Алтайский турбизнес оценивает итоги лета как относительно стабильные | sibtourport.ru

Алтайский турбизнес оценивает итоги лета как относительно стабильные

4
8 минут
Алтайский турбизнес оценивает итоги лета как относительно стабильные
Хорошая загрузка, цены на уровне 2009 года и автомобильные пробки – главные приметы лета-2010 на Алтае. И хотя по-настоящему летняя погода радовала жителей региона не часто, представители турбизнеса «двух Алтаев» еще до подведения официальных результатов высокого сезона констатируют, что он состоялся.

Оптимистичные прогнозы на общий итог делает Татьяна Сажаева, директор по развитию алтайской операторской туркомпании «Охота». «Сезон складывается динамичнее, чем в прошлом году, - сообщила она STI, - очень много заявок от турагентств, прямых продаж, несмотря на то, что мы намеренно сократили количество рекламы для прямых клиентов в Барнауле, чтобы не конкурировать со своей агентской сетью». Прибавляет динамики, по словам Татьяны Сажаевой, и увеличившийся поток самодеятельных туристов. Её коллеги в Алтайском крае в целом разделяют это мнение, хотя более сдержанны в оценках. Александр Смирнов, директор барнаульской турфирмы «Плот» также отмечает растущий спрос на Алтай, однако, по его словам, это  в первую очередь касается размещения на турбазах. «Мы уже вышли на уровень 2009 года, но могло быть и лучше – опять подвела погода, - сетует Оксана Разина, старший менеджер отдела продаж компании Koks-Travel. - Все очень надеялись на жаркое лето, и вроде оно хорошо начиналось… Теперь мы надеемся на сентябрь, но за окном сами видите что. И сентябрь – это уже только благоустроенное размещение».

Коллеги из Республики Алтай солидарны с соседями. Текущий сезон не вызывает никаких отрицательных эмоций у Сергея Зяблицкого, президента «Алтайского туристского соглашения», владельца туркомплекса «Манжерок». С загрузкой, по его словам, всё в порядке. «Для моего предприятия сезон идет ровно. Коллеги из Ассоциации туроператоров Республики Алтай тоже не жалуются на загрузку. Думаю, что по объемам мы однозначно обгоним прошлый год, и у нас есть большущее желание выйти на уровень 2008 года», - рассуждает эксперт. «Ложка дегтя» от Александра Смирнова: по сравнению с 2009 годом рынок активных туров заметно просел, и в этом также виновата погода. «В этом году мы столкнулись с серьезными природными катаклизмами. Была сложная паводковая ситуация, в горах сходили сели – во многих места снесло мосты, поэтому часть маршрутов вовсе пришлось закрыть. Например, снесло мост через Чую, и стало невозможно водить туристов на Маашей. Снесло мост через Башкаус в долине Чулышмана», - рассказал STI руководитель турфирмы «Плот».

Следующий фактор, сдерживающий развитие активного туризма на Алтае, - ценовой. Александр Смирнов указывает на то, что обычно в такие туры идут люди со средним достатком, а высокие цены, в том числе и на перелет Москва – Барнаул, очень их отпугивают. «Продолжается отсев туристов, которые были готовы отдать 30 тысяч рублей на отдых в активном туре, так как он сопоставим по цене с отдыхом на море, скажем, в Турции». По словам Александра Смирнова, падает интерес к Алтаю и со стороны иностранцев. «Это не только наша статистика, но и всей России, - говорит он. - Опять же, сказывается фактор цены. Иностранным туристам нужно сначала долететь до Москвы, потом - до Барнаула по высочайшим тарифам. Плюс к этому – стоимость самого тура. В итоге получается больше 2000 евро на одного человека». Однако в компании Koks-Travel отмечают стабильно высокий спрос и на активные туры. А Сергей Зяблицкий считает, что росту интереса к ним может поспособствовать то, что лицом к турбизнесу повернулись алтайские особо охраняемые территории. «Мне нравится их стратегия развития форм экологического туризма. Если раньше было железобетонное табу на посещение туристами заповедников, то сейчас появляются интересные предложения», - отмечает эксперт.

Сохранить и прирастить загрузку средств размещения, несмотря на второе подряд холодное лето, во многом помогла ценовая политика, которой придерживались компании двух туристических Алтаев. Игроки рынка отмечают, что поднимать цены в такой ситуации выше уровня 2009 года было бы самоубийством. «Мы держим цены на одном уровне уже третий год. Кто начал поднимать их, остался без туристов», - констатирует Ольга Чёрная, начальник туротдела компании-оператора ПСК «Амаду». «Мы оставили цены на уровне 2009 года, - говорит Сергей Зяблицкий. - Были лишь небольшие корректировки, самое большое - на 5-7%. И это, поверьте, сложно, так как цены вокруг растут. В 2008 году мы покупали уголь по 1300 рублей за тонну, сейчас платим больше 2000 рублей. Растут цены на другие энергоносители, и для нас это обременительно. Поэтому, чтобы выдерживать цены в рамках 2008-2009 годов, мы экономим, зажимаемся в эксплуатации объекта». По словам Татьяны Сажаевой, выиграли все, кто выбрал тактику сохранения или снижения цен. Однако стали хуже работать спецпредложения. «Гости привыкли к минимальному порогу цен», - резюмирует эксперт.

