Долги «Трансаэро» снова поставили турбизнес в непростую ситуацию | sibtourport.ru

Долги «Трансаэро» снова поставили турбизнес в непростую ситуацию

39
6 минут
Долги «Трансаэро» снова поставили турбизнес в непростую ситуацию
Ещё в сентябре эксперты туррынка в частных беседах отмечали, что не ждут в ближайшие месяцы на туристском рынке громких банкротств, как в прошлом году. Никто не ожидал, что причиной новых судебных разбирательств и несостоявшихся туров может стать одна из крупнейших российских авиакомпаний. Однако проблемы перевозчика нарастали как ком, и уже в конце прошлой недели туроператор «Библио Глобус» предупредил партнёров-агентов о том, что не сможет вернуть деньги за туры, сформированные на базе перевозки «Трансаэро», если авиакомпания откажется от выполнения полётов. При реализации худшего сценария турагенты снова могут остаться один на один с клиентами.

В конце прошлой недели события развивались стремительно. «Трансаэро» информировала туроператора «Библио Глобус» о том, что перевозка на обратных рейсах, выполняемых авиаперевозчиком, будет осуществляться до 24 октября, а авиабилеты на всех обратных рейсах авиакомпании с 25 октября необходимо аннулировать. «В связи с заявлением авиакомпании у туроператора «Библио Глобус» отсутствует возможность осуществить выписку авиабилетов и передать полный пакет документов, необходимый для поездки всем туристам, у которых дата окончания поездки после 24 октября 2015 года. Следовательно, у туроператора отсутствует возможность исполнить обязательства по предоставлению туристского продукта указанной категории туристов, - говорится в письме «Библио Глобуса» к агентствам, которое было распространено 8 октября. - Денежные средства за приобретение авиабилетов у авиаперевозчика, оплачены нами в полном объёме за весь объём перевозки. Произведены оплаты партнёрам (отели, визовые центры, страховая компания) за все услуги, входящие в состав туристских продуктов». Возврат денежных средств за туристские продукты, аннулированные в связи с отказом авиаперевозчика оформить полётные документы, в нарушение условий заключенного соглашения, будет осуществлен только после возврата туроператору денежных средств со стороны авиаперевозчика и партнёров, подчёркивалось в письме.

«Чтобы сохранить свою репутацию и остаться на рынке, туроператор должен заплатить туристам. «Библио Глобус» ежегодно отправляет 2,5 млн туристов, значит, у компании, если она не работает на оборотах, должна быть хорошая прибыль»

Позже, 9 октября, ссылаясь на информацию, полученную от «Трансаэро», «Библио Глобус» проинформировал партнёров о том, что продолжается реализация туристских продуктов по направлениям: Москва - Хургада, Москва - Шарм-эль-Шейх, Москва - Пунта-Кана с обратным вылетом до 15 декабря 2015 года. И уже вечером того же дня появилось ещё одно сообщение, в котором говорилось о том, что «Библио Глобус», авиакомпании «Аэрофлот» и «Трансаэро» договорились о перевозке всех туристов оператора до 15 декабря 2015 года. «Сегодня было принято решение о предоставлении туроператору дальнемагистральных самолётов Boeing-777 (из парка авиакомпании «Оренбургские авиалинии») для выполнения договорных обязательств между туроператором «Библио Глобус» и авиакомпанией «Трансаэро» по перевозкам туристов до 15 декабря 2015 года. Данное решение было принято в связи с невозможностью «Трансаэро» выполнить рейсы по направлениям туроператора собственными силами и аннулированием «Трансаэро» всех чартерных рейсов после 25 октября», - сообщает сайт туроператора. «Решение Группы компаний «Аэрофлот» – это настоящая партнёрская поддержка, рука помощи в сложнейшей для нас ситуации. Благодаря ему, мы, как и прежде, сможем предоставлять нашим клиентам высокий уровень обслуживания, высокотехнологичные решения и самые лучшие предложения на отдых по приемлемым ценам», - прокомментировал новость Александр Туголуков, управляющий директор «Библио Глобуса».

