Стратегия развития туризма в Сибири должна увеличить экспорт услуг до $4,5 млрд в год | sibtourport.ru

Стратегия развития туризма в Сибири должна увеличить экспорт услуг до $4,5 млрд в год

16
6 минут
Стратегия развития туризма в Сибири должна увеличить экспорт услуг до $4,5 млрд в год
В ближайшие десять лет экспорт туристских услуг Сибири должен достигнуть объёмов ,5 млрд в год, а туристско-рекреационная деятельность займёт место в ряду приоритетных отраслей социально-экономического развития региона. Такова лишь часть положений «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», подписанной 5 июля 2010 года премьером Владимиром Путиным. Распоряжение Правительства РФ об утверждении документа было опубликовано 11 августа. Как отмечают эксперты, Сибирь впервые получила детальное описание того, какой ее хотят видеть власти страны. Примечательно, что самостоятельная роль в развитии Сибири отводится и туристско-рекреационному сектору. Эксперты рынка солидарны – хорошо, что его выделили.

«Стратегия» охватывает 12 субъектов РФ, входящих в состав СФО, а её основными задачами называют преодоление отставания развития социального сектора и превращение регионов Сибири в территорию комфортного проживания и успешного ведения бизнеса. Среди мощных рекреационных ресурсов территории ожидаемо названы озёра Байкал и Телецкое, многочисленные источники минеральных и термальных вод, запасы лечебных грязей в республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, а также в Алтайском и Забайкальском краях. Говорится в документе и о лесных богатствах, многочисленных памятниках истории, археологии и материальной культуры. Согласно «Стратегии», развитие индустрии отдыха и туризма должно стать одной из важнейших региональных точек роста территорий Сибири. Это относится и к депрессивным регионам (Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Республика Хакасия, Забайкальский край), и к промышленно развитым территориям (Иркутская, Кемеровская и Новосибирская области).

Большой прогресс уже в том, что туризм рассматривается «Стратегией» как отрасль экономики, считает Сергей Тихомиров, заместитель председателя Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Выделение туризма в качестве приоритетного вектора социально-экономического развития региона в документе подобного уровня может иметь большое значение для развития отрасли. «Это долгосрочный проект, на который будут ориентироваться и власти, при разработке федеральных и региональных программ, и бизнес», – отметил заместитель председателя МАСС. «Важно и то, что документом определены конкретные программы и направления развития туристской отрасли», - считает Людмила Максанова, руководитель Агентства по туризму Республики Бурятия.

Роль главных рекреационных центров приписывается Алтаю и Байкальскому региону. К перечню первоочередных инвестиционных проектов Сибири отнесён проект «Комплексного развития Алтайского Приобья и эффективного использования туристско-рекреационных активов юга Сибири», также выделены строительство ГК «Манжерок» в Республике Алтай, создание ОЭЗ «Байкальская гавань» и центра туризма «Гора Соболиная» в рамках иркутской ОЭЗ.

Наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма названо конкурентным преимуществом ещё только двух регионов – Республики Хакасия и Забайкальского края. Но конкретных мероприятий по использованию этих преимуществ «Стратегия» не предусматривает. Однако, по мнению Сергея Тихомирова, это не означает, что в других регионах Сибири туризм не будет развиваться. Туристские проекты сегодня реализуются во многих субъектах СФО, и они никуда не исчезнут, более того, внесут свой вклад в развитие экономики территории.

Услуги туристско-рекреационной сферы Сибири, согласно «Стратегии», должны стать высококачественными и экспортно-ориентированными, считают её разработчики. Документ предусматривает стимулирование предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе в сфере туризма и рекреации. Запланировано осуществление ряда масштабных проектов по строительству и модернизации транспортной инфраструктуры региона, что, по мнению специалистов, открывает перспективы для увеличения туристских потоков, развития и создания новых туристских маршрутов.

