Власти Хабаровского края ищут инвестора для строительства круизного судна | sibtourport.ru

Власти Хабаровского края ищут инвестора для строительства круизного судна

17
7 минут
Власти Хабаровского края ищут инвестора для строительства круизного судна
Ситуации с круизными программами на сибирских и дальневосточных реках от Иртыша до Амура можно описывать под копирку. Некогда популярный вид отдыха россиян и иностранцев уходит в небытие, хотя рассказы о нём среди туристов ещё живут. Время от времени региональные турфирмы, занимающиеся внутренним туризмом, получают заказы на организацию отдыха на реках Восточной России, но, как правило, вынуждены отказывать: круизных судов не осталось вовсе либо состояние речных долгожителей, построенных ещё в СССР, оставляет желать лучшего.

На Амуре, как и на Иртыше, определённое оживление наблюдалось в начале «нулевых». Туроператоры пытались организовывать программы, приглашали иностранцев. Бойкие отчёты журналистов о том периоде доступны в сети. Но это была лишь агония перед неминуемой кончиной. Техника неизбежно ветшала. У пароходств, владевших советским наследием, был свой, отличный от туроператоров, взгляд на то, как использовать остатки флота. Серьёзный удар по речным круизам нанёс финансовый кризис, когда спрос на этот вид отдыха снизился; а потом трагедия с «Булгарией», повлекшая различные проверки и ужесточения правил эксплуатации судов.

В итоге, как рассказала STI Виктория Хан, заместитель начальника управления по туризму Хабаровского края, в прошлом году, Амурское речное пароходство продало последний круизный лайнер «Василий Поярков», а летом 2012 года ни одного круиза по Амуру, соответственно, выполнено не было. Как сообщают хабаровские СМИ, «Василий Поярков» в четвертом квартале 2011 года был выставлен на продажу Амурским пароходством за четыре миллиона рублей. Чем вызвано было это решение, эксперты ответить затруднялись. По словам моряков-мотористов, двигатель парохода находится в отличном состоянии и мог бы прослужить ещё более десятка лет, а уровень сервиса на «Пояркове» соответствовал мировым стандартам. В 1989 году теплоход «Василий Поярков» прошёл глубокую модернизацию в Китае на заводе в Харбине. В результате проведенных работ был проведен ремонт корпуса, заменена обшивка и значительно расширена капитанская палуба. Каюты были переоборудованы, установлены кондиционеры. Обновленный теплоход вернулся на Амур. Как отмечает в материале газета «МК Хабаровск», за модернизацию государство заплатило 3,5 млн долларов, а речному пароходству суда достались бесплатно через специализированное внешнеторговое предприятие «Судоимпорт» и Министерство речного флота СССР.

«Этим летом между Хабаровском и китайским городом Фуань курсировали суда на воздушной подушке – два часа туда и два обратно», - говорит Инна Гурьева, директор турфирмы «Вояж». Других предложений речных путешествий в Хабаровске не было.

По словам Владимира Шапоренко, генерального директора турфирмы «НАТА-Тур» из Комсомольска-на-Амуре, летом компания занималась организацией круизов до Николаевска на маленьком теплоходе для мини-групп до 12 человек, переделанном под пассажирские перевозки из краболовного судна. «Также мы предлагаем стыковочные варианты на «Метеоре», предполагающие ночёвку в городе - рассказывает Владимир Шапоренко. - От Хабаровска туристы путешествуют до Комсомольска, на следующий день – до села Богородское, на третий – до Николаевска, а обратно самолётом возвращаются в Хабаровск. Другого варианта сегодня не существует».

Разработан проект круизного судна «Амур-батюшка», которое планируется задействовать для реализации круизных программ на Амуре. Сегодня правительство Хабаровского края пытается найти инвестора для его строительства

