Агенты не верят в благополучный исход дела «Капитал Тура» | sibtourport.ru

Агенты не верят в благополучный исход дела «Капитал Тура»

6
6 минут
Агенты не верят в благополучный исход дела «Капитал Тура»
В то время как руководство «Капитал Тура» продолжает переговоры с кредиторами, ясности о дальнейшей судьбе компании по-прежнему нет. Очередное решающее заседание было намечено на 1 декабря, однако в среду генеральный директор турфирмы Инна Бельтюкова заявила о его переносе на конец недели.

Компания «Инногарант», в которой застрахована гражданская ответственность «Капитал Тура», принимает заявления по турам только на те даты, по которым уже наступил страховой случай. Первые заявления поступили к страховщику 17 ноября, соответственно, компенсацию по ним по закону туристы получат через 30 календарных дней, то есть 17-19 декабря. Клиенты компании, купившие туры на новогодние даты, пока не имеют возможности вернуть деньги. Для того, чтобы они могли обратиться к страховщику, необходимо официальное заявление «Капитал Тура» об отказе от исполнения обязательств по всем своим турам, чего пока не произошло.

Между тем, многие участники рынка уже не верят в благополучный исход и пытаются решать проблемы самостоятельно. «Мы оплатили отдых туристов повторно из собственного кармана, – говорит Ольга Скутина, директор турфирмы «Юлси». – Наша компания работает на рынке с 1996 года, некоторые туристы летают через нас уже 10 лет, я не могу им сказать, что их отпуск не состоится. Репутация для нас дороже». Компромиссный вариант нашли в новосибирском агентстве «Джипси Мот». Как рассказал STI менеджер компании Иван Третьяков, турфирма забронировала своим туристам новые туры, взяв на себя 50% от их стоимости. «Мы не стали ждать, когда наступит страховой случай, решили действовать, пока на рынке остались предложения по новогоднему отдыху», – пояснил он. Однако далеко не все компании могут позволить себе повторно оплатить уже купленные туры, поэтому продолжают уповать на финансовые гарантии оператора.

29 ноября в Новосибирске Региональный отраслевой союз туриндустрии (РОСТ) Сибири провёл «круглый стол», участники которого обсудили текущие проблемы туристов и турагентов, забронировавших туры у «Капитала», а также вопросы регулирования рынка, вновь ставшие актуальными. Как сообщила STI Светлана Калинкина, директор новосибирского представительства «Капитал Тур», вся информация о порядке подачи претензий опубликована на сайте туроператора. К примеру, претензии по несостоявшимся турам или частично не оказанным услугам необходимо подавать в «Капитал Тур» и параллельно в страховую компанию. Туристам, имеющим страховку от невыезда, финрисков, а также тем, чьи туры должны начаться после возможного банкротства, нужно обращаться непосредственно в страховую компанию.

По словам Натальи Куцевол, председателя правления РОСТа Сибири, в течение этой недели руководство ассоциации планирует провести встречу с юристом, после чего компаниям, пострадавшим от действий «Капитал Тура», будет оказана консультационная помощь. В целом же, по мнению Натальи Куцевол, туристам не стоит ждать наступления страховых случаев, а следует обращаться в суд с исками о защите прав потребителей. Агентства могут подавать исковые заявления в арбитражный суд.

О том, что не стоит надеяться на какое-то универсальное решение проблемы, говорили и другие участники «круглого стола». Правильнее, по их мнению, в данной ситуации задействовать все каналы: фингарантии туроператора, страхование финрисков, ответственность по Гражданскому Кодексу. Посильную помощь могут оказать и ассоциации.

Однако, по мнению Владимира Коурова, руководителя отраслевой комиссии ТПП Новосибирска, управляющего директора ГК «Акрис», эта помощь не должна сводиться к позиции некоторых агентств: «Не учите меня жить – помогите материально». Необходимо выявить типичные проблемы, с которыми столкнулись агентства и прописать конкретные действия: как вести себя в той или иной ситуации. То есть ассоциации могут и должны взять на себя консультационную и организационную работу. Владимир Коуров не считает, что ситуация «Капитал Тура» была неожиданной, а потому агентствам нужно серьёзнее относиться к чтению специализированных изданий, общению с коллегами, членству в корпоративных ассоциациях и выбору партнёров.

