Власти и турбизнес Алтайского края занялись подготовкой кадров для экскурсионного туризма | sibtourport.ru

Власти и турбизнес Алтайского края занялись подготовкой кадров для экскурсионного туризма

6
5 минут
Власти и турбизнес Алтайского края занялись подготовкой кадров для экскурсионного туризма
На стадии выдачи сертификатов завершён проект подготовки экскурсоводов по программе «Великий Шёлковый путь в пределах Алтайского края», реализованный в рамках частно-государственного партнёрства. По словам организаторов и представителей исполнительной власти региона, это успешный пример сотрудничества госведомства и бизнес-структуры, особенно актуальный в свете некоторого противоречия требований профессии и образовательных стандартов.

По словам Татьяны Сажаевой, руководителя Алтайтурцентра, перед реализацией какого-либо проекта проводится маркетинговое исследование. «Мы составляли техзадание для компании «ASBA-консалтинг», которая подготовила аналитическую записку о том, нуждается ли турбизнес региона в экскурсоводах. Исходя из этого был реализован проект», - сообщила Татьяна Сажаева.

Как рассказала STI Екатерина Сычёва, руководитель направления «Маркетинг» агентства «ASBA-консалтинг», согласно проведённому исследованию, 10% туркомпаний Алтайского края нуждаются в экскурсоводах: «Исследование состояния и перспектив развития рынка труда в туристской отрасли Алтайского края проходило по четырём направлениям: гостиничный, ресторанный бизнес, музейное дело и турагентства, туроператоры и экскурсионные бюро. По нашим данным, турагентства заинтересованы в молодых кадрах, которые приобретают знания и навыки благодаря опытным наставникам-экскурсоводам. Их роль в подготовке молодых специалистов велика».

Пока реалии современного экскурсионного туризма в Сибири не дают развивать это направление, создавать новые экскурсионные продукты, считает Ирина Слесарева, вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма. «У нас катастрофически не хватает менеджеров, проектирующих новые маршруты и экскурсии. Эту нишу могут занять экскурсоводы, которые совмещают функционал менеджера и экскурсовода. Но для этого необходимо развитие как такового рынка экскурсионного туризма, наличие постоянного спроса на экскурсионные продукты и программы. И здесь, на мой взгляд, уместно говорить о частно-государственном партнёрстве», - отметила эксперт в разговоре с STI.

По мнению Ирины Слесаревой, государство может помочь экскурсионному бизнесу финансированием специальных программ развития детского туризма, познавательных краеведческих мероприятий, патриотических маршрутов, которые проводил бы бизнес, а не только управление по образованию или управление по культуре, как это происходит сейчас. Собеседница STI утверждает, что для взаимодействия и развития этого процесса необходимо объединиться в пул туроператоров, занимающихся экскурсионным туризмом в крае, создать комплексные детские экскурсионные продукты и предложить включить их в вышеупомянутые программы. Но на данном этапе необходима координация как межведомственная, так и между бизнес-структурами.

Протяженность международного туристского маршрута «Великий Шёлковый путь в пределах Алтайского края» составляет 1550 км (автобус), продолжительность путешествия – 5 суток (6 дней / 5 ночей), предполагаемое число туристов в группе – 35-40 человек.

В первом полугодии 2014 года барнаульская компания, возглавляемая Ириной Слесаревой, в рамках государственного контракта провела курс тренингов и мастер-классов для экскурсоводов, работающих по маршруту «Великий Шёлковый путь в пределах Алтайского края». «Совместно с кафедрой социально-культурного сервиса и туризма АлтГАКИ при поддержке ЮНВТО (Всемирная туристическая организация), Русского Географического общества, Алтайтурцентра нам удалось сформировать учебную программу для тренинга по Шёлковому пути, максимально ориентированную на практическое применение полученных знаний, - говорит Ирина Слесарева. - Вторая задача, которая стояла перед нами, - учесть географическую специфику обучающихся. Наши слушатели проживают как в Барнауле, Бийске, Белокурихе, так и в районах прохождения Шёлкового пути (Змеиногорский, Курьинский, Чарышский, Солонешенский, Смоленский, Бийский, Алтайский). Именно поэтому основной теоретический блок занятий организован в форме вебинаров. И третье, что, безусловно, учитывалось, - это возможность изучения артефактов на местности».

По словам эксперта, часть занятий прошла в районах прохождения маршрута. В итоге сложился учебный план из 13 тем и 152 часов, в том числе 104 аудиторных часов (лекции и практические занятия), остальное время было посвящено обучению на местах. «Итогом нашего проекта вижу пул экскурсоводов, специализирующихся на маршруте «Великий Шёлковый путь в пределах Алтайского края», создание качественной документации по основным экскурсионным объектам и участкам маршрута и запись аудиотекстов экскурсий для дальнейшего использования при создании аудиогида или мобильного гида по данному маршруту», - резюмировала Ирина Слесарева.

Участники тренинга были бесплатно обеспечены раздаточными учебными, информационными и справочными материалами по тематике тренинга, включая списки оперативных служб в районах (СТО, медпункты, отделения полиции, посты ГИБДД, отделения связи и т.п.). В завершение проекта состоялась аттестация экскурсоводов - каждому аттестованному участнику программы оформлен документ установленного образца.

Среди перспектив проекта – создание аудиогида, мобильного гида по маршруту и отдельным объектам, а также обучение англо-говорящих специалистов по профессии «гид-переводчик», так как целевая аудитория данного маршрута – иностранный турист

По мнению представителей регионального турсообщества, подобные проекты нуждаются в государственной поддержке, если они преследуют бОльшие цели и задачи, чем просто проведение PR-акции. «Великий Шёлковый путь в пределах Алтайского края» – это брендовый маршрут, масштабный для региона проект. Подготовка кадров для него – одна из его составляющих. Нужно учитывать и целевую аудиторию проекта. Всё это требует затрат, которые порой не по силам туркомпании, - говорит Ольга Бокова, представитель компании «Джейн-тур», которая в прошлом году провела акции «Почувствуй себя туристом в родном городе», «Мастерская художника», а также организовывала выездные арт-туры с известными региональными художниками в Горном Алтае. – Наше агентство не имеет опыта частно-государственного партнёрства в сфере развития экскурсионного туризма. Наш проект в рамках развития данного направления изначально был нацелен на продвижение, PR-компанию турагентства. Экскурсионный проект оказался удачен, действует уже второй год». По словам собеседницы STI, c каждой экскурсией у компании появляется ни один десяток новых клиентов, а потому проект давно уже окупил себя. Кроме того, если барнаульцы говорят об интересных экскурсиях, то невольно звучит название компании. Правда, экскурсоводы в агентстве «Джейн-тур» пока приглашённые.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...