В Алтайском крае подвели итоги туристического года | sibtourport.ru

В Алтайском крае подвели итоги туристического года

2
7 минут
В Алтайском крае подвели итоги туристического года
В Республике Алтай подводят предварительные итоги 2010 года в сфере туризма. По информации профильного министерства региона, за десять месяцев текущего года республику посетили 1,1 миллиона человек, что на 18% больше, чем было зафиксировано в аналогичный период 2009 года. «Мы ожидаем, что по результатам всего года количество посещений достигнет 1,2 миллиона человек», - сообщил STI Сергей Сладков, начальник отдела развития туризма министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай. Часть игроков регионального рынка подтверждают статистику собственными оценками, другие сомневаются в том, что цифры отражают реальность.

Анализируя предварительную информацию, Сергей Сладков выделил несколько показательных тенденций, характерных для текущего года в целом и высокого летнего сезона в частности. Согласно статистике, 2010 год приблизил позиции республиканского туризма к показателям успешного 2008 года. По словам Сергея Сладкова, почти на 50% увеличилась средняя продолжительность отдыха туристов на территории Республики Алтай: если в 2009 году она упала до 3,5 дня, то в 2010 году дошла до отметки в 5,7 дня. Кроме этого, в 2,5 раза увеличилось количество участников многодневных туристских походов. «На пике сезона было зафиксировано максимальное количество групп, одновременно находившихся на контроле в поисково-спасательных подразделениях МЧС, – 150, - рассказал STI чиновник. – Их участниками были 1980 человек». Сергей Сладков также сообщил, что в 2010 году на 39% увеличилось количество туристов, побывавших в районе Белухи и плато Укок. Этот факт подтверждает и Сергей Зяблицкий, президент «Алтайского туристского соглашения». «Туристские потоки уходят вглубь Алтая, - констатирует эксперт, который в 2010 году стал автором одного из новых маршрутов, функционирующих на территории республики, проходящего по всем её особо охраняемым территориям. – Очень много туристов побывало в этом году на плато Укок, в долине Чулышмана, в Джазаторе, на Аргуте, в Усть-Коксе. Народ привык к пограничным формальностям и проникает в самые укромные уголки Алтая в более массовом порядке». При этом данные статистики посещения Алтайского биосферного заповедника остались на уровне прошлого года: подсчёт туристов ведётся на подходе к водопаду Корбу, и в этом году там, также как и в 2009-м, побывали около 30 тысяч туристов.

В том, что туристский поток в Республику Алтай в 2010 году увеличился почти на 20%, Сергей Зяблицкий сомневается. «Турпредприятия, входящие в нашу ассоциацию, такого увеличения не заметили, - поясняет эксперт. – Сезон прошёл ровно и примерно на уровне 2009 года. Факторы, которые помешали росту, – по-прежнему неоптимальная экономическая ситуация и погода. В каждом летнем месяце было всего по три-четыре солнечных дня. Ранее министерством были озвучены данные посещений за девять месяцев 2010 года, там говорилось о 950 тысячах человек. Вот это, на мой взгляд, наиболее объективно», - полагает руководитель отраслевой республиканской ассоциации. Однако эксперт допускает, что рост турпотока мог произойти за счёт «диких» неорганизованных автотуристов.

Компании-операторы, работающие в соседнем Алтайском крае и продающие туры с размещением в Республике Алтай, напротив, подтверждают официальные данные и отмечают рост турпотока. На «хорошо» сезон оценивает Александр Смирнов, директор турфирмы «Плот», специализирующейся на организации активных туров по Алтаю. Однако, по его словам, спрос вырос на базы, а на активные туры – упал. «Я сужу по своей компании, - подчёркивает эксперт. – Возможно, в Республике Алтай по сравнению с прошлым провальным годом спрос на «активку» вырос, но у большинства барнаульских туроператоров он упал. Вероятно, идёт процесс распределения турпотоков в сторону увеличения республиканской доли. Если раньше «активные» туристы и турагентства делали заявки в основном через барнаульских туроператоров, то сейчас всё чаще обращаются в горно-алтайские компании. Да, многие туристы до сих пор не видят разницы между нашими регионами, но большинство знает, что Горно-Алтайск находится гораздо ближе к месту путешествия. К тому же, горно-алтайские туроператоры стали интенсивнее заниматься продвижением своего турпродукта. А если у них ещё и аэропорт заработает…» С тем, что сезон был заметно лучше предыдущего, соглашается и Татьяна Сажаева, директор по развитию компании «Охота», уточняя, что объёмы 2008 года, тем не менее, не достигнуты. «При общем росте спроса на отдых, тенденция прежняя – спрос на зарубежный отдых увеличивается активнее, чем спрос на отдых в российских регионах, в том числе на Алтае. Но рост есть, причём явный, - констатирует эксперт. - Анализировать поток, прошедший через туроператоров, некорректно. Многие туристы едут на базы, что называется, «с колёс», и этот поток растёт гораздо большими темпами, чем организованный».

