В Республике Алтай запустили маршрут «Алтай заповедный» | sibtourport.ru

В Республике Алтай запустили маршрут «Алтай заповедный»

7
6 минут
В Республике Алтай запустили маршрут «Алтай заповедный»
Состоялся первый поход по новому маршруту, разработанному в Республике Алтай. Двенадцатидневный тур «Алтай заповедный» был создан еще в прошлом году, им занимались несколько туркомпаний региона при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ). В первую «разведку», не считая организаторов, вышли пять человек – гости из Ухты и Екатеринбурга, а также представители местных СМИ. «Во многом это был экспедиционный инфо-тур, который показал сильные и слабые стороны маршрута», - сообщил STI Сергей Зяблицкий, президент «Алтайского туристского соглашения», один из создателей проекта и участник первого похода. Его коллеги солидарны – на Алтае создан уникальный турпродукт.

«Алтай заповедный» - первый маршрут в регионе, который проходит через все семь особо охраняемых территорий Республики Алтай: природные парки «Уч-Энмек», «Белуха», «Аргут», «Укок», Катунский биосферный заповедник, Алтайский государственный заповедник и природно-хозяйственный парк «Чуя-Оозы». Туристы посещают долину Чулышмана, галерею наскальных рисунков в урочище Тялбак-Таш, Телецкое озеро, плато Укок и другие природные памятники и экскурсионные объекты. «Маршрут очень интересный, уникальный, – оценивает Александр Смирнов, директор барнаульской туроператорской компании «Плот», специализирующейся на активных турах по Алтаю. - За время одного путешествия можно увидеть практически все заповедные уголки Алтая».

По словам Сергея Зяблицкого, маршрут включает элементы водного и пешеходного туризма, но в основном туристы передвигаются на автотранспорте. «Чтобы обойти пешком все особо охраняемые территории Алтая, нужно два-три месяца, - поясняет президент «Алтайского туристского соглашения». - Маршрут очень сложен технологически. В реализации турпродукта участвуют более десятка различных средств размещения и туроператоров. Наладить коммуникации было достаточно сложно. В рамках подготовки к первому маршруту мы провели для участников проекта семинар, а также несколько консультаций с представителями французского национального парка де Бож, в том числе и с его президентом Андре Герразом, который дал нам достаточно много интересных рекомендаций, учтённых при подготовке маршрута».

По словам Сергея Зяблицкого, маршрут не нацелен на то, чтобы «какая-то одна фирма заработала много денег». Его создатели хотят вовлечь в реализацию этого проекта как можно больше представителей природных парков Республики Алтай. «Тем самым мы повысим их занятость и участие в туристском бизнесе, - говорит Сергей Зяблицкий. - Это было бы для них своеобразной школой в их будущей предпринимательской деятельности». По его словам, проблем в организации посещений заповедников у организаторов тура не было, так как перед руководством природоохранных территорий стоит задача – внедрять в свою структуру элементы экологического туризма. «Те самостоятельные попытки, которые ими предпринимались в последние два-три года без помощи туроператоров, не увенчались успехом. Поэтому мы решили объединить опыт операторов и потенциал природных территорий», - рассказывает Сергей Зяблицкий. По его словам, во всех заповедниках с организаторами маршрута на контакт шли охотно, однако где-то ответственно подошли к приёму туристов, а где-то – пустили ситуацию на самотёк.

«Наша задача – сохранить природу в первозданном виде, поэтому развивать туризм в прямом смысле слова мы не хотим, - рассказала STI Светлана Щигрева, замдиректора по экологическому просвещению Алтайского государственного природного биосферного заповедника. – Другое дело – экологический туризм, когда важно не просто что-то показать, но и экологически просветить наших гостей». Светлана Щигрева отметила, что туристы могут пройти только по шести разрешённым маршрутам на территории заповедника. Увеличивать их количество и наращивать турпоток здесь не планируют. «Мы подписали соглашение с ассоциацией, которую возглавляет Сергей Зяблицкий, чтобы упорядочить посещение особо охраняемых зон, - пояснила замдиректора заповедника. – Для нас это лучше, чем случайные туристы. Мы за то, чтобы в этом деле функции турбизнеса турбизнес на себя и взял». Кстати, около 60% в стоимости путёвки, по информации, предоставленной Сергеем Зяблицким, составляют услуги особо охраняемых природных территорий.

Что же касается содержания маршрута, то его создатели понимают, что воплотить что-то принципиально новое на Алтае, пожалуй, уже невозможно. Новый проект – это в какой-то степени использование незаслуженно забытого старого материала и комбинирование хорошо известных элементов других маршрутов с добавлением каких-то необычных деталей. Одним из таких элементов Сергей Зяблицкий считает однодневный пешеходный переход туристов от устья реки Тургунда до устья реки Аргут над Аккемским прорывом. Протяженность перехода – 20 км. «Это достаточно смелое предложение, - говорит эксперт, - но нам всё удалось, люди справились. Повезло - был солнечный яркий день. А вот как будут вести себя туристы, если вдруг прольется дождь, возникают вопросы…»

Первый экспедиционный тур показал и другие слабые и сильные стороны маршрута, которые теперь предстоит скорректировать. «Маршрут будет дорабатываться, - уверен Сергей Зяблицкий. - Главное достижение – участники инфо-тура убедились, что маршрут не создан для одной группы и на один год, он будет жить». Организаторы хотели бы видеть на маршруте самых обычных людей (первыми клиентами стали учёные-физики и бухгалтер), с одной лишь оговоркой – детям, в том числе и старшего школьного возраста, на нем всё-таки будет довольно тяжелело.

Впрочем, участники рынка не рассчитывают, что «Алтай заповедный» привлечёт массового туриста. Компания «Плот» разработала и предложила в 2010 году свой большой маршрут по Алтаю – «Золотое кольцо», и Александр Смирнов признает, что заявок на него поступило очень мало. «Такие проекты как «Алтай заповедный» априори не массовые, - резюмирует он. - Думаю, что средняя загрузка будет по 6-8 человек в группе. Возможно, по мере раскрутки тура она из года в год будет увеличиваться». Кстати, презентации «Алтая заповедного» состоялись в 2010 году на крупных туристских выставках в России и за границей. Организаторы рассчитывают, что зарубежные туроператоры им заинтересовались, и в следующем году по «заповедному» маршруту пройдут и иностранные гости.

«Будущее у маршрута есть, - полагает Александр Смирнов. – Подобного рода туризм будет востребован всегда, так как на Земле мало таких уникальных мест. И ни в коем случае не надо стремиться, чтобы он становился массовым. Он должен быть эксклюзивным, качественным и дорогим». Кстати, эксперты оценивают стоимость прохождения маршрута – 33600 рублей – как невысокую. Однако полагают, что именно она отсеет массового туриста. «Заездов на маршруты подобного плана у туроператоров всегда бывает мало, - констатирует Александр Смирнов. - От силы два в сезон. На Укоке бывает всего человек 200 за лето. Но это не повод для расстройств».


  • Комментарии
Загрузка комментариев...