«Помогайки» мешают работать турбизнесу России и Китая | sibtourport.ru

«Помогайки» мешают работать турбизнесу России и Китая

36
6 минут
«Помогайки» мешают работать турбизнесу России и Китая
«Помогаечный» бизнес, сошедший на нет в последние годы, вновь расцвёл в Приморье. Поездки в Китай за ширпотребом становятся прибыльным делом, как следствие, на границе снова появились автобусные пробки, нарушения, связанные с перемещением товаров физическими лицами, возмущение представителей турбизнеса, возбуждение уголовных дел.

Несмотря на то, что ситуация на финансовом рынке складывается не в пользу рубля - за тысячу рублей дают сто юаней – китайский товар по-прежнему пользуется спросом. В соответствии с законодательством, российский гражданин может ввезти через границу беспошлинно до 50 кг груза. Поэтому продавцы прибегают к помощи «помогаек»: жителям Приморья за небольшую оплату либо совершенно бесплатно предлагаются поездки в приграничный торговый город Суйфэньхэ. Во время такой поездки продолжительностью от одного до трёх дней турист может получить «на карман» за перевозку коммерческой партии груза и что-то прикупить для себя. Наибольшая нагрузка падает на  пункт пропуска «Пограничный». Только за первое полугодие через него в Поднебесную выехали 104,5 тысячи человек.

Новый тренд вынудил Уссурийскую таможню бить в колокола. «Всем известно, что человек, решившийся ехать в Поднебесную в качестве «помогайки», не всегда знает о правилах перемещения товара, а также о том, что находится в перемещаемых им сумках, - рассказала STI Екатерина Цой, специалист по связям с общественностью Уссурийской таможни. - С начала этого года сотрудники таможни неоднократно пресекали попытки незаконного перемещения товаров физическими лицами. Среди вещей стараются спрятать и незаконно провезти монеты, амулеты, медали, шкурки норки, куницы, золотые слитки, наркотики и т.д. По данным фактам было возбуждено 35 уголовных дел. Также возбуждено 197 дел об административных правонарушениях по физическим лицам». Екатерина Цой подчеркнула, что, если турист согласился перевезти товар, который он не приобретал, он должен быть готов и нести ответственность за перемещаемый им груз.

Если турист согласился перевезти товар, который он не приобретал, он должен быть готов и нести ответственность за перемещаемый им груз

Приморские власти всерьёз намерены бороться с нелегальным бизнесом. Так, турфирмы, регулярно нарушающие законодательство, могут быть исключены из списка компаний, работающих по безвизовому обмену с Китаем. «У нас есть межведомственная комиссия (МВК), работающая в рамках соглашения между Россией и Китаем о безвизовых групповых туристических поездках. Одним из критериев отбора турфирмы является наличие или отсутствие правонарушений по данному направлению, - сообщил STI Константин Шестаков, директор департамента по туризму Приморского края. - Если есть отрицательная статистика по возбуждению административных дел в отношении некой туркомпании, то в рамках межведомственной комиссии будет приниматься соответствующее решение, вплоть до исключения».

Впрочем, в департаменте туризма Приморского края отмечают, что «помогаечный» бизнес не всегда связан с деятельностью туркомпаний. «В 2014 году были случаи выявления нарушений при перевозке коммерческих партий грузов. Однако в ходе разбирательств было установлено, что руководители групп самостоятельно приняли решение о таких перевозках баулов, и это никоим образом не согласовывалось с руководством туркомпаний, – пояснила Надежда Удовенко, начальник отдела развития туризма. – Ещё год назад ситуация была более благополучной. Но после того как при въезде на территорию Суйфэньхэ стал действовать упрощённый режим, «помогаечный» бизнес сразу дал о себе знать».

