Для дальнейшего развития красноярскому аэропорту нужна масштабная реконструкция | sibtourport.ru

Для дальнейшего развития красноярскому аэропорту нужна масштабная реконструкция

3
5 минут
Для дальнейшего развития красноярскому аэропорту нужна масштабная реконструкция
Международный аэропорт «Емельяново», по мнению жителей и гостей Красноярска, отстаёт от динамики развития региона и нуждается в реконструкции. Стимулом к её проведению стала победа краевого центра в конкурсе за право проведения всемирной зимней Универсиады в 2019 году. Однако власти региона опасаются, что аэропорт, являющийся стратегическим транзитным узлом в воздушном сообщении между Европой и Азией, может уйти из краевой собственности. По мнению опрошенных STI представителей турбизнеса, не так важно, кому будет принадлежать аэропорт: без ремонта и инвестиций невозможно говорить о качественном обслуживании пассажиров и расширении географии полётов.

Реалии и планы

Аэропорт «Емельяново» перешёл в краевую собственность четыре года назад, после краха империи «КрасЭйр». За это время были сделаны определённые шаги по оптимизации производственного процесса авиапредприятия и улучшению внешнего вида аэровокзала. Так, в 2011 году немецкая компания Hochtief Airport презентовала на Красноярском экономическом форуме проект нового пассажирского терминала аэропорта «Емельяново», который должен отвечать мировым стандартам. Там же было подписано соглашение о формировании на базе аэропорта крупного международного пассажирского и грузового хаба. Согласно этому документу, управляющая компания «Аэропорты регионов» (подконтрольная группе «Ренова» Виктора Вексельберга - STI) профинансирует, построит и будет эксплуатировать новый пассажирский терминал. А управляющая компания «Интерпорт» (холдинг «Интеррос» Владимира Потанина -  STI) до 2018 года должна построить вторую очередь грузового терминала, в развитие которого с февраля 2012-го инвестировала уже более 1 млрд рублей.

Кроме возведения нового здания терминала, на территории аэропорта предусмотрено строительство новой гостиницы и топливно-заправочного комплекса, а также проведение реконструкции привокзальной площади

По мнению опрошенных STI представителей турбизнеса, несмотря на положительные изменения, произошедшие в аэропорту за последние годы, налицо отставание его инфраструктуры от реалий рынка. «Многое делалось на протяжении длительного времени. Разделили терминалы по обслуживанию внутренних и международных рейсов, организовали отдельно прилёт и встречу в Терминале № 1 (внутренние рейсы). Но время идёт, и аэропорт уже не соответствует требованиям времени», - поделился с STI Сергей Трофимов, директор красноярского офиса Tez Tour. По мнению эксперта службы аэропорта не поспевают за растущим пассажиропотоком, что приводит к увеличению времени на обслуживание рейсов и не способствует появлению новых направлений, в том числе международных.

Недостаточная пропускная способность действующих терминалов, износ центрального здания аэропорта и нуждающийся в реконструкции перрон были учтены компанией Hochtief Airport при проектировании нового терминала. Он будет возведён между ныне действующими Терминалом № 1 и Терминалом № 2. Кроме возведения нового здания терминала, на территории аэропорта предусмотрено строительство новой гостиницы и топливно-заправочного комплекса, а также проведение реконструкции привокзальной площади. Модернизация аэропорта позволит создать комфортные условия для пассажиров, а также увеличить пропускную способность главных авиационных ворот Красноярска до трёх млн человек в год.

В поисках оптимальной схемы

Региональный министр транспорта Сергей Ерёмин на сессии Законодательного собрания края доложил народным избранникам о том, каким будет новый аэропорт, а также обозначил сумму, необходимую для реализации проекта. По мнению министра, аэропорту необходимо 16 млрд рублей. В качестве предполагаемого инвестора Сергей Еремин назвал холдинг «Ренова». Это сообщение вызвало бурную реакцию законодателей.

Компания «Ренова» намерена выплатить краю 2 млрд рублей, выкупив таким образом контрольную долю акций аэропорта. Взамен инвестор готов начать реконструкцию.

В первую очередь у депутатов вызвала сомнение сама схема взаимоотношений с предполагаемым инвестором. Компания «Ренова» намерена выплатить краю 2 млрд рублей, выкупив таким образом контрольную долю акций аэропорта. Взамен инвестор готов начать реконструкцию. Доля края при этом будет составлять 25%.

Депутатам предложенная схема не понравилась. По мнению спикера Законодательного собрания Александра Усса, нельзя терять контроль над аэропортом, стоимость которого оценивается  в десятки миллиардов рублей. «За два миллиарда мы теряем аэропорт. И рассказы о том, что там есть наши 25%, вызывают усмешку. При отсутствии контрольного пакета они превратятся в ноль. Может, даже через год», - выразил опасение спикер.

Эксперты, опрошенные STI, считают, что затягивание вопроса модернизации аэропорта в период подготовки к Универсиаде может только навредить краю

Депутатский корпус предложил рассмотреть другие модели взаимодействия с инвестором. Например, вариант, при котором Красноярский край оставляет за собой контроль, как владелец 51-го процента акций. Или вовсе радикальный вариант, подразумевающий продажу аэропорта. Александ Усс отметил, что когда аэропорт «Домодедово» несколько лет назад готовился к продаже, то цифра, которая звучала в виде оценки, составляла 200 млрд рублей.  «Домодедово», конечно, не Красноярск. Но мы находимся в стратегически важном месте. Причём в преддверии Универсиады. Поэтому, я думаю, мы чего-то стоим», - резюмировал спикер.

После острой дискуссии было принято решение о создании рабочей группы с участием депутатов, правительства края, специалистов в области авиации, которая займётся основательным изучением всех возможных сценариев судьбы аэропорта.

С оглядкой на Универсиаду

Представители турсообщества не так критично отнеслись к возможному переходу контрольного пакета акций к инвестору. По мнению Дмитрия Бибикова, директора туркомпании «Донаско», при том, что в последние годы аэропорт и так находился в собственности края, никаких значительных изменений, с точки зрения его модернизации и развития, не проводилось. «Аэропорт устарел морально и физически и требует серьёзных инвестиций. Не нужно забывать, что для инвестора главное, чтобы каждый вложенный рубль работал. Поэтому инвестор в первую очередь будет заинтересован в том, чтобы в плановые сроки завершить реконструкцию и увеличить пассажиропоток», - уверен бизнесмен. Согласен с такой точкой зрения и Сергей Трофимов: «На мой взгляд, не особо важно, кому перейдёт контрольный пакет. Доля участия края в любом случае остаётся. Главное, чтобы инвестор правильно, грамотно и оперативно вложил средства в строительство».

Опрошенные STI эксперты считают, что затягивание вопроса в период подготовки к Универсиаде может только навредить. «Если край протянет решение со строительством, то мы рискуем попасть в ситуацию, когда будем спешно строить, получим увеличение бюджета строительства, что в свою очередь увеличит срок окупаемости проекта. Не хотелось бы повторять ошибки сочинской Олимпиады, когда строительство объектов и сдача в срок достигались любой ценой», - говорит Сергей Трофимов.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...