Иркутский губернатор поручил правительству региона заняться туризмом на Байкале | sibtourport.ru

Иркутский губернатор поручил правительству региона заняться туризмом на Байкале

9
7 минут
Иркутский губернатор поручил правительству региона заняться туризмом на Байкале
В Иркутской области будет разработана новая Стратегия развития турима, ключевыми элементами которой станут реализация проектов с участием китайских инвесторов и ограничение хаотичного туризма на берегах озера. Об этом в своем ежегодном послании Законодательному собранию Иркутской области 16 марта сообщил губернатор Сергей Левченко. Эксперты STI рассказали, что они рассчитывают увидеть в новом документе.

В 2016 году количество иностранных туристов, посетивших Иркутскую область, увеличилось почти в полтора раза, и власти региона ожидают дальнейший рост. «Приангарье за год переместилось с 36-го на 15-е место в рейтинге туристической привлекательности в России», – отметил губернатор, выступая перед законодателями. Особый интерес для региона представляют китайские туристы, ежегодно оставляющие за рубежом более $100 миллиардов. «После того, как упал курс рубля, гражданам КНР стало очень выгодно приезжать в Иркутск. Для них это и туризм – они очень полюбили наш Байкал; и так называемый шопинг – многие товары в Иркутске теперь стоят гораздо дешевле, чем в Китае», - уточнил Сергей Левченко.

Интерес к китайскому рынку проявляют многие страны и регионы, и Иркутская область не осталась в стороне. «В минувшем году я встречался с руководителями Китайской Народной Республики, и они подтвердили особый интерес к совместным проектам в сфере туризма на Байкале, - проинформировал депутатов губернатор. - В рамках наших предварительных договорённостей мы получим не только туристов, которые тратят у нас свои деньги, но и инвестиции. Поручаю региональному правительству разработать отдельную Стратегию по развитию туризма Иркутской области».

В послании Губернатор не стал раскрывать все идеи новой Стратегии, но подчеркнул, что нужно не допустить массового безнадзорного появления туристов на берегах Байкала, которое может привести к загрязнению побережья и самого озера. Профессиональное турсообщество пока тоже не информировано о том, какие идеологемы будут заложены в Стратегию. «По имеющейся информации, Стратегия развития туристской отрасли в Иркутской области будет разработана в течение нынешнего года, - сообщила STI Анна Сёмина, исполнительный директор Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма. - Но пока никаких документов, касающихся её подготовки, предложений о формировании рабочей или экспертной группы, к нам не поступало».

«Предельные нагрузки на территории и ландшафты могут просто уничтожить ту основу в виде уникальной рекреации, которая дает нам возможность заниматься туризмом»

В отсутствие конкретной информации представители турсообщества предполагают, что Стратегия может быть напрямую сопряжена с проектом «Байкал: Великое озеро Великой страны», инициаторами которого, по словам губернатора, стали иркутские бизнесмены – члены «Деловой России». «Цель проекта – объединить все действующие программы по Байкалу для экологически ориентированного экономического развития территории», - заявил Серей Левченко. «Попытка взглянуть на Байкал комплексно и выстроить концепцию взаимодействия с этим ценным и сложным объектом всех нас заставляет по-другому смотреть на частные грани проблемы, - пояснил STI Роман Ищенко, один из создателей клуба «Байкальские стратегии» (межрегиональная площадка, на которой вырабатывались предложения для «Деловой России» - STI). – И губернатор Иркутской области, и и.о. главы Бурятии, и общественность, и бизнес, и учённые вынуждены как-то эти все грани увязывать».

Между сторонами, участвующими в процессе, существуют объективные противоречия. По словам Романа Ищенко, экологи заинтересованы в том, чтобы вообще максимально ограничить пребывание туристов и людей на берегах Байкала. «Но в этом случае мы не учитываем, что на территории живут более 150 тысяч человек, и если мы не собираемся их выселять, то вынуждены будем обустроить их быт, дать им работу, максимально комфортный уровень жизни», - отметил эксперт. Если же посмотреть с точки зрения бизнеса, возникает желание привлечь как можно больше туристов. «Но мы не учитываем, что предельные нагрузки на территории и ландшафты могут просто уничтожить ту основу в виде уникальной рекреации, которая дает нам возможность заниматься туризмом», - констатировал собеседник STI