В министерстве туризма и предпринимательства региона подтверждают, что именно автотуристы составляют основную часть всех прибывающих в Республику Алтай. «Так будет до тех пор, пока не заработает аэропорт, - полагает Сергей Сладков. – Сейчас у горно-алтайского аэропорта новый владелец, и мы рассчитываем в 2011 году принять первый технический рейс». Пока в министерстве не выявили все характеристики состава турпотока, однако уже сейчас констатируют, что количество прибытий из Омской и Кемеровской областей увеличился по сравнению с 2009 годом на 45% (данные первых девяти месяцев 2010 года), также растёт число гостей из Екатеринбурга. «Прямую доставку туристов с Урала начали в этом году несколько фирм, - рассказал STI Сергей Сладков, - В целом же количество рейсов, организованных предприятиями, занимающимися доставкой туристов, увеличилось вдвое».

Что касается стоимости размещения на турбазах и в гостиницах, работающих в регионе, то они практически повсеместно остались на уровне 2009 года. «Считаю, что цены уже дошли до той точки, выше которой поднимать их не следует, - рассуждает Сергей Зяблицкий. – Многие люди побывали за границей, увидели уровень сервиса в сфере туризма, предоставляемый в других странах, и теперь они открыты для выбора». При этом руководитель республиканской туристской ассоциации подчёркнул, что этот факт сказывается на развитии местного турбизнеса. «Мы не поднимали цены два года, но стоимость энергоносителей и многого другого растёт, а двух месяцев высокого сезона крайне мало для получения хорошей прибыли». В профильном республиканском министерстве отмечают, что средняя загрузка комфортабельных средств размещения остаётся на уровне 80%, а базы эконом-класса загружаются значительно хуже – лишь до 50%. «Неадекватная ценовая политика приводит к тому, что люди с со средним и небольшим достатком делают выбор в пользу неорганизованного туризма, - говорит Сергей Сладков. – Они думают: зачем платить за неблагоустроенный домик, если можно пожить в палатке?» И ещё один любопытный статистический факт – в 2010 году с 11 до 26% изменилась доля организованных туристов, выбирающих для размещения «зелёные дома».

В целом и власть, и бизнес сезоном довольны. «Прошёл он достаточно спокойно, без серьёзных потрясений», - говорит Сергей Зяблицкий. Солидарен с ним и Сергей Сладков. Оба эксперта подчёркивают, что в 2010 году произошли события, которые стали знаковыми для развития республиканского туризма. «Инвестиции, вложенные в отрасль, начинают приносить плоды – горнолыжный комплекс «Манжерок», который возводится на горе Синюха, готов к приёму первых туристов», - рассказал Сергей Сладков. «Радует и тот факт, что наконец-то начались активные земельные работы на территории ОЭЗ «Алтайская долина», - дополняет Сергей Зяблицкий. – Техника, задействованная в сооружении котлована для будущего искусственного водоёма, работает даже по ночам».

В аналитической справке, подготовленной профильным министерством по итогам трёх последних лет, говориться, что турпоток в регион с 2007 года вырос на 40%, количество действующих туробъектов - на 18% (около 10 тысяч мест, из них 3700 - круглогодичного действия), количество людей, занятых в сфере оказания туруслуг в течении сезона, - на 35% (до 5000 человек), объём реализованного турпродукта – в два раза (на сумму 2 млрд. рублей, это около 7% валового регионального продукта республики). Прогнозируемые инвестиции в основной капитал действующих и строящихся турпредприятий Республики Алтай, по данным республиканского министерства туризма и предпринимательства, в 2010 году достигнут 1,7 млрд. рублей.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...