Таким образом «худший сценарий», к которому уже начали готовиться турагенты, работавшие с оператором, отложен на два месяца. Опрошенные STI эксперты туррынка, разошлись в оценке глубины продаж туроператора в сибирском регион. По мнению, Вероники Пенкиной, директора турфирмы «Золотая антилопа», в последнее время у «Библио Глобуса» были достаточно низкие цены, поэтому могло быть много проданных туров. Однако Ольга Тимохина, исполнительный директор Бюро путешествий «Гран-Тур», считает, что в целом в Сибири глубина продаж была небольшой, хотя могли быть уже проданы новогодние туры. Участники новосибирского туррынка отмечают, что в регионе фактически вообще сегодня нет глубины продаж, даже Новый год продаётся не очень активно, что не характерно для этого времени года.

«В таких случаях турагента могут вынуждать аннулировать тур, но делать этого ни в коем случае нельзя»

Тем не менее, у кого-то из сибирских турфирм могли оказаться туристы с датой вылета после 25 октября или даже после 15 декабря. В этой связи заявление оператора о том, что он сможет вернуть деньги за туры, только когда получит их от «Трансаэро» и партнёров, не совсем корректно, считает Ольга Тимохина. Оператор должен официально заявить о том, что не может выполнить условия договора, и в 10-дневный срок туристу должны быть возвращены все деньги за тур, включая убытки. «Чтобы сохранить свою репутацию и остаться на рынке, туроператор должен заплатить туристам. «Библио Глобус» ежегодно отправляет 2,5 млн туристов, значит, у компании, если она не работает на оборотах, должна быть хорошая прибыль. Нужно разговаривать с партнёрами, гостиницами, возможно, компенсировать хотя бы деньги за наземное обслуживание. Это очень большая и сложная работа. Но если в этой ситуации оператор ничего не сможет вернуть, ему останется только объявлять себя банкротом», - говорит Ольга Тимохина. В то же время Лидия Напастюк, директор омской «Сибирской туристической компании», считает, что ситуация с «Трансаэро» может существенно сказаться на имидже туроператора, но неминуемое банкротство компанию ждёт в том случае, если она вернёт всё всем и сразу. «Думаю, что туроператор вернёт все средства, но когда это произойдёт, не понятно», - добавляет собеседница STI.

По мнению Зульфии Рыжовой, менеджера красноярской туркомпании «Атлантис», если оператору не будет оказана внешняя помощь, он вряд и справится с возникшей ситуацией, а агентствам стоит готовиться к часу X. «Думаю, наша главная ошибка была в неправильной оценке ситуации, мы все решили, что опыт изучен, уроки извлечены и ничего непредсказуемого уже не может случиться, - рассуждает Зульфия Рыжова. - Однако ситуация с «Трансаэро» показывает, что такого опыта ещё не было – ставить возврат средств в зависимость от возврата средств партнёрами. Многие туристы до сих пор ещё покупают туры в кредит, им не интересны трудности авиакомпании и оператора, они придут за своими турами к нам, в агентство. Поэтому это становится, прежде всего, нашей проблемой».

В любом случае эксперты советуют участникам рынка работать в правовом поле. «В таких случаях турагента могут вынуждать аннулировать тур, но делать этого ни в коем случае нельзя, - предупреждает Ольга Тимохина. – При аннуляции туров, возврат денег может быть удержан в виде штрафа. Тогда агенты остаются один на один со своими клиентами». «Агентствам остаётся работать в юридическом поле, потому что заплатить всем туристам из собственного кармана не реально. Если агентство всё делало официально через банк, то у него есть все документы, все договоры, нужно помогать туристам получать деньги через суд», - добавляет Вероника Пенкина.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...