
В начале июня известный алтайский предприниматель и учредитель «Алтайской ярмарки» Андрей Олишевский заявил, что местные власти пытаются взять под контроль сферу выставочной деятельности в регионе. По словам бизнесмена, под вопросом оказалась судьба популярного у жителей региона и сибирских туристов «Праздника сыра», который в этом году пройдёт под эгидой администрации края и без участия его компании. Предприниматель также сообщил, что второй год подряд краевые чиновники берут на себя проведение выставки «АлтайТур. АлтайКурорт», организацией которой ранее тоже занималась «Алтайская ярмарка».
По мнению Андрея Олишевского, Алтаю требуется единая стратегия продвижения регионального турпродукта, в которой бы обязательно присутствовала одна профессионально подготовленная, а не политически ангажированная выставка по въездному и внутреннему туризму. «Я верю в то, что выставка по внутреннему туризму имеет хорошие перспективы на Алтае, - поделился с STI эксперт. - Для этого нужно выполнить несколько условий. Первое - забыть про то, что Республика Алтай и Алтайский край - это разные субъекты. На самом деле эта граница пролегает только в головах чиновников, и она очень мешает развитию туристического рынка. Туристы границ не знают. Это нужно использовать как преимущество. Второе - нужно объединить усилия профессиональных туристических сообществ, администраций двух территорий в представлении Алтая на мировых и национальных туристических форумах. Нужна одна философия, одна политика, один стенд».
Необходимо забыть про то, что Республика Алтай и Алтайский край - это разные субъекты
В этом году впервые организацией выставки «АлтайТур. АлтайКурорт» занималось недавно созданное краевое государственное бюджетное учреждение «Туристский центр Алтайского края» под руководством Татьяны Сажаевой, которая до этого работала директором по развитию туристической компании «Охота». Также впервые выставка переехала из Барнаула и была проведена на конном дворе в селе Новотырышкино Смоленского района. Краевой тендер на проведение программы «Профессиональный покупатель», организация которой обошлась в 830,5 тысяч рублей, выиграла туроператорская компания «Охота».
Многие туроператоры по внутреннему туризму, к которым STI обратился за комментариями по поводу перспектив и эффективности «АлтайТура. АлтайКурорта», отказались от публичных высказываний, ссылаясь на то, что организация выставки в регионе за последние два года приобрела политический характер. «В этом году организаторы «АлтайТура. АлтайКурорта» допустили ряд ошибок в организации мероприятия на новой площадке. И все они были озвучены туроператорами во время «круглого стола» в Белокурихе, - говорит Ирина Ковалева, директор бийского Бюро экскурсий и путешествий. – В следующий раз нужно чётко отделить мух от котлет, развлекательную часть выставки от деловых переговоров. Многих устроила новая выставочная площадка на конном дворе в селе Новотырышкино. Если организаторы учтут замечания и пожелания туроператоров, то я убеждена, что выставка имеет будущее».
По мнению Андрея Олишевского, в оценках эффективности нынешней выставки «Алтай Тур. Алтай Курорт» в первую очередь необходимо ориентироваться на мнение её профессиональных участников. «Насколько мне известно, недовольство выставкой в туристском сообществе края растёт. Моя личная оценка, которую я сделал во время её посещения: выставка деградирует. Допущено много ошибок. Не буду останавливаться на всех, назову лишь две: неудачное место проведения и балаганный стиль организации. Если руководствоваться заданной в последние два года траекторией, то выставка следующего года должна пройти на «Бирюзовой Катуни» в виде двухдневного концерта», - считает Андрей Олишевский.
В оценках эффективности нынешней выставки «Алтай Тур. Алтай Курорт» в первую очередь необходимо ориентироваться на мнение её профессиональных участников
Эксперт надеется, что «Праздник сыра» будет жить долго, благодаря заложенной идее. По мнению Андрея Олишевского, это одно из самых заметных туристических событий для Барнаула. Праздник, ставший за короткое время существования народным, собирает тысячи туристов из других городов Сибири. «Это уже бренд, во многом уникальный, единственный в своём роде в России, который сделал много для отрасли и популяризации алтайского сыра и Алтайского края», - убеждён Андрей Олишевский.
Представители местного турсообщества считают, что «Праздник сыра» в любом случае приживётся и станет традиционным на Алтае. «Убеждена, что это событие будет проходить, если не под эгидой «Алтайской ярмарки», то другой организации. «Праздник сыра» должен жить, и у него есть будущее. Об этом можно судить, исходя из того, какой популярностью он пользуется среди посетителей, среди туристов», - считает Надежда Якимова, директор туристической компании «Спутник-Алтай». Впрочем, и предприниматель не собирается безропотно расставаться со своим детищем. Как сообщил STI Андрей Олишевский, им подано в суд исковое заявление о нарушении авторских прав.
С точки зрения экономики проектов предприниматель оценивает решение об их переводе под крыло краевых властей как ошибочное. По словам Андрея Олишевского, когда организацией «Праздника сыра» занималась «Алтайская ярмарка», доля бюджетного финансирования мероприятия не превышала 22%. То же самое было и с отраслевой выставкой. По мере развития проектов размер бюджетного финансирования должен был сокращаться. Однако сейчас краевая казна полностью финансирует и то, и другое мероприятие.