В Барнауле возрождают городской экскурсионный туризм | sibtourport.ru

В Барнауле возрождают городской экскурсионный туризм

4
6 минут
В Барнауле возрождают городской экскурсионный туризм
Долгосрочная программа развития туризма в Барнауле, утверждённая городской администрацией в прошлом году, была воспринята турбизнесом региона без ажиотажа. Экскурсионными программами по городу занимаются лишь единицы из местных компаний, и на сегодняшний день эта сфера не является особенно привлекательной для бизнеса. Однако в Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) уверены, что программа является только первым шагом к развитию экскурсионного туризма в городе, а ключевые задачи, такие как разработка бренда города, создание туристско-рекреационного кластера, повышение профессионального уровня экскурсоводов, не могут быть решены силами чиновников и краеведов без участия представителей турбизнеса.

Программные ориентиры

Принятие городской программы, по мнению Ирины Слесаревой, президента АРАТ, является одним из важнейших событий прошлого года. «Документ необходимо воспринимать как платформу для взаимодействия городских властей и турбизнеса, - убеждена она. - В течение последних 15 лет в мэрии не было и речи о туризме, а сейчас у нас появилась целевая программа. Это безусловно позитивное явление». Программа разработана специалистами комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнаула. Её конечными ориентирами являются увеличение спроса на туристские услуги на 20-30%, рост потока туристов в городе на 10-15 %. Реализация программы обойдется муниципальному бюджету в 10 млн рублей, из которых 3,5 млн будут выделены уже в этом году. «Я неоднократно сталкивалась с мнением коллег о том, что 10 миллионов рублей на 5 лет – это смешные деньги, - говорит Ирина Слесарева. – Но нужно понимать, что названная сумма – это только средства городского бюджета. И никто не мешает предпринимателям на конкурсной основе участвовать в краевых и федеральных программах и получать дополнительное финансирование». По словам эксперта, создание туристско-рекреационного кластера в городе предполагается за счет привлечения крупных инвесторов.

Программа разработана специалистами комитета по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации Барнаула. Её конечными ориентирами являются увеличение спроса на туристские услуги на 20-30%, рост потока туристов в городе на 10-15 %.

Перечень программных мероприятий, запланированных на 2012 год, обширен. В него входит создание и ведение реестров участников туристской отрасли, включая реестр экскурсоводов. Блок мероприятий посвящен разработке информационных проектов: карт, путеводителей, календарей мероприятий и интернет-ресурса, посвященных туристской отрасли в городе. Важное место в программе занимает создание уникального бренда города и туристско-рекреационного кластера. Также перечень мер, направленных на развитие туризма, предусмотрено проведение конкурсов на соискание грантов главы администрации Барнаула по разработке новых туристских продуктов, экскурсионных маршрутов, организацию научно практических конференций.

Все гораздо серьезнее…

По данным городской администрации в 2011 году на территории Барнаула работали порядка 150 турагентств. Из них лишь единицы занимаются разработкой и проведением собственных экскурсионных программ. «Экскурсии по городу – это белое пятно в перечне услуг подавляющего большинства турфирм, - говорит Ирина Слесарева. – Программы, конечно, создаются, но в таком темпе и с такой эффективностью, что Белокуриха и Бийск в этом отношении ушли далеко вперед». Причина, на первый взгляд, очевидна: нет большого спроса, а значит и серьезной прибыли эта деятельность не принесет. Однако эксперт считает, что проблема гораздо глубже и затрагивает несколько аспектов. «Сейчас целевой аудиторией экскурсионных программ по краевому центру являются барнаульские школьники, отмечает Ирина Слесарева. - И лишь в перспективе мы можем рассчитывать на то, чтобы подольше задержать в городе туристов, которые транзитом едут через Барнаул в путешествия по Алтайскому краю и Горному Алтаю. Так же обстоит дело с официальными делегациями и участниками спортивных или культурных мероприятий, которых у нас проходит множество. Чтобы сделать Барнаул «туристической Меккой», нужен объект показа мирового уровня. А на сегодняшний день его нет».

Чтобы сделать Барнаул «туристической Меккой», нужен объект показа мирового уровня. А на сегодняшний день его нет.

Не менее серьёзной проблемой, сдерживающей развитие экскурсионного туризма в городе, по мнению руководителя АРАТ, является уровень подготовки экскурсоводов. «Экскурсоводом сегодня может быть любой учитель или даже водитель, потому что в законе нет чётких требований к тому, кто может заниматься этой деятельностью. Пару раз школьники попадают на такие «экскурсии», а потом отказываются от предложений профессиональных экскурсоводов, потому что создаётся впечатление, что все работают одинаково плохо», - считает Ирина Слесарева. Проблему конкуренции между фирмами, работающими в правовом поле, и «серыми» предпринимателями может отрегулировать создание реестра экскурсоводов, полагает эксперт.

Руками не трогать?

Центральными мероприятиями программы являются создание уникального бренда города, а также туристко-рекреационного кластера. «Одно вытекает из другого, поэтому, как только у нас появится хорошая идея бренда, то с кластером проблем не будет, - уверена Ирина Слесарева. – На сегодня есть два предложения: «Барнаул - культурная столица Сибири» и «Барнаул - горный город». Однако, на мой взгляд, это не те бренды, на которые будет «клевать» сибирский, и тем более, российский турист. Я не сторонник общих фраз. Бренд - в первую очередь маркетинговый ход, и он должен быть более профессиональным. У меня есть идея: «Барнаул – экогород». Думаю, что в экогород захочет приехать вся Россия. К этому проекту, я уверена, подтянулись бы и наши жители».

Что историкам нужно от памятников архитектуры? Восстановить и оставить в покое. А еще лучше - охранять. Смотрите, но руками не трогайте

Что касается создания кластера, то в задачи программы входит определение объектов исторического наследия, которые в последствие будут реставрироваться и станут центром, вокруг которого будет формироваться индустрия развлечений и отдыха. «Но на сегодняшний день в составе комиссии, которая определяет подлежащие реставрации объекты очень мощное лобби краеведов и экспертов из НПЦ «Наследие», - отмечает Ирина Слесарева. - А что историкам нужно от памятников архитектуры? Восстановить и оставить в покое. А еще лучше - охранять. Смотрите, но руками не трогайте». Руководитель АРАТ уверена, что для бизнеса – это неприемлемый подход: «Бизнес – это инвестиции. Чем для инвестора может быть интересно здание, на которое можно только смотреть? На мой взгляд, нужно создать такой объект туристического показа, который был бы интересен крупному бизнесу. Новую идею, но на основе какой-то исторической данности. И это в первую очередь должна быть бизнес-идея, которая в итоге должна приносить доход».

Руководитель АРАТ уверена, что турбизнес не должен стоять в стороне от обсуждения проблем, инициатива решения которых исходит от мэрии: «Я вижу, что комитету, курирующему программу, не так просто сориентироваться. Туризм для них новая сфера. И в администрации рады любым предложениям, мнениям и идеям, которые, так или иначе, касаются программы развития туризма. Проблема в том, что никто не приходит и не делится своими соображениями. За 20 лет все привыкли, что ходить в мэрию не за чем. Но всё меняется. И в нашем сознании надо что-то менять и начинать действовать совместно!»
 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...