По мнению Ивана Третьякова, существенную помощь туристские объединения могут оказать агентствам при решении вопросов со страховой компанией. Как известно, заявления о выплате возмещения принимаются в московском офисе «Инногаранта» только по предъявлению оригиналов документов. Данное требование усложняет процесс для региональных участников рынка. При этом новосибирский филиал страховщика заниматься этим вопросом не хочет. «Было бы хорошо, если бы ассоциации смогли договориться о том, чтобы в Москву мы отправляли копии документов, а оригиналы проверял новосибирский филиал», - отмечает Иван Третьяков.

Представитель «Джипси Мот» также считает, что ассоциации могли бы взять на себя функции по аккумуляции информации о компаниях, готовых предоставить повышенную комиссию или скидки на путёвки агентствам, которые вынуждены повторно бронировать туры для туристов. О таких акциях уже заявили ряд федеральных туроператорских компаний.

На «круглом столе» было отмечено, что ситуация требует не только оперативного реагирования, но и прогнозирования путем формирования общественного мнения и совершенствования отраслевого законодательства. А чтобы предложения по его корректировке были более весомыми, нужно консолидировать усилия всех участников регионального рынка. Как сообщила STI Наталья Куцевол, в настоящее время РОСТ Сибири готовит обращение к партнёрам, ассоциациям, в федеральные и региональные законодательные органы власти о необходимости создания рабочих групп, которые бы в кратчайший срок занялись подготовкой предложений о внесении поправок в отраслевое законодательство и передачей их на рассмотрение Госдумы.

Руководитель ассоциации уверена, что деятельность туроператоров должна регулироваться законом о СРО. «Он предполагает дополнительные обязательства по страхованию. Введение механизма саморегулирования будет достаточным для того, чтобы страховые компании начали предлагать новые страховые продукты, - пояснила Наталья Куцевол. - Пока их нет, потому что в турбизнесе нет чётких правил. Именно поэтому сегодня можно заявить, что пропавшие деньги ушли на капитализацию компании, скидки назвать маркетинговой политикой компании, а открытие турфирмы без специальных знаний объяснить тем, что на это на все имеют право».

«Турбизнес должен обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, поэтому для полноценного функционирования рынка должно в той или иной степени оставаться государственное регулирование – по крайней мере, сейчас совершенно очевидно, что туризм неправильно исключили из списка лицензируемых видов деятельности, – говорит Владимир Коуров. – Кроме того, должно быть и корпоративное регулирование – наверное, в виде саморегулирования, но пока ассоциации являются общественными организациями, они не обладают полноценными инструментами регулирования». Если в качестве инструмента регулирования рынка использовать фингарантии, то они должны быть соразмерны объёму деятельности фирмы или проданным турам – то есть одним из самых понятных для этого способов является страхование по каждому туру, считает руководитель отраслевой комиссии ТПП Новосибирска. «Сформулировав эту идею ещё в августе 2005 года на «круглом столе» в Новосибирске, я и сейчас готов поддерживать именно такой вид фингарантий. Но при одном условии: это должно работать на благо туротрасли, а не только на благо страховщиков, то есть должны быть справедливые тарифы. На практике же способов реализации механизма фингарантий может быть несколько – в частности, через создание компенсационного фонда при корпоративных объединениях, как это делается в некоторых развитых странах, и отчисление туда определённого тарифа с каждого тура – причём достаточно будет очень небольшого в доли процента тарифа». Простое повышение размеров фингарантий не решит проблему, уверен Владимир Коуров, так как всегда будет в какой-то момент появляться настолько крупный игрок, чьи обязательства будут больше установленных размеров фингарантий.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...