Специалисты отмечают оживление внутреннего рынка в Красноярском крае | sibtourport.ru

Специалисты отмечают оживление внутреннего рынка в Красноярском крае

4
7 минут
Специалисты отмечают оживление внутреннего рынка в Красноярском крае
Специалисты турбизнеса отмечают оживление ситуации на рынке внутреннего туризма Красноярского края: по официальным данным, в среднем в год регион посещают около полумиллиона человек, а количество средств размещения приблизилось к двум сотням. При этом эксперты указывают на существующие в отрасли многочисленные проблемы, вызывающие неуверенность в стабильном будущем компаний. Опрошенные STI специалисты склонны считать, что отчасти к сегодняшнему состоянию внутренний туризм Красноярского края привело долговременное отсутствие профильного министерства, а также дефицит конструктивного взаимодействия между теми, кто создаёт турпродукт, и теми, кто призван координировать взаимодействие участников рынка.

Отсутствие выстроенного партнёрства турбизнеса и власти не позволяет получить достоверную картину завершившегося летнего сезона. Насколько успешным он получился, пока сказать не может никто - каждый участник рынка располагает только собственной информацией. Возможно, официальные итоги станут известны в конце календарного года. Это связано с тем, что аналитическую справку по статистике Правительство края получает раз в два года (последний раз - в 2008-м). Параллельно министерство спорта, туризма и молодёжной политики проводит самостоятельные исследования по коллективным средствам размещения и туроператорам в ноябре-декабре, но подобная статистика не бесспорна, поскольку один и тот же турист может быть посчитан несколько раз. Тем не менее, по словам Евгения Пьянкова, заместителя руководителя профильного министерства, общий турпоток в крае достаточно стабилен - около 500-540 тыс. туристов в год. При этом число иностранных туристов за последние три года сократилось в пять раз: с 40 тысяч в 2007 году до 8 тысяч. Постепенно увеличивается количество средств размещения – сегодня их в регионе более 175. «В целом сезон прошёл хорошо, многие туркомпании отмечают повышение спроса на турпутёвки по сравнению с 2009 годом», - резюмировал Евгений Пьянков.

Повышение спроса на рынке внутреннего туризма подтверждают опрошенные STI специалисты красноярских компаний, особенно тех, что имеют в собственности базы отдыха. Римма Краснова, генеральный директор компании «Красноярсктурист», отметила, что прошедший летний сезон для их средств размещения был чуть лучше прошлогоднего. Положительному результату способствовало то, что цены на размещение удалось сохранить на уровне прошлого года, а качество услуг и номерной фонд несколько улучшились (выборочно была заменена мебель, закуплены новые постельные принадлежности). «В номерах эконом-класса мы снизили цены до уровня себестоимости, - дополняет эксперт. - В результате загрузка наших собственных баз на озере Шира в Хакасии и на озере Малый Кызыкуль, что под Минусинском, на юге Красноярского края, в прошедшем летнем сезоне была выше, чем ранее». Татьяна Кирьянова, руководитель центра туризма и обучения «Спутник», сообщила STI об увеличении числа иностранных туристов. «Итоги девяти месяцев этого года таковы: обслужено 483 человека, в том числе 128 иностранцев, - уточнила она. - В 2009 году иностранцев было меньше - 84 человека». Турфирмы, не являющиеся собственниками средств размещения, напротив, имели сложности с продажами. К примеру, Александр Левицкий, генеральный директор компании «Визави», не может назвать прошедший летний сезон успешным: «Работать со многими базами отдыха становится финансово не интересно, так как они дают «на улицу» для частных лиц одни цены, а при работе с турагентствами накидывают на них ещё и агентскую комиссию».

Впрочем, не все эксперты настроены оптимистично, отмечая, что на рынке сложилась парадоксальная ситуация: туристы хотят отдыхать в крае, находят возможности для этого, но фирмы на этом практически не зарабатывают. Так, самое популярное и массовое летнее туристическое событие региона – фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» - собрал в 2010 году более 35 тысяч посетителей, а его организаторы традиционно сетуют на отсутствие прибыли. По словам Юлии Наумовой, директора одноимённой туроператорской компании, большая часть гостей фестиваля приезжает на один день и не платит за размещение, а существующий номерной фонд не настолько хорош, чтобы приносить его владельцам доходы. Как считает Андрей Васильев, генеральный директор «Академии Путешествий», в крае остались единичные компании, занимающиеся внутренним туризмом. «И среди них только энтузиасты, - подчёркивает специалист. - О своей фирме могу сказать следующее – вот-вот закроется, с каждым годом становится всё хуже и хуже».

