Решение инфраструктурных вопросов приведёт к росту турпотока в Туву | sibtourport.ru

Решение инфраструктурных вопросов приведёт к росту турпотока в Туву

6
8 минут
Решение инфраструктурных вопросов приведёт к росту турпотока в Туву
В Туве – одном из труднодоступных и потому наиболее сохранивших свой первозданный и экзотический облик регионов России – реализуется сразу несколько инфраструктурных проектов, которые, так или иначе, скажутся на туристической привлекательности республики. В регионе изменён маршрут федеральной трассы, ставший более актуальным для туроператоров, ведётся работа над присвоением аэропорту Кызыла международного статуса, в отдалённой перспективе – строительство в Туву железнодорожной ветки.

Наиболее существенным изменением, которое туроператоры, работающие с республикой, могут почувствовать уже в ближайшее время, стало изменение с первого 1 января 2017 года маршрута федеральной трассы М-54 «Енисей». Участок трассы от Кызыла до госграницы с Монголией через Эрзин передан в республиканскую собственность, а дорога республиканского значения Кызыл – Чадан – Хандагайты – госграница с Монголией получила статус федеральной. По сообщению пресс-службы республиканского Министерства дорожно-транспортного комплекса, данное решение имеет большое значение для развития ряда отраслей Тувы, включая, туризм. Федеральная трасса даст возможность малому бизнесу реализовать проекты в сфере придорожного сервиса, туризма и торговли. Так, по мнению Семена Эренчина, руководителя турфирмы Tuvan Trip, перенаправление (так официально называется изменение маршрута – STI) федеральной трассы, а, значит, и её реконструкция, дадут отличный повод для развития туров выходного дня из Тувы в Монголию и обратно. «Что касается Монголии, то в последнее время интерес с обеих сторон становится всё больше, в конце прошлого года на встрече в Кызыле был поднят вопрос о взаимном сотрудничестве Тувы и трёх соседних аймаков Монголии», - рассказывает собеседник STI. «Передача в федеральную собственность дороги Кызыл – Чадан – Хандагайты – важный шаг для республики. Это означает, что ещё одна трасса будет модернизирована, появится сопутствующая инфраструктура, как минимум, придорожные кафе, что сейчас редкость для Тувы. А высокое качество асфальтового покрытия позволит турфирмам использовать более комфортный транспорт в турах», - соглашается с коллегой Анна Шеллер, исполнительный директор красноярской турфирмы «Саянское кольцо».

«Новая трасса облегчит туристам доступ к таким достопримечательностям, как гора Хайыракан, Саяно-Шушенское водохранилище, буддийский храм «Устуу-Хурээ», древние наскальные рисунки на горах Хорум-Даг и Бижиктиг-Хая и лечебные аржааны Шивилиг, Кызыл-Дуруг и Сенек»

Туроператоры также возлагают надежды на открытие в связи с этим международного пограничного пункта в Хандагайты – проект долгожданный, но всё ещё нереализованный. Сегодня КПП «Ханадагайты - Боршоо» работает в двустороннем режиме и открыт только для прохода граждан России и Монголии. Граждане третьих стран пересечь госграницу на тувинском участке не могут и должны пользоваться КПП «Кяхта» или «Ташанта», расположенными, соответственно в Бурятии и Республике Алтай, что перенаправляет в эти регионы иностранных туристов, планирующих совместить путешествие по России с посещением Монголии и наоборот. Придание КПП «Хандагайты» статуса многостороннего увеличит пропуск людей и автомобилей в два раза, что, по мнению Сайдай Даргын, и.о. директора информационного центра туризма Республики Тыва, приведёт к увеличению турпотока из Монголии и Китая, а также других азиатских государств. «Благодаря реконструкции участка дороги, ставшей теперь федеральной, станет доступнее новый маршрут, который охватывает большинство крупных районов республики, - добавляет собеседница STI. – Новая трасса облегчит туристам доступ к таким достопримечательностям, как гора Хайыракан, Саяно-Шушенское водохранилище, буддийский храм «Устуу-Хурээ», древние наскальные рисунки на горах Хорум-Даг и Бижиктиг-Хая и лечебные аржааны Шивилиг, Кызыл-Дуруг и Сенек».

Правда, пока в этой части Тувы существует острая нехватка мест размещения. Представители туротрасли высказывают предположения, что эту проблему может решить строительство железной дороги Кызыл – Курагино. Когда-то перспективы её появления выглядели довольно туманными, однако в рамках разработанной Программы создания экономического коридора Россия – Монголия – Китай они обрели очертания. Строительство железной дороги началось ещё в 2009-м году – предполагается, что 411-километровый участок свяжет Туву с Красноярским краем и железнодорожной сетью России, а также позволит создать западный коридор «Курагино – Кызыл – Цаган Толгой - Урумчи» и северный коридор «Курагино – Кызыл – Цаган Толгой – Эржэнэт - Пекин». Конечно, в первую очередь этот проект реализуется для освоения месторождений полезных ископаемых Тувы и развития местной экономики, но своё влияние он окажет и на туристскую отрасль региона. «Произойдёт увеличение въездного потока туристов в регион, станут доступны культурно-исторические, природные ресурсы Тувы, в первую очередь те, что находятся в Пий-Хемском районе», - уверена Сайдай Даргын.

