Сибирские регионы занялись вопросами совместного продвижения туристского потенциала территории | sibtourport.ru

Сибирские регионы занялись вопросами совместного продвижения туристского потенциала территории

12
8 минут
Сибирские регионы занялись вопросами совместного продвижения туристского потенциала территории
В начале июня в Республике Алтай состоялось заседание Координационного совета по туризму межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», в котором приняли участие представители 11 сибирских территорий. На заседании обсуждалась одна из самых актуальных на сегодняшний день инициатив – о совместном продвижении регионов Сибирского федерального округа под единым брендом «Сибирь». Готовность координировать работы по созданию бренда выразили представители туристской администрации Красноярского края.

От разговоров – к делу

Координация усилий, предпринимаемых властями и турбизнесом сибирских регионов для привлечения туристов, была одним из поводов для создания в 1996 году в рамках МАСС комиссии по туризму. Её состав формировался на паритетных началах из представителей туристского сообщества и руководителей турадминистраций сибирских регионов. Первоначально акцент в работе комиссии по туризму МАСС был сделан на формировании единого регионального продукта. Однако со временем была принята точка зрения о целесообразности сосредоточения усилий на формировании и продвижении единого регионального бренда, под которым и шёл бы процесс создания туроператорами региональных продуктов. Путь от понимания проблемы до реализации идеи оказался долгим. «Мы уже давно, лет семь или больше назад, поднимали вопрос о создании единого туристского бренда Сибири для продвижения как внутри страны, так и на внешних рынках, - рассказал STI Сергей Тихомиров, заместитель председателя исполнительного комитета «Сибирского соглашения», директор департамента по внешнеэкономической деятельности. - Но пока из-за различия в подходах со стороны субъектов ассоциации идея не реализована. В результате сейчас есть бренд «Байкал», есть бренд «Алтай», Красноярск продвигает Саяны. Но легче и результативнее совместно продвигать Сибирь как единую туристическую территорию. Это минимизирует расходы, повысит узнаваемость и привлекательность сибирских регионов. Люди зайдут на стенд Сибири и сразу увидят и Красноярский край, и Республику Алтай, и Новосибирскую область».

«Осуществлять продвижение в том виде, в каком оно существует сейчас, не целесообразно и не эффективно»

Очередной серьёзный разговор на эту тему с участием представителей турбизнеса и государственных структур из Красноярского края, Новосибирска, Хакасии и Бурятии прошёл в апреле 2011 года в Красноярске в рамках международной выставки «Енисей». Несмотря на то, что представительство сибирских регионов на мероприятии было далеко не полным, дискуссия показала, что большинство из них к объединению готово. Поводом для приглашения к такой дискуссии послужил совместный удачный опыт работы сибирских туроператоров на общем стенде на ITB в Берлине. Инициатором его создания стал новосибирский туроператор «Олимпия-Райзен Сибирь». В интервью STI Виктор Данн, генеральный директор компании, признался, что уже 10 лет пытается продвигать идею совместной презентации региона, но только сейчас появились предпосылки для её реализации. «В прошлом году на берлинской выставке  администрация Красноярского края впервые приняла участие в таком совместном проекте, - рассказал эксперт. - Также присутствовали Иркутск, Камчатка, Хакасия и Тыва. Для каждого участника мы сделали предложение на 1000 евро дешевле, чем предлагали москвичи. Москве это, конечно, не понравилось, но зато мы не затерялись в общей массе, потому что объединились под одним брендом – Сибирь». Сравнение с предыдущим выставками, когда турфирмы сибирского округа были рассредоточены по разным стендам («Россия», «Азия», «Судоходство» и т.п.), оказалось в пользу «единого фронта». В результате в министерстве туризма Красноярского края появилась идея выйти с инициативой объединения регионов на уровень МАСС. Евгений Пьянков, заместитель министра спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края, подчёркивает: «Мы не испытываем иллюзий, что это тема простая. Уже год мы участвуем в совместном проекте с Хакасией и Тывой, поэтому осознаем все сложности. Возможно, при объединении большого числа регионов нюансы увеличатся в геометрической прогрессии, но надо с чего-то начинать. Осуществлять продвижение в том виде, в каком оно существует сейчас, не целесообразно и не эффективно».

Свой путь

Сергей Тихомиров уверен, что нужно сказать спасибо красноярцам за их инициативу и готовность взять на себя работу по объединению регионов. «Здесь требуются серьёзные человеческие ресурсы, - подчеркнул эксперт. – В Красноярском крае есть целое министерство, грамотный подход к этому делу. И они будут позиционировать не Красноярский край, как центр Сибири, они будут позиционировать все территории Сибири».

При этом эксперты отмечают, что на сегодняшний день силы на туристском пространстве Сибирского федерального округа не равны. Некоторые регионы, к примеру, те, где реализуются проекты по созданию ОЭЗ ТРТ, получают мощную федеральную финансовую поддержку, другие полагаются только на местный бюджет. Но опыт ряда европейских объединений показывает, что кризис можно преодолевать сообща. «ЕЭС, Шенген, Вышеградская четвёрка - это мировая тенденция, которой мы следуем, это единственный путь для правильного продвижения», - считает Владимир Демидов, руководитель красноярского регионального отделения РСТ. «Это мировая практика, - солидарен Сергей Тихомиров. - Нам не нужно разрывать Сибирь, нам нужно взаимно дополнять возможности её регионов».