К примеру, сегодня во всём Алтайском регионе функционирует один аэропорт – в Барнауле. Его небольшая пропускная способность сдерживает заход на этот рынок большего количества авиакомпаний, считает Александр Смирнов, директор барнаульской турфирмы «Плот», член правления Алтайской региональной Ассоциации туризма. «Большой спрос на перевозки (особенно в летний период) и низкий уровень конкуренции приводят к очень высоким ценам на билеты. Минимальная цена на перелет в Москву и обратно в высокий сезон – от 20 тысяч рублей. Это сразу отсекает определенную часть потенциальных туристов, которые могли бы приехать отдыхать на Алтай», – отмечает эксперт. По его мнению, открытие аэропорта в Бийске не только позволит снизить цены, но и повлияет на стоимость турпакетов за счет уменьшения затрат на трансфер. Экономия времени на проезд от аэропорта до места отдыха тоже может привлечь дополнительных туристов. Так, сегодня переезд от Барнаула до Горного Алтая занимает 5-6 часов, от Бийска до места отдыха можно доехать за два часа.

Уже сегодня специалисты, работающие на рынке, среди прочих факторов, сдерживающих увеличение турпотока на Алтае, называют высокую загруженность Чуйского тракта. Реконструкция участков автомобильной дороги Алтайское - Ая - Нижнекаянча – «Бирюзовая Катунь», предусмотренная «Стратегией», поможет избавиться от пробок на федеральной трассе, считает Александр Смирнов. Он также отмечает, что нужна не только реконструкция дороги, но и создание необходимой придорожной инфраструктуры. Всё это потребует значительных вложений, но обязательно отразится на увеличении въездных турпотоков.

По словам Людмилы Максановой, сегодня около 45% туристов приезжают в Бурятию автомобильным транспортом. Поэтому строительство дорог и здесь имеет большое значение для развития туристкой инфраструктуры. «Стратегия» предусматривает усовершенствование транспортной инфраструктуры всего сибирского региона. Это особенно актуально, так как в последние годы значительно увеличился спрос на трансграничные маршруты, такие как «Саянское кольцо», «Восточное кольцо», туры «По Великому чайному пути», отмечает руководитель республиканского агентства по туризму. Высок и поток желающих проехать по турмаршруту Байкал - Хубсугул. Развитие пограничного перехода Монды – Ханх, прописанное в «Стратегии», позволит осуществить российско-монгольский проект на более качественном уровне.
 

В целом реализация «Стратегии» должна повысить уровень жизни населения и ряд экономических показателей. Согласно выводам разработчиков документа, к 2020 году экспорт услуг Сибири достигнет в общем объеме экспорта 13-15% и выйдет на объемы в $15-17,5 млрд. Из них на туризм и рекреацию должно приходиться – 25-30%, то есть около $4,5 млрд. Планы амбициозные, учитывая, что, к примеру, общий доход России от въездного туризма в 2009 году, по данным Ростуризма, составил около $ 8,5 млрд.

Ряд участников туристского рынка достаточно скептически оценивают перспективы достижения таких показателей. По мнению Александра Смирнова, сегодня объём въездного потока в Сибири не превышает и 10% от общероссийского. «Чтобы получить такую цифру годового дохода, Сибирь должна принимать не менее 15 млн. туристов в год и чтобы при этом каждый турист оставлял в регионе не менее $300», – говорит специалист. Людмила Максанова считает, что делать прогнозы сложно, поскольку на федеральном уровне ещё до конца не решен вопрос о том, как правильно вести туристическую статистику - в каждом регионе сегодня существует своя система подсчета туристских потоков. Кто-то считает экспертно, кто-то - по количеству въехавших машин, но всё это достаточно абстрактно. Такие методы не учитывают, к примеру, сколько человек находилось в машине, все ли из них пребывали на территории региона больше суток или были проездом. В Бурятии статистика строится на отчетности турфирм и средств размещения. Так, в 2009 году объём платных услуг, оказанных туристам, по словам Людмилы Максановой, превысил один млрд. рублей. К 2020 году власти региона планируют увеличить этот показатель до 18 млрд. рублей. «При этом в нашей статистике не учитывается более 50% доходов от въездного туризма – те средства, которые тратятся туристами на питание, поездки, покупку сувенирной продукции и так далее», – отмечает руководитель республиканского агентства по туризму. В любом случае, данная цифра не возникла абстрактно, а, скорее всего, была смоделирована разработчиками «Стратегии» на основе прогнозов, предоставленных регионами, полагает Людмила Максанова.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...