Столь радикальная позиция отдельных представителей туристского сообщества, вероятно, объясняется и тем, что некоторые решения краевых властей напрямую повлияли на их бизнес. Например, этим летом было приостановлено проведение любимого туристами Манского карнавала, поскольку Беретскую поляну, на которой он проводился, передали в аренду частному инвестору под строительство круглогодичной базы отдыха. Турфирмы, ориентированные на Манский сплав, не были заранее предупреждены и понесли финансовые потери. «Узнав о том, что не будет карнавала, люди отказывались и от сплава. У нас пустовали плоты», - сетовала тогда Ольга Раевская, директор туристской фирмы «Открытый мир».

Отчасти согласен с оценкой ситуации специалистами турбизнеса и Евгений Пьянков, признавший в разговоре с корреспондентом STI, что степень развития туризма в крае можно назвать «начальной», а крупные комплексные объекты на территории края, которые сегодня действительно формируют туристский спрос, по его словам, можно пересчитать по пальцам. Впрочем, замечает Галина Дудина, генеральный директор туристической компании «Самей», президент Ассоциации туристических организаций Красноярского края, внутренний туризм – это довольно дорогостоящая вещь. «Вертолёты, пароходы, строительство баз обходится недешево, - объясняет она. - В то же время в любой другой стране из места падения Тунгусского метеорита создали бы целый аттракцион с распиливанием кусочков метеорита на сувениры за деньги. А у нас туда даже дороги нет! Все наши красоты в диких краях: скиты, национальные поселения - чем дальше на Север, тем интереснее. Это привлекает внимание туристов, но мы им это предложить не можем. А после продажи теплохода «Чехов» Красноярск потерял свой главный бренд - путешествие по Енисею».

Опрошенные STI эксперты приводят в пример Алтайский край и Иркутскую область, на территории которых реализуются проекты строительства ОЭЗ, и надеются, что подобные вложения в отрасль возможны и в Красноярском крае. Кроме этого, некоторые участники рынка убеждены, что требуется и реформирование властных структур, курирующих туристскую отрасль в регионе. По мнению Андрея Васильева, нелогично смешивать в одном ведомстве вопросы спорта, молодёжной политики и туризма - необходимо отдельное отраслевое министерство.

В министерстве спорта, туризма и молодёжной политики в свою очередь подчеркивают, что нельзя от власти ждать всего и сразу - отрасль долгое время находилась в «свободном плавании», и потребуется не менее десятка лет, чтобы вывести её на достойный и регулируемый уровень. При этом первые шаги на длинном пути государственного регулирования отрасли краевые власти уже сделали. Министерство, по словам Евгения Пьянкова, считает приоритетной задачу постановки системного подхода к решению проблем, а именно - создание краткосрочной (трёхлетней) ведомственной целевой программы, в которой будет заложена основа стратегии развития отрасли. По словам заместителя министра, для развития регионального туризма принципиально важно, чтобы оно шло не только в краевом центре, но и в тех районах, где для этого есть предпосылки (ресурсы, транспортная сеть и т.д.). «Всего мы выделили 14 ключевых территорий, - пояснил Евгений Пьянков. - Сначала планируем провести ряд маркетинговых исследований, затем осуществить подготовку туристских паспортов, на основе чего получим две-три программы, которые охватят эти ключевые территории». По словам заместителя министра, эти шаги должны аккумулировать все возможности муниципальных образований и бизнеса - программа получит и краевой источник финансирования, и муниципальные, а также привлечёт частные средства. Предположительно, она начнёт действовать с 1 января 2011 года, при условии, что в ближайшее время будет утверждена. «Приоритеты программы - повышение качества туристических услуг, продвижение туристского продукта, повышение уровня информирования о туристических ресурсах края», - отмечает г-н Пьянков.

В дальнейшем власти региона рассчитывают войти и в соответствующую федеральную программу. «К региональным проектам предъявляются достаточно жёсткие требования - наличие маркетинговых исследований, бизнес-проектов, проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу и т.д., - уточняет заместитель министра. - Мы закладываем деньги, чтобы ряд проектов привести в соответствие с этими требованиями, и надеемся на их включение в федеральную программу уже в 2012 году».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...