Предприниматель Сергей Перевозников, также входящий в клуб «Байкальские стратегии», полагает, что задачи проекта «Великое озеро Великой страны» значительно шире, чем интересы турбизнеса. «Идея меняется просто потому, что каждый поднимает или опускает её на привычный уровень, на уровень своих полномочий, понимания и энтузиазма. Где-то это идея сотен очистных на озере, где-то поиска пяти миллионов туристов, где-то канал привлечения средств и организации финпотока. К сожалению, в последнее время в основном обсуждалось, что и как делать на Байкале. А главный вопрос – «зачем делать?» – ушёл. Если плохо местному жителю в массе, а не конкретному – зачем этот турист рядом? Если плохо следующим поколениям – зачем интенсивное освоение?»

Необходимо понимание того, что лучше обслужить на Байкале миллион туристов, каждый из которых оставит по 100 тысяч рублей, чем 10 миллионов, каждый из которых принесёт по 10 тысяч рублей. Есть резон создавать высококлассную инфраструктуру и ставить цены, которые привлекут на Байкал меньшее число туристов, но более состоятельных

Любую Стратегию необходимо обеспечить проработанной тактикой, убеждён Вадим Копылов, директор туристической компании «Гринэкспресс», являвшийся одним из разработчиков Стратегии туристического развития, утверждённой в Иркутской области ещё в 2004 году. Позже этот документ с незначительными изменениями принимался региональными правительствами ещё несколько раз, но сама концепция не менялась вплоть до 2015 года. «Базовые инфраструктурные проекты, которые мы заложили в 2004 году, в целом выполнены: сделаны в асфальтовом исполнении основные дороги на Байкал (прежде асфальт был проложен только до Листвянки и Слюдянки, но и эти дороги имели высокую аварийность, - STI), расширены пропускные возможности в аэропорту, на вокзале. С некоторым опозданием, но всё же происходит расширение зоны туризма в сторону северных территорий, БАМа, - комментирует Вадим Копылов. – Но некоторые положения той Стратегии так и остались на бумаге. Это, в первую очередь, вопросы комплексного территориального развития Листвянки и других популярных у туристов мест на Байкале». По мнению эксперта, пересмотр Стратегии был необходим уже два-три года назад. Тогда, возможно, турбизнес и местное население не столкнулись бы со многими острыми проблемами, включая вопросы обслуживания китайских туристов. «Сейчас уже нужна тактика, причём, немедленно», - полагает Вадим Копылов.

Одним из ключевых моментов принимаемой стратегии должно стать чёткое определение целевых аудиторий создаваемой в регионе туристской инфраструктуры и формируемых на её базе турпродуктов. По мнению Романа Ищенко, необходимо понимание того, что лучше обслужить на Байкале миллион туристов, каждый из которых оставит по 100 тысяч рублей, чем 10 миллионов, каждый из которых принесёт по 10 тысяч рублей. «Нагрузка на рекреацию несопоставима. Соответственно, если мы говорим о внешних туристах, а особенно об иностранных, то есть резон создавать высококлассную инфраструктуру и ставить цены, которые привлекут на Байкал меньшее число туристов, но более состоятельных», - считает собеседник STI.

С тем, чтобы от принятых решений не пострадали жители Иркутской области, которым luxury-сегмент будет недоступен, разработчики программы «Великое озеро» заявляют о необходимости создать для местных особые условия, которые позволят им отдыхать в привычных местах на Байкале. Как считает Сергей Перевозников, помимо тактики «разведения потоков» в Стратегии необходимо также сделать ставку на медицинский туризм, фрагменты зелёной экономики как самостоятельного бизнеса.

Роман Ищенко считает, что принятие Стратегии – вопрос не текущего года. «Чтобы появилась настоящая Стратегия, необходимо вовлечь в процесс ее разработки три-четыре сотни человек, провести в течение полугода-года большую систему мероприятий», - полагает эксперт. По всей видимости, вскоре будет получен ответ на вопрос – станет ли программа «Байкал: Великое озеро Великой страны» ядром Стратегии туристического развития Иркутской области или же два этих документа будут идти параллельными дорогами. В таком случае нельзя исключить, что их постигнет печальная судьба двух байкальских ОЭЗ, которые замышлялись как крупные центры туризма, а на практике стали кладбищем инвестиций.

Фото: joy-tours.ru

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

  • Комментарии
Загрузка комментариев...