Жители красноярского края сформулировали критерии идеального отдыха | sibtourport.ru

Жители красноярского края сформулировали критерии идеального отдыха

6
6 минут
Жители красноярского края сформулировали критерии идеального отдыха
Министерство спорта, туризма и молодёжной политики в конце 2012 года впервые провело исследование на тему «Оценка качества туристических услуг и потребительских предпочтений в сфере туризма на территории Красноярского края». В январе его результаты были опубликованы, ознакомиться с полученной статистикой можно на официальном туристическом сайте края. Опрос проводился в четырёх городах: Красноярске, Ачинске, Канске и Минусинске, участие в нём принял 1001 респондент. В министерстве подчёркивают, что анализ был проведён не для публичного рассмотрения, а для структурирования внутренней деятельности. Именно поэтому местных туроператоров не оповещали о проделанной работе. Тем не менее, приведённые в документе данные могут пригодиться не только для администрации, но и помочь туристскому рынку объективно оценить сложившуюся картину.

В интервью STI заместитель министра спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края Евгений Пьянков отметил: «Исследование проведено не для публикации на сайте и отчётности, а для получения поверхностного среза, мониторинга мероприятий, которые мы проводим в рамках своей работы. Например, информирование населения о туристско-рекреационных услугах края. Благодаря этому срезу мы получаем обратную связь, независимое мнение.  Такую информацию нам не дадут ни круглые столы, ни опросы в рамках семинаров. Здесь мы видим общую картину, которую можно анализировать».

Эксперты внутреннего туристского рынка считают, что картина предпочтений и оценок получилась адекватной действительности. «Отражённые в исследовании тенденции мы интуитивно чувствуем, - рассказал STI Сергей Борисов, директор компании «Туризм и сервис».- Но одно дело, когда ты по наитию вперёд двигаешься, а другое, когда проблемы и предпочтения чётко сформулированы». «Исследование считаю объективным, - соглашается Ольга Раевская, директор компании «Открытый мир», - но особой пользы для нас не вижу – статистика она и есть статистика. Мы работаем в одном направлении, по Мане, большинство приведённых здесь факторов для нас значения не имеют».  Однако в министерстве уверены, что рассматривать мониторинг нужно не в частностях, а в совокупности: один объект в отношении к другому. По словам Евгения Пьянкова, «ответы во многом очевидны, но есть вопросы, результаты которых важно сравнивать друг с другом. Например, вопрос о знании наших достопримечательностей и вопрос о том, какие достопримечательности гости предпочитают посещать, показательны именно в параллели».

Пока событийные мероприятия и специально организованные туристические маршруты практически не интересуют туристов

Согласно данному исследованию 70% респондентов регулярно (от одного до двух раз в год) отдыхают на территории Красноярского края. При этом главными причинами, мотивирующими выбор места отдыха, являются близость объекта (39%) и привычка (21%). Показательно, что пока событийные мероприятия и специально организованные туристические маршруты практически не интересуют туристов. Главный  интерес – рекреационный: пляжный отдых, сплавы, горнолыжный курорты, санатории. Основным критерием выбора является «живописность» места отдыха, а вот позиции «цена» и «комфорт» находятся в середине рейтинга. Очевидно, что местный турист здраво оценивает уровень комфорта и не испытывает неоправданных ожиданий. Хотя в части вопросов, касающихся того, что не удовлетворяет и что хотелось бы исправить, несоответствие уровня цен и сервиса в местах отдыха вызывают самое серьёзное недовольство у респондентов.  На четвёртой позиции по неудовлетворённости в рейтинге отмечен пункт «мусор». И здесь возможно провести параллель с другой частью исследования, в которой ясно видно, что основная масса туристов не пользуется услугами туристских агентств, а путешествует самостоятельно. Такое количество «диких» туристов как раз напрямую и влияет на уровень замусоренности окружающего пейзажа. Тем не менее,  Игорь Бурмак, генеральный директор компании «Альтамира», видит перспективу в работе с таким «диким» туристом: «По части клиентоориентированности это очень полезный анализ. Да, мы видим, что большая часть красноярцев и гостей края предпочитают отдыхать самостоятельно, однако, понятно, что при выполнении ряда условий и устранении ошибок, определённый процент готов перейти в организованный туризм. В первую очередь, это работа по улучшению качества и выравниванию цен на услуги».

