В Бурятии появится Министерство культуры и туризма | sibtourport.ru

В Бурятии появится Министерство культуры и туризма

45
6 минут
В Бурятии появится Министерство культуры и туризма
24 апреля врио Главы Республики Бурятия Алексей Цыденов на совещании в республиканском правительстве объявил о предстоящих изменениях в сфере управления туристской отраслью. Решение руководителя региона о передаче туризма в компетенцию вновь создаваемого Министерства культуры и туризма с одной стороны повышает статус республиканского отраслевого ведомства и коррелирует его с федеральным уровнем, с другой – слияние туризма с культурой создаёт потенциальную угрозу подчинения интересов турбизнеса смежной отрасли. Опрошенные STI эксперты оценивают предложенную административную реформу со сдержанным оптимизмом, полагая, что время покажет обоснованность данного решения.

История управления сферой туризма в регионе ведёт отсчёт с 1998 года, когда в Бурятии был создан Госкомитет по делам молодёжи, туризму, физической культуре и спорту. Спустя несколько лет туризм был передан в ведение Министерства экономики Республики Бурятия. В 2005 году было создано Республиканское агентство по туризму, а спустя 10 лет, в октябре 2015 года, агентство по туризму вновь было преобразовано в комитет и включено в состав Министерства экономики Республики Бурятия. Отделы и основные направления работы при этом остались теми же.

Опрошенные STI эксперты видят логику в решении нового главы региона. Во-первых, на федеральном уровне вопросы туризма курирует именно Министерство культуры РФ. Во-вторых, полномочия министерства значительно шире, бюджет больше. Основная задача министерства: стратегическое управление отраслью, агентства же создаются для оперативного или «ручного» управления. Следуя этой логике, старт развития туризма в Бурятии был положен государственным комитетом, специалистами которого была создана база развития отрасли: разработаны основные нормативно-правовые акты, реализованы пилотные проекты, проведены социологические и маркетинговые исследования. В 2002-2003 годах, когда начался бурный рост и развитие внутреннего и въездного туризма, появилась необходимость в создании механизмов государственной поддержки турбизнеса, строительстве коллективных средств размещения, развитии инфраструктуры и повышении инвестиционной привлекательности туротрасли. В этот период управление было передано республиканскому Министерству экономики.

Опрошенные STI эксперты видят логику в решении нового главы региона. Во-первых, на федеральном уровне вопросы туризма курирует именно Министерство культуры РФ. Во-вторых, полномочия министерства значительно шире, бюджет больше

С 2005 года задачи практического развития туризма в Бурятии выполняло Республиканское агентство по туризму. За 10 лет в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» в регионе были созданы четыре кластера: туристско-рекреационный «Подлеморье» на Байкале, автотуристские «Кяхта», «Тункинская долина» и «Байкальский». Кроме того, в этот период в восьми муниципальных образованиях республики сформированы региональные зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, ежегодно проводились крупные международные и всероссийские мероприятия туристской тематики. Республиканское агентство по туризму являлось подведомственным учреждением Министерства экономики РБ, поэтому реорганизация 2015 года прошла плавно, без потрясений.

Эксперты отмечают, что при создании нового министерства некоторые вопросы, возможно, останутся в ведении Министерства экономики, некоторые перейдут в Министерство культуры и туризма. Алексей Цыденов не раз заявлял о том, что туризм объединяет несколько больших структурных блоков, включая вопросы транспортной доступности, туристской инфраструктуры и культуры. Первые заявления главы Бурятии позволяют предположить, что структурное и кадровое усиление управления туротраслью в создаваемом Министерстве культуры и туризма будет значительным. Для комплексного развития туризма штата Агентства по туризму (11 человек) или Комитета по туризму в составе Министерства экономики РБ (10 человек) явно недостаточно. Скорее всего, поменяется и структура. Сейчас в Комитете по туризму функционируют два отдела – отдел координации и управления развитием туризма и отдел маркетинга и продвижения туристского продукта. Ожидается, что отвечать за системность и эффективность управления туристской отраслью будет чиновник в статусе заместителя министра.