Рост турпотока, которого ожидает алтайский турбизнес, обостряет одну общую для всех проблему – дорожную. И в этом году с ней вновь столкнулись лицом к лицу. Уже стали привычными пробки на новом платном мосту через Обь в Барнауле: по пятницам на выезде из города и по воскресеньям – на въезде. Пробки наблюдаются и в районах популярных природных и экскурсионных объектов. Задыхается от наплыва машин в выходные дни платный подвесной мост через Катунь в районе озера Ая, да и сам Чуйский тракт становится в это время весьма опасным для передвижения. «Трасса М-52 очень аварийная, - говорит Ольга Чёрная. - Я сама почти каждый день за рулем, и каждый день вижу аварии на этой дороге. Однажды по пути из Чемала до Барнаула мы насчитали шесть ДТП».

Большие надежды турбизнес возлагает на новый мост через Катунь в районе Соузги, который обещают открыть уже в 2011 году. Эксперты также указывают на необходимость расширения Чуйского тракта и снесения пунктов оплаты, которые тормозят движение. «Нужно воплощать в жизнь эти задумки, - считает Александр Смирнов. – После постройки современной четырехполосной дороги с разделителями (две полосы в одну сторону и две – в противоположную) количество аварий уменьшится в разы, и о пробках на трассе можно будет забыть. Насколько я знаю, по поводу пункта оплаты на мосту в Барнауле вопрос уже решен. Расширение дороги - тоже принятое решение. Но, конечно, всё это нескоро воплотится в жизнь...»

Многие проблемы решила бы возможность перенаправить часть турпотока, движущегося на левый берег Катуни в район озера Ая и ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», по дороге через Бийск и Алтайское. «Но для этого надо, чтобы она не уступала по качеству Чуйскому тракту. Пока этого нет, у водителей нет стимула ехать этим путем, - объясняет Александр Смирнов. - Дорогой пользуются водители больших автобусов, направляясь на базы в этот район, так как мост в районе Аи из-за своих технических характеристик не способен пропускать большегрузные транспортные средства». «Пробки сосредоточиваются как раз в районе Аи, а после – в сторону Чемала – уже свободно. Если бы дорога через Алтайское была лучше, Чуйский тракт заметно бы разгрузился», - разделяет точку зрения коллег Оксана Разина. Она также добавляет, что в этом году базам, расположенным на левом берегу Катуни между Нижнекаянчой и «Бирюзовой Катунью», серьезно подпортило сезон строительство дороги до ОЭЗ.

Необходимость в модернизации дорожной сети будет расти с каждым годом, так как туристский потенциал Алтая ещё не исчерпан. Эксперты указывают на растущий интерес со стороны традиционно не слишком активных регионов. Ольга Чёрная отмечает, что если раньше среди туристов из центральной части России было подавляющее число москвичей, то сейчас на Алтай едут и из многих других городов. Растёт турпоток из Екатеринбурга, Красноярска, Тюмени, Омска. «В этом году значительно увеличилось количество гостей из Омска, - подтверждает Оксана Разина. - Раньше их турфирмы ориентировались на Казахстан, а сейчас активно развивают алтайское направление. Приезжают целыми автобусами, причем не на выходные, как это привыкли делать жители близлежащих регионов, а на одну-две недели. А во время и после московской жары подрос турпоток из столицы - москвичи приезжали подышать свежим воздухом».

Растёт и количество средств размещения. По словам Сергея Зяблицкого, только в Республике Алтай каждый год строится 10-12 турбаз. Новые предложения появляются и в арсенале туроператоров по Алтаю. «Удобно работается с нашим новым операторским предложением - комплексом «Бирюза», положительные отзывы об «Ивановой даче» и слегка подзабытой «Короне Катуни», у которой новое руководство», - отмечает Татьяна Сажаева. Однако не все согласны с тем, что рост средств размещения - положительная тенденция. «Считаю, что потенциал для роста их количества исчерпан, - говорит Сергей Зяблицкий. - Появление новой базы – это либо экономическая безграмотность инвесторов, либо претензия на чью-то позицию на рынке. Единственное, что, по словам эксперта, нуждается в развитии, так это уровень существующих средств размещения. «Нужно убирать базы бунгального, «сортирного» типа. Это уже устаревший подход, который ни к чему хорошему не приведет», - уверен президент «Алтайского туристского соглашения».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...