Интересно, что неудовлетворённость малым количеством информации о туристических объектах стоит для респондентов на третьем месте (11,1%). Согласно исследованию, большинство по прежнему предпочитают получать рекомендации от друзей и родственников. Средства массовой информации практически не оказывают влияния на выбор путешественника, а вот интернет завоёвывает серьёзные позиции. «Проделанная работа даёт нам понимание своей аудитории, - делится Сергей Борисов, - показывает тенденции продвижения. Правильное позиционирование – уже половина успеха. Мы понимаем, куда нужно распределять бюджеты. В прошлом году мы организовали специальный тур для москвичей и питерцев, теперь видим, что метод «сарафанного радио» работает отлично: у нас уже более ста заявок из этих регионов».

Несмотря на то, что интернет для опрошенных является вторым по значимости источником информации, пользователи предпочитают пользоваться поиском, а не заходить на специальные туристические сайты. Более того, только 5% респондентов заходили на  специально созданный для этих целей правительством края сайт «Визит Сибирия». Как прокомментировал Евгений Пьянков, «мы увидели, что наш сайт нужно более активно продвигать, оптимизировать его поиск в сети. Поэтому будем заказывать соответствующую программу, кроме того, готовим проект англоязычной версии сайта, уже подготовили вирусные ролики».

В министерстве признаются, что ожидали увидеть бОльшие цифры в разделе информированности населения о краевых мероприятиях. Каннский видеофестиваль получил 8,7% голосов, Енисейская августовская ярмарка 2,6%, Манский карнавал 1,3% - эти цифры говорят о том, что нужно пересматривать рекламную политику продвижения событийного туризма. Наибольшее число голосов набрал фестиваль «Саянское кольцо» - 53,3%, что, безусловно, делает честь многолетнему продвижению события… если бы не исчезновение с карты событийного туризма самого мероприятия. Фестиваль с тем же форматом, но под названием «Мир Сибири», знает и называет пока только 3,5% опрошенных. Что касается достопримечательностей края, здесь неожиданностей не случилось, безусловным лидером является красноярский заповедник «Столбы», он набрал 36% голосов, на втором месте Ергаки – 9,1%, на третьем озеро Шира – 5%. Однако знание достопримечательностей и их реальное посещение не всегда взаимосвязаны.

Для развития того или иного туристического места желательно, но не обязательно наличие в нем интересных достопримечательностей

По словам Евгения Пьянкова, очевидные факты, отражённые в исследовании, не должны смущать специалистов, поскольку «очень важны весовые доли, правильный анализ всех фактов – это наше руководство к действию. То направление, которое мы выбрали, как раз корректируется с учётом этих замеров».  Подводя итоги проведённого анализа, разработчик исследования даёт в целом очевидные рекомендации: «Обобщая результаты, можно утверждать, что для развития того или иного туристического места желательно, но не обязательно наличие в нем интересных достопримечательностей. Достаточно того, чтобы это место: 1) было близко расположено, 2) было красивым и живописным, 3) имело хорошие подъездные пути, 4) имело обустроенные пляжи со всей сервисной инфраструктурой и 5) было безупречно чистым и незамусоренным». Часть проблем можно решить только в долгосрочной перспективе – например, улучшить дорожную сеть, решить проблему инфраструктуры, обеспечить индустрию профессиональными кадрами. Другой блок проблем можно снять достаточно оперативно: решить проблему мусора, наладить информационный обмен, как между участниками рынка, так и между ними и потребителями».

Первый опыт подобной оценки общественного мнения заказчик – министерство туризма края - и туроператоры региона признали удачным. Такое исследование теперь планируется проводить ежегодно, в одно и то же время – в конце года, чтобы можно было сравнивать и соотносить цифры, выявлять динамику и корректировать усилия и вложения.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...