Представители туристской отрасли согласны с тем, что дорога окажет влияние на данный сектор экономики, однако их настроения не столь радужные. «Строительство железнодорожной ветки Кызыл – Курагино приведёт к развитию промышленности республики и улучшению экономической обстановки, но как только дорога будет построена, Тува навсегда изменит свой облик, потеряет свою экзотичность и колорит, - опасается Анна Шеллер. – Индустриализация и урбанизация оттолкнут туристов. Мы часто говорим своим клиентам, что надо успеть посетить Туву сейчас, скоро республика уже не будет прежней».

«Строительство железнодорожной ветки Кызыл – Курагино приведёт к развитию промышленности республики и улучшению экономической обстановки, но как только дорога будет построена, Тува навсегда изменит свой облик, потеряет свою экзотичность и колорит. Индустриализация и урбанизация оттолкнут туристов. Мы часто говорим своим клиентам, что надо успеть посетить Туву сейчас, скоро республика уже не будет прежней»

Но если строительство и введение в эксплуатацию железной дороги – вопрос отдалённого будущего, то другой инфраструктурный проект, способный оказать влияние на туризм в Туве, должен быть завершён уже в этом году. Речь идёт о реконструкции аэропорта «Кызыл» и придания ему статуса международного. Уже несколько лет ведётся реконструкция взлётно-посадочной полосы, модернизация пассажирского перрона и мест техобслуживания воздушных судов, замена сигнализации, связи и другие строительно-монтажные работы. Планируется, что после завершения реконструкции аэропорт сможет принимать воздушные суда любого типа, включая Airbus-320 и Boeing-737. Суточная интенсивность движения воздушных судов вырастет с нынешних пяти до десяти к 2025-му году и 17 – к 2035-му году. Помимо этого в Кызыле будет организована дозаправка транзитных судов, выполняющих полёты в Юго-Восточную Азию. При этом представители туротрасли региона с осторожностью оценивают влияние этого проекта на развитие туризма в Туве. «Мы бы не стали делать ставки на реконструкцию аэропорта Кызыла. Только если будет налажено регулярное авиасообщение с Москвой по доступным тарифам, можно будет говорить о привлечении туристов из центральной части России и из-за рубежа. Региональными рейсами сейчас пользуются, в первую очередь, командировочные. Туристы из ближайших регионов предпочитают собственный автотранспорт», - комментирует Анна Шеллер.

При этом руководитель туроператорской компании отмечает, что в последние два года авиасообщение с Кызылом развивается, стали регулярными и частыми полёты из Кызыла в Новосибирск, Красноярск, Иркутск. И если ещё несколько лет назад планировать за полгода тур с использованием авиатранспорта было проблематично, поскольку рейс могли отменить в любой момент, то сегодня ситуация меняется, появилось ощущение стабильности. «Если расписание авиарейсов не будет меняться каждый новый сезон, то можно будет смело планировать туры с прилётом непосредственно в Кызыл», - добавляет эксперт.

Власти Тувы уделяют пристальное внимание развитию туризма в республике. Реализуется ряд инвестиционных проектов, направленных на увеличение количества средств размещения, развитие пунктов общественного питания. Например, в рамках создания туристско-рекреационного кластера «Сокровища Тувы» на 2015-2018 годы запланировано строительство автомобильных дорог от села Тоора-Хем до озера Азас и от села Бай-Хаак до озера Чагытай, что сделает эти места отдыха с расположенными там санаторно-курортными ресурсами более доступными. В этом году в Кызыле ожидается введение в эксплуатацию пятизвёздной гостиницы «Эне-Сай», рассчитанной на 97 мест, также идёт строительство горнолыжного комплекса «Тайга», туристско-рекреационных комплексов на озёрах Чагытай и Азас и оздоровительно-туристического комплекса «Дус-Холь» на одноимённом озере. Власти республики надеются, что с развитием туристского сектора экономики уже к 2020 году турпоток в Туву увеличится до 130 тысяч человек. Конечно, многие сибирские регионы, имеющие более развитую транспортную инфраструктуру, уже сегодня принимают в разы больше туристов. Однако для республики даже эти показатели позволят увеличить существующие сегодня объёмы турпотока более чем в два раза.

Справка STI
В 2015 году Туву посетили 54,7 тысячи туристов, из них полторы тысячи иностранцев (2,75% от общего количества). В 2016 году турпоток составил уже 64,6 тысячи человек, в том числе 1576 иностранных граждан. Чаще всего республику посещают жители Монголии (в основном в рамках шоп-туров), Китая (с деловыми целями) и граждане Европы (Германии, Финляндии, Франции, Италии, Болгарии, Польши). Но основную часть турпотока составляют жители соседних регионов Сибири – Красноярского края, республик Хакасия и Бурятия, Иркутской и Новосибирской областей.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...