Сегодня в Приморском крае в рамках Соглашения между Правительствами РФ и Китая о безвизовых групповых туристических поездках работает 60 туркомпаний. Год назад их было 84. При этом ни одна компания не была исключена из реестра из-за нарушения таможенного законодательства. Более того, таможенными органами в адрес департамента и МВК в течение года не было направлено ни одного документа, уличающего турфирмы в его нарушении. «Число фирм сократилось в связи с кризисной ситуацией, - пояснила Надежда Удовенко. - Кто-то переориентировался на внутренний туризм, кто-то решил стать агентом и покинул реестр туроператоров, а у кого-то нет возможности заплатить соответствующие взносы. И, как следствие, такая фирма уже не может работать в рамках упомянутого соглашения».

В качестве «помогаек» в Китай, как правило, ездят бывшие руководители тургрупп, считает Ольга Коротя, директор компании «Аякс Тур». «Они отлично знают приграничный Китай, обросли связями с местными туркомпаниями. Суйфэньхэ сегодня можно посещать в безвизовом режиме до 15 дней, чем они и пользуются, многие из них пересекают границу по два раз на день», – констатирует эксперт. Негативно к новому явлению относится и  китайский турбизнес: если раньше он был задействован в бронировании гостиниц, организации питания, то сейчас челноки в этих услугах просто не нуждаются. «Более того, мы из-за этого не может толком принимать китайских туристов, - сетует Ольга Коротя. - Они по два-три часа стоят в накопителе на автовокзале в Пограничном, пока «помогайки» не загрузят баулы в автобус. Мы даже не пытаемся взять билеты для китайских туристов на выходные – все билеты заранее выкуплены «помогайками».

В качестве «помогаек» в Китай, как правило, ездят бывшие руководители тургрупп. Они отлично знают приграничный Китай, обросли связями с местными туркомпаниями

Ещё одной причиной очередей на границе с Китаем, стала ликвидация транспортных инспекторов. Границу проходят два вида автобусов – следующие по расписанию и «дэшки». Последние вписывались в окна между регулярными рейсами. Теперь и те, и другие вынуждены вступить в войну за место в очереди. Автобусы, которые идут по расписанию, отстаивают свои права, «дэшки» просто становятся в живую очередь и никого не желают пропускать. «В направлении Хуньчуня всё спокойно. Там как-то пришли к соглашению, и никаких конфликтов нет. А вот в направлении Суйфэньхэ никак не могут определиться, кто идёт первым, кто вторым. Раньше ясность вносил транспортный инспектор, который представлял государственный орган, теперь всё отдано на откуп водителям и пассажирам. Отсюда скандалы, очереди и неразбериха. В конечном счёте, движение не отрегулировано, страдают люди», - считает Дмитрий Сиволовский, директор компании «Приморавтотранс Тур».

Каждый день через пункт пропуска Пограничный проходит 20 рейсовых автобусов. «Мы в последнее время стараемся своих туристов отправлять в Китай через пункт пропуска «Краскино» на Хуньчунь. Если же путь лежит в провинцию Хэйлунцзян, то через «Полтавку», всё ради того, чтобы людям было комфортно, и они не простаивали в очередях», - пояснила Елена Токарева, директор туркомпании «Женский клуб «Илана».

Падение курса рубля привело к сокращению выездного турпотока из приморья в Китай почти на 30%. В то же время встречный турпоток увеличивается, прирост за 6 месяцев превысил 17%. «Такая ситуация подчёркивает, что помимо общей нормативной базы мы должны совершенствовать инфраструктуру. Если перед пунктом пропуска возникают пробки, то мы вновь возвращаемся к тем темам, которые уже неоднократно обсуждались: дороги, площадки-накопители для транспорта, достойные пункты пропуска, - говорит Константин Шестаков. - Наша основная задача – увеличение турпотока, в первую очередь, въездного и внутреннего. И когда туркомпании формируют списки и заверяют их у нас в департаменте, мы понимаем, что работаем с фактическими туристическими группами. По спискам не выяснить, кто является правонарушителем. Этим в силу своего долга должны заниматься соответствующие структуры».

Тем не менее, эксперты уверены, что сложившаяся на границе ситуация – явление временное. Лето завершится, сократится и число туристов, отправляющихся в приграничный Китай. Кроме того, не исключено, что решение будет найдено на заседании МВК и общественного экспертного совета по туризму в Приморье.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...