В администрации Красноярского края уверены, что специфика регионального туризма не позволяет разрабатывать маршруты по московскому или питерскому образцу, когда один город или область могут похвастать большой вариативностью предложений. В местных условиях необходимо увеличивать продолжительность маршрута и общий охват, предлагать туристу увидеть разные культурные традиции и ландшафты. «Сибирь, как бы мы не пеняли на отсутствие транспортной составляющей и комфорта, всё равно по природным ресурсам, по истории, остаётся востребованной для иностранцев, - уверен Евгений Пьянков. - Кто знает, может быть от обратного, увидев поток, мы бы смогли совместно, на принципах частно-государственного партнёрства осваивать совсем другие бюджеты». Это мнение разделяет Виктор Данн: «Один иностранец в сутки оставляет в регионе минимум 200 долларов, но лететь сюда, условно говоря, чтобы посмотреть только Оперный театр в Новосибирске - это безумие. Значит, он должен получить возможность осмотреть самые яркие уголки Сибири. Но сначала он должен об этом узнать».

«Сибирь – притягательное слово, все его знают. Алтай знают далеко не все».

Участники проекта совместного продвижения бренда «Сибирь» считают, что при грамотном информационном сопровождении по-новому раскроются и локальные бренды: Байкал, Енисей, Алтай, Белуха, Ергаки и т.д. Связующим компонентом могут выступить Транссиб или Чайный путь. «Сибирь – притягательное слово, все его знают, - говорит Александр Смирнов, член правления АРАТ, директор барнаульской турфирмы «Плот». - Алтай знают далеко не все. А если впоследствии использовать связку из двух брендов «Сибирь-Алтай», то мы от этого только выиграем. Во-первых, нужно выставляться единым стендом на международных выставках: опыт показывает, что на ITB к стенду «Азия» идёт огромный поток, а к стенду «Алтайский край» в разы меньше. Во-вторых, можно  совместными усилиями издать каталог «Сибирь», используя лучший опыт. В-третьих, имеет смысл создать сибирский турпродукт, например Алтай – Хакасия – Тыва – Байкал, и продвигать его совместно». Юлия Наумова, генеральный директор компании «Саянское кольцо», отмечает, что туроператорам приходится при первом знакомстве с туристом опираться на общеизвестное понятие «Сибирь», а уже потом продвигать конкретный продукт. «Мы работаем оператором по въездному туризму на территории трёх регионов: Красноярского края, Хакасии и Тувы, - говорит эксперт. - И мы только за объединение усилий! Необходим общий портал о туризме в Сибири».

Первые шаги

В компании «Олимпия-Райзен» считают, что продвигать Сибирь нужно не только в интернет-пространстве, но и в непосредственном контакте. «Сейчас я открываю туристическую компанию в Германии, это центр Европы, многоязычный портал, к тому же именно здесь очень высок интерес к Сибири - только через нашу компанию в 2010 году в Новосибирск приехали около 500 человек. Я буду продолжать искать партнёров, людей, которым не всё равно, потому что Сибирь должна перерасти звание «перспективной территории» и в полной мере раскрыть свой потенциал», - рассказал STI Виктор Данн. Немецкий рынок рассматривается всеми участниками проекта как наиболее перспективный для первоначального рывка. И первое, о чём удалось условиться, – это выступление совместными площадями на берлинской выставке ITB в 2012 году. Уже есть договорённости с партнёрами в организации стендов, печати полиграфической продукции, оптимизации затрат на выездные расходы. Юлия Наумова уверена, что это только первый шаг: «Одна выставка в Берлине не может решить комплексный вопрос увеличения турпотока, мы прекрасно понимаем, что по-хорошему нужен утвержденный календарь международных выставок, куда желательно включать такие страны как Испания, Италия, Франция, Канада, США. Именно жителям этих стран интересна Сибирь».

Успех общего дела зависит от энтузиазма каждого, уверены участники проекта, и каждый должен внести свой вклад в дело, которое получило ход. «Задание формулируют территории, участники соглашения, которые и будут предлагать, высказывать свою точку зрения, каким бы они хотели видеть этот единый бренд, - объясняет Сергей Тихомиров. - А Красноярский край всё это будет аккумулировать, обобщать, приводить в какую-то единую форму. Потом, при участии в какой-то международной выставке каждая территория будет вносить свою часть финансирования». Однако администрация Красноярского края просит не торопиться, определив в приоритете лишь два-три мероприятия общего календаря - одно-два в России и одно за рубежом. На данный момент первоочередной задачей, по мнению местных экспертов, является сбор информации и синхронизация планов субъектов-участников. На очереди – оформление бренда «Сибирь», поиск его стилистического решения.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...