В Белокурихе обсудили вопросы адаптации отечественного санаторно-курортного комплекса к требованиям турбизнеса | sibtourport.ru

В Белокурихе обсудили вопросы адаптации отечественного санаторно-курортного комплекса к требованиям турбизнеса

91
5 минут
В Белокурихе обсудили вопросы адаптации отечественного санаторно-курортного комплекса к требованиям турбизнеса
В первой половине декабря Минспорттуризм и Федеральное агентство по туризму РФ провели в различных регионах России семь международных конференций, посвященных актуальным вопросам развития внутреннего туризма. Одну из них с 5 по 7 декабря принимал город-курорт Белокуриха в Алтайском крае. Тема мероприятия - формирование туристского продукта курортных территорий.

Исходными позициями для определения состояния санаторно-курортного комплекса в России в целом и в Алтайском крае в частности, а также степени его интеграции в туристский бизнес, стали данные, озвученные заместителем руководителя Ростуризма Григорием Саришвили и вице-губернатором Алтайского края, начальником ГУ экономики и инвестиций Михаилом Щетининым. Согласно информации федерального Агентства, загрузка санаторно-курортного комплекса в большинстве регионов России составляет около 100%. Всего в Российской Федерации насчитывается 2147 здравниц, располагающих 409,5 тыс. коек. Определённым конфузом выглядел тот факт, что на слайде, подготовленном Ростуризмом и демонстрировавшемся на пленарном заседании конференции во время выступления Григория Саришвили, Алтайский край не попал в перечень сибирских субъектов федерации, развивающих оздоровительный туризм.

Между тем, как сообщил Михаил Щетинин, в Алтайском крае успешно работают 44 санаторно-курортных учреждения на 8000 мест. Лидером санаторно-курортного лечения в крае является Белокуриха, где расположены 15 учреждений, способных одновременно принять 5 тысяч отдыхающих. Всего же город-курорт посещают до 200 тысяч туристов и отдыхающих в год. Около 40 тысяч человек в год принимают санатории и средства размещения на горько-солёном озере Яровое. Перспективным краевые власти считают Завьяловский район, где развивается бальнеолечение. Кроме того, оздоровлением населения в крае занимаются 10 круглогодичных пантологических центров, где за 11 месяцев 2011 года отдохнули 12 тысяч человек.

С высокой трибуны были названы основные проблемы, сдерживающие развитие санаторно-курортного комплекса и ограничивающие интерес к нему туристского бизнеса. Это неразвитая, а местами устаревшая инфраструктура, недостаток профессионально подготовленных кадров и неоправданно высокая стоимость предоставляемых услуг. Однако, по мнению представителей бизнеса, обозначенным списком перечень проблем санкура не исчерпывается. Главным фактором, ограничивающим конкурентоспособность российских курортов, считает Вадим Прасов, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров, является дефицит клиентоориентированности. Он обратил внимание участников конференции на ряд мелочей, таких как обязательное заполнение объёмных анкет гостями при поселении даже после утомительных трансферов, наличие в номерах матрасов, сводящих на нет усилия врачей по лечению опорно-двигательной системы, которые влияют на формирование негативного имиджа здравниц. Кроме того, эксперт указал на необходимость корректного и точного предоставления информации клиентам.

Зачастую турист уже на курорте выясняет, что местный профиль лечения ему противопоказан

Вопросам продвижения уделил основное внимание в своём выступлении Илья Уманский, руководитель комитета по внутреннему туризму АТОР. По оценке эксперта, около 70% россиян в возрасте от 30 до 40 лет вообще не знакомы с курортными возможностями России. Во многом выбор клиентом места лечения и отдыха носит случайный характер: только 8% туристов едут на курорт по рекомендации врача, в остальных случаях при выборе используют опыт друзей или родственников и рекомендации менеджеров турфирм, что зачастую приводит к тому, что турист уже на курорте выясняет, что местный профиль лечения ему противопоказан. Выходом из ситуации в АТОР считают создание единого реестра российских курортов с указанием их профиля.

Практическими вопросами вариантов адаптации отечественного санаторно-курортного комплекса к требованиям тубризнеса занялись участники организованного АТОР круглого стола, завершавшего деловую программу конференции. Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, являвшаяся модератором мероприятия вернулась к вопросу о необходимости включения врачей в цепочку продвижения туристских продуктов санкура, в том числе и путем привлечения медицинских работников к участию в инфотурах. Однако в наших реалиях, убеждена руководитель АТОР, нельзя допускать попадания врачей в материальную зависимость от участников рынка так, как это, например, происходит в фармакологии. Врач по профилю заболевания должен советовать клиенту курорт, а тот уже вместе с турагентом выбирать санаторно-курортное учреждение.

Врач по профилю заболевания должен советовать клиенту курорт, а тот уже вместе с турагентом выбирать санаторно-курортное учреждение

Прямое обращение е к европейскому опыту в данном контексте оказалось не совсем эффективным. Как рассказали коллеги из АНТОР (Ассоциации национальных туристских организаций в России) на внутреннем рынке европейских стран санатории работают не с турбизнесом, а со страховыми компаниями. Между тем в вопросах продвижения российским курортам есть чему поучиться у зарубежных коллег. В частности, как рассказала Кристина Ионицкая, заместитель руководителя туристского представительства Каталонии, продвижение курортов в автономии занимаются местные общественные объединения, которые можно рассматривать в качестве прообраза СРО. Они вырабатывают общие стандарты, финансируют продвижение, привлекая к этому процессу местные бюджеты.

К сожалению, дефицит времени вынудил сократить количество заявленных на круглом столе выступлений, ограничив их тематикой санкура. Тем самым за рамками круглого стола оказался опыт национальных офисов в продвижении собственно туристских продуктов. Между тем участие членов АНТОР, которая провела в Белокурихе выездное заседание, в качестве экспертов в международной конференции могло бы быть более эффективным, учитывая тот факт, что каждый из них является специалистом, практически занимающимся продвижением национальных турпродуктов.

К организационным накладкам мероприятия следует отнести и тот факт, что приглашение журналистов на Межрегиональное совещание руководителей территориальных органов управления туризмом по реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» превратило само совещание в формальное заседание, лишённое рабочих моментов. Впрочем, и посетившие его представители прессы в профессиональном плане остались не удовлетворенными. Вопросы вызвал и сам принцип формирования журналистского пула, и организация его работы.

Проведение семи конференций и форумов в конце 2011 стало возможным благодаря принятию Федеральной программы развития внутреннего и въездного туризма, которая предусматривает финансирование мероприятий по продвижению России как туристического направления на внутреннем и зарубежном рынках. В дальнейшем эта практика будет продолжена. И, как высказывались участники конференции, Белокуриха и Алтайский край готовы принимать подобные мероприятия  и без привязки к проблемам санкура.
 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...