
11 июня Государственная Дума в двух чтениях приняла поправки к ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», регламентирующие изменения в финансовом обеспечении туроператорской деятельности. Законопроект вводит дифференцированные фингарантии для туроператоров, занимающихся выездным туризмом. Согласно документу, ФГ для туроператоров, годовая выручка которых не превышает 100 миллионов рублей, увеличены с 10 до 30 миллионов. Компаниям, чей оборот составляет от 100 до 300 миллионов рублей, законопроект устанавливает размер финансового обеспечения в 60 миллионов рублей. Для крупных туроператоров (оборот более 300 млн рублей) размер фингарантий составит 100 миллионов рублей. Для туроператоров, занимающихся внутренним и въездным туризмом, размер финансового обеспечения остается прежним: 500 тысяч рублей и 10 миллионов рублей соответственно.
Представители туристского сообщества неоднозначно оценивают принятые депутатами поправки. По мнению члена правления Алтайской региональной ассоциации туризма Александра Смирнова, введение механизма дифференцированных гарантий само по себе является шагом вперед. «Когда только вводили фингарантии, мы говорили о том, что нельзя определять 10 миллионов для всех – разные весовые категории игроков, разные объемы. И жизнь это подтвердила», - считает г-н Смирнов. «Дифференциация 30-60-100 миллионов для выездного туризма более-менее нормальна, - полагает Сергей Зяблицкий, президент республиканского объединения туроператоров «Алтайское туристское соглашение». - Хотя те операторы, которые отправляют небольшие объемы, попадают под больший пресс, чем раньше».
В то же время в Региональном Отраслевом Союзе Туриндустрии Сибири убеждены, что интересам рынка может соответствовать только страхование ответственности туроператора по каждому проданному туристскому продукту. «Введение порогового механизма гарантий не обеспечивает ответственности крупных туроператоров, - убежден председатель Правления РОСТ Сибири Виктор Ладыгин. – При этом реализация механизма не технологична и неизбежно будет сопряжена со значительными сложностями». К тому же, по мнению эксперта, в условиях нестабильной экономической ситуации не совсем корректно рассчитывать ответственность туроператора исходя из результатов его деятельности в предыдущем году. «Единственным решением проблемы, и РОСТ изначально настаивал на этом, - подчеркивает Виктор Ладыгин, - может стать предложенный нами еще в 2006 году вариант увязки ответственности туроператора с реальными продажами, то есть страхования по каждому проданному продукту, наподобие обязательного медицинского».
Опрошенные STI эксперты сходятся во мнении, что принятый Госдумой механизм не имеет длительной перспективы и будет работать до первого крушения крупного туроператора. «Даже если компания имеет 100-миллионную фингарантию, а пострадает 10 тысяч туристов, - считает Александр Смирнов, - этих денег может не хватить». Тем более что с вымыванием региональных операторских компаний обороты крупных игроков отечественного рынка увеличатся. Абсурдным специалисты турбизнеса называют страхование ответственности туроператоров, занимающихся внутренним туризмом. В качестве аргумента приводится не только отсутствие соответствующих прецедентов, но и тот факт, что иностранные туристы приезжают в Россию застрахованными иностранными компаниями, а отношения между российскими и зарубежными партнерами обеспечиваются отнюдь не финансовыми гарантиями туроператорской деятельности.
Для того, чтобы стать законом, документ должен пройти утверждение в Совете Федерации и получить подпись Президента. Наиболее скептично настроенные эксперты полагают, что новые правила могут быть введены к началу сентября. Впрочем, эта победа лоббистов, по мнению Виктора Ладыгина, для российского рынка может оказаться пирровой.