Турбизнес в оценках решения создания Министерства культуры и туризма пока осторожен, но в целом факт появления министерства, в названии которого фигурирует слово «туризм», называет скорее положительным изменением. По мнению Председателя Бурятского республиканского союза туриндустрии Андрея Измайлова, в целом такое решение должно способствовать развитию туризма, но при этом необходимо учесть экспертное мнение, так как передача полномочий по туризму из экономического блока в социальный будет сопровождаться большими сложностями, нежели вливание в министерство подведомственного агентства. «Мы, в свою очередь, готовы к диалогу и будем рады, если турсообщество пригласят для обсуждения деталей, которые позволят выстроить эффективную работу и обеспечить плавное слияние и взаимодополнение культуры и туризма», - сообщил собеседник STI.

Передача полномочий по туризму из экономического блока в социальный будет сопровождаться большими сложностями, нежели вливание в министерство подведомственного агентства

Возведение туризма в ранг министерства, даже напополам с культурой, является хорошим заделом для дальнейшей работы, полагает Светлана Цыбикдоржиева, руководитель туристской компании «Жассо-тур». «Есть опасение, что туризм может оказаться задвинутым и вопросы туризма не будут в приоритете, но всё будет зависеть от того, кто будет курировать в министерстве вопросы туризма, - поделилась Светлана Цыбикдоржиева. – Тимур Цыбиков – опытный руководитель, который продемонстрировал свои навыки хорошего управленца в сфере культуры, но ему нужен грамотный помощник в ранге заместителя, который достаточно глубоко погружен в тему туризма, обладает необходимой твердостью и харизмой, а также возможностями для лоббирования интересов бурятского туризма в федеральных органах власти». С точки зрения развития событийного туризма, по мнению эксперта, объединение культуры и туризма бьёт в самую точку. «Единый календарь культурных событий, привлекательных для туристов, места туристского показа – музеи, театры – станут работать для туризма, и будет достигнуто лучшее взаимопонимание на всех уровнях», - надеется собеседница STI.

Оправданным решение объединить культуру и туризм в одном министерстве называет Вячеслав Дмитриев, директор туристской компании «Байгал-Трэвэл», более 10 лет проработавший в республиканских органах управления туризмом. «Наш регион имеет богатейший потенциал для развития этнокультурного туризма, уже функционируют туристические усадьбы бурят, русских, семейских, эвенков, татар, казаков, и это представляет интерес не только для приезжих, но и жителей Бурятии. В последние годы активно развивается событийная составляющая, создано «пространство впечатлений». Фестивали «Ночь ёхора», «Голос кочевников», театр песни и танца «Байкал» уже стали культурными брендами. И нам нужно продолжать культивировать наши Б-бренды: Байкал, Буддизм, Буряты, Буузы. На самом деле, консолидация туризма и культуры активно велась и ведётся сейчас. Не только городские музеи и театры, но уже и многие сельские учреждения культуры вписаны в программы туров». После того, как культура и туризм будут объединены в рамках одного ведомства, полагает эксперт, туроператорам станет проще находить общий язык с учреждениями культуры. «Также в Министерстве культуры и туризма, на мой взгляд, должен появиться сектор экономического анализа, который будет рассчитывать экономическую целесообразность проводимых на той или иной территории мероприятий в целях развития туризма. Ведь каждый рубль вложенных средств на развитие инфраструктуры туризма должен принести выгоду», - уверен Вячеслав Дмитриев.

Туроператоры надеются, что для реализации многочисленных функций органа власти сферы туризма в целях комплексного развития отрасли будет создана оптимальная структура и сформирована грамотная команда. В таком случае турсообщество может рассчитывать на развитие инфраструктуры, появление хороших дорог и придорожного сервиса, благоустройство территорий, кадровое обеспечение, проведение классификации средств размещения и аккредитации гидов, а также на эффективное продвижение туристского продукта Бурятии. Ведь только при соблюдении всех этих условий в Бурятию поедут туристы со всего мира, а мультипликативный эффект от развития отрасли дорогого стоит.

Фото: bgtrk.ru

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте

  • Комментарии
Загрузка комментариев...