Определённые надежды на возрождение круизного туризма в Хабаровском крае связывают с реализацией региональной программы развития внутреннего и въездного туризма, предусматривающей создание до 2020 года круизного кластера «Остров Большой Уссурийский - Шантары». В рамках программы запланировано строительство современного теплохода (в 2013-2015 годах), реконструкция и оборудование по международным стандартам Амурского и Хабаровского речных вокзалов, благоустройство территории и развитие инфраструктуры в местах стоянок круизного судна и ряд других мер. В настоящее время, по словам Виктории Хан, полностью разработаны программы круизных маршрутов, достигнуты договоренности по трансграничным проектам. Всего утверждено около десяти маршрутов различной направленности, как старых, так и совершенно новых, продолжительностью от 2-х до 14-ти дней. Кроме того, новгородский «Октябрьский Судостроительный Завод» разработал проект круизного судна «Амур-батюшка», которое планируется задействовать для реализации круизных программ на Амуре. Сегодня правительство Хабаровского края пытается найти инвестора для его строительства. «Проект очень хороший. Это фактически город на реке. Теплоход рассчитан на 150 мест, на нём предусмотрены бассейн и вертолётная площадка, различные досуговые центры, - рассказывает Виктория Хан. - Судно эргономично и имеет высокую проходимость при минимальном уровне воды». Цена вопроса не так уж и велика – около 32 миллионов рублей, однако с учётом того, что цены на металл растут, стоимость проекта также может вырасти на 15-20%, поясняют в краевом управлении по туризму. «Наше инвестиционное предложение рассматривают китайские партнёры, также мы ведем переговоры с санкт-петербургской и ещё рядом российских компаний, - рассказала STI Виктория Хан. – Окончательно решения ни от кого из них мы ещё не получили. Нюансов много. Потребуется не менее десяти лет на то, чтобы проект окупился, поэтому инвесторам нужно просчитать все риски».

Если проект всё-таки удастся реализовать, проблем с привлечением туристов на амурские круизы не будет, уверены туроператоры. «Если суда будут, это направление можно сделать очень интересным и востребованным, – считает Инна Гурьева. – Раньше на круизы к нам приезжали и японские, и немецкие, и американские туристы, которые с удовольствием приехали бы ещё раз. На следующее лето у нас есть заявки от иностранцев, которые приезжают наблюдать за птицами, будут передвигаться вдоль Амура автотранспортом, им вполне можно было бы предложить круиз». «Весь Дальний Восток, включая Сахалин и Камчатку, приезжал на речные круизы по Амуру, – вспоминает Ирина Пальцева, директор турфирмы «Санта-Авиа». – Были запросы и от иностранцев. В частности тайские компании готовы были посылать большие группы до 40 человек. Но для того, чтобы принимать иностранцев, нужен высокий уровень комфорта. Если это всё сделать на должном уровне, конечно, спрос на круизы будет».

При наличии теплоходов круизы можно делать интересными для любой категории туристов, но подходящих судов нет, а туристы всё больше привыкают к тому, что круглый год с комфортом можно отдыхать в Китае или Таиланде

Как отмечает Владимир Шапоренко, даже сегодня, в условиях отсутствия больших комфортабельных теплоходов на Амуре, круизы востребованы. «Россияне звонят отовсюду: из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. На Лене сейчас тоже ничего нет, поэтому и Красноярск, и Иркутск тоже звонят», - рассказывает эксперт. По мнению собеседника STI, при наличии теплоходов круизы можно делать интересными для любой категории туристов, но подходящих судов нет, а туристы всё больше привыкают к тому, что круглый год с комфортом можно отдыхать в Китае или Таиланде.

Уверенность туроператоров в потенциально высоком интересе к речным круизам подтверждают данные интернет-поисковиков. «Этим летом мы фиксировали до трёх тысяч запросов в месяц на круизы по Амуру, - рассказывает Виктория Хан. – Особенно активно интересуются европейцы, которые уже сегодня готовы включать круизы в свои каталоги». Интересно, что существуют исследования по поводу того, какую продолжительность круизов выбирают жители тех или иных стран. К примеру, у китайцев не принято покупать длинные круизы, наиболее востребован трёхдневный вариант, отмечает Виктория Хан. В силу того, что у японцев короткие отпуска, они тоже предпочитают небольшие круизы до четырёх дней. Европейцы готовы тратить на речной круиз 7-8 дней, а россияне – могут позволить себе 12-14-дневный отдых на реке.

Отдельное внимание в программе развития туризма уделяется региону Шантарских островов. Как рассказал STI Владимир Шапоренко, в настоящее время туристов из Николаевска на Шантары, как правило, забрасывают вертолётом. В погодном отношении регион достаточно сложный. Туры сюда тоже получаются недешёвыми – от $6 тысяч в группе от 10 человек. Впрочем, красоты этого места стоят и потраченных денег, и приложенных усилий, уверен Владимир Шапоренко, а тех, кто сомневается, отправляет на сайт знаменитого путешественника Фёдора Конюхова, впервые посетившего Шантарские острова в 2010 году. После реализации региональной программы ситуация в районе островов если и изменится, то незначительно. Для начала здесь должна появиться инфраструктура для приёма путешественников. «У нас есть инвестор, который занимается обустройством выделенного участка, будет строить стационарную базу отдыха», - говорит Виктория Хан. Доставка же туристов, учитывая труднодоступность места, скорее всего, и в будущем будет осуществляться с воздуха.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...