссена (Германия) проводили на острове комплексное исследование проблемы, в результате которого было доказано, что 70% мусора на острове оставляют туристы.

В основу освоения Ольхона, считает Яна Гришенкова, должен быть положен чёткий план – что, где, когда и сколько строить: «Туристические базы, отели и другие средства размещения не должны находиться в местах, являющихся объектами показа – это ведёт к снижению туристской привлекательности острова». Прибрежную зону, по мнению эксперта, следует вообще оставлять нетронутой, поскольку «необходимо учитывать рекреационную нагрузку и помнить, что природа Байкала – наш главный туристический ресурс». Особо критической Яна Гришенкова считает ситуацию возле скалы Шаманка и на Сарайском пляже.

Большинство экспертов уверены, что инфраструктурные и антропологические факторы, влияющие на развитие туризма на Ольхоне, тесно связаны между собой. «Ольхон наиболее уязвим от воздействия туристов. В тех местах, где раньше были цветы, например, на Хобое, сейчас всё вытоптано и постепенно превращается в замусоренную пустыню, - отмечает Яна Гришенкова. - Несколько серьёзных туроператоров вообще отказались возить туристов на Ольхон из-за того, что стыдно такое показывать». Согласен с ней и Сергей Евчик, который видит пути  решения экологических проблем в ограничении антропогенной нагрузки. Эксперт одобряет попытки Прибайкальского национального парка к 2012 году существенно ограничить число прибывающих на Ольхон автотуристов.

Вместе с тем опрошенные STI эксперты говорят и о положительных изменениях: региональные власти стали прислушиваться к мнению туристской общественности. Кроме того, мэром Ольхонского района стал Сергей Копылов, который много лет проработал в турбизнесе. Эксперты рассчитывают, что вместе с властями они смогут кардинально изменить ситуацию.

 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...