Эксперты рассказали, чего не хватает туристской отрасли Сибири для полноценного развития | sibtourport.ru

Эксперты рассказали, чего не хватает туристской отрасли Сибири для полноценного развития

11
7 минут
Эксперты рассказали, чего не хватает туристской отрасли Сибири для полноценного развития
Стабилизация курса рубля способствовала тому, что спрос на выездные направления в сибирских регионах начал восстанавливаться. Вместе с тем ряд экспертов заговорили о том, что российский турбизнес упустил предоставленный ему в конце прошлого года шанс на развитие внутреннего и въездного туризма, связанный с девальвацией национальной валюты. Так ли это, и какие ресурсы остаются неиспользованными у туроператоров, занимающихся приёмом, попытались разобраться корреспонденты STI.

Оценивая начало летнего сезона, председатель комитета Новосибирской ассоциации туристских организаций по развитию въездного и внутреннего туризма, генеральный директор новосибирской туроператорской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн заявил STI, что индустрия внутреннего туризма так и не смогла в полной мере воспользоваться полученными преференциями.

По мнению эксперта, произошедшие на рынке изменения, не носят системного характера. «Основная масса (туристов – STI) как летала на отдых за рубеж, так и будет там отдыхать», - уверен Виктор Данн. Более того, некоторая стабилизация на рынке, укрепление рубля, скорректированная с учётом новых экономических условий ценовая политика туроператоров, по мнению собеседника STI, вновь способствуют развитию выездного туризма. «Потому что ценовая политика, технологичные вопросы в выездном туризме более упорядоченные. А у нас, наоборот, сегодня внутри страны цены увеличиваются. И те преференции, которые страна получила, потеряли свою уникальность. Поэтому не стоит ждать серьёзного интереса к нашим рынкам», - полагает Виктор Данн. По словам эксперта, потенциал для роста внутреннего туризма связан исключительно с административным ресурсом, в том числе с поездками служащих силовых структур или госструктур, которые сегодня составляют основную часть туристов, отдыхающих на российских курортах.

«С одной стороны, соотношение евро к рублю выгодно для европейских путешественников, с другой стороны, информационный фон не мотивирует их к поездкам в Россию»

Отчасти разделяет эту точку зрения Александр Смирнов, директор барнаульской турфирмы «Плот». «Много говорится о том, что сейчас благоприятная ситуация для внутреннего и въездного туризма. Но с самого начала у меня было к этому скептическое отношение. Со стороны российских туристов мы не ощущаем большого всплеска интереса. Он мог быть, если бы стоимость одного авиакилометра до Барнаула из Москвы не была одной из самых высоких в стране. Стоимость билетов в оба конца порой достигает 30 тысяч рублей. Это, естественно, отпугивает потенциальных клиентов, они переключаются либо на другие регионы, либо вообще никуда не едут. Наблюдается увеличение загрузки турбаз, но в основном туристами из ближайших регионов», - констатирует собеседник STI. Поток иностранцев тоже упал. С одной стороны, соотношение  евро к рублю выгодно для европейских путешественников, с другой стороны, информационный фон не мотивирует их к поездкам в Россию. Остаётся надеяться на эффект отложенного спроса в будущем, считает эксперт. Что касается азиатских туристов, то с этими рынками ещё ведутся переговоры, а потому говорить об итогах пока рано, резюмирует Александр Смирнов.

Не соглашается с коллегами Сергей Зяблицкий, руководитель ассоциации «Алтайское туристское соглашение» и директор туркомплекса «Манжерок». «Отрасль отработала сложившуюся ситуацию хорошо, результаты июня подтверждают рост турпотока, - говорит эксперт. - Другое дело, я скептически смотрю на прогнозы о росте внутреннего туризма на 30-40%. Реальный рост, по моим подсчётам, составит 7-10%. Потому что, с одной стороны, в связи с ростом цен на продукты у нас выросла стоимость услуг по питанию, с другой стороны, у туристов, проживающих в мегаполисах, при отсутствии роста заработной платы семейный бюджет на вторичные жизненные потребности тоже сокращается».

«В этом году, учитывая, что произошёл валютный скачок, я позволил себе на 30% уронить стоимость туров для иностранных туристов, и они, зная о такой благодатной финансовой шкале в их пользу, естественно, едут»

При этом Республика Алтай в полной мере использовала весь инструментарий продвижения туристского продукта, уверен собеседник STI: «Наши туроператоры отработали на выставках в Москве – на MITT и «Интурмаркете», «Турсибе», посетили практически все региональные выставки: в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Иркутске, Красноярске. И результат у этой работы есть». По мнению Сергея Зяблицкого, рост турпотока в регионе произошёл как за счёт российских туристов, которым стало дорого отдыхать за границей, так и за счёт иностранцев. «В России цены выросли не по всем показателям. Например, на нашем предприятии мы подняли цены на питание и транспортные услуги, проживание и всё прочее оставили на уровне прошлых лет. Цены не поднимались уже три-четыре года, - говорит эксперт. - В этом году, учитывая, что произошёл валютный скачок, я позволил себе на 30% уронить стоимость туров для иностранных туристов, и они, зная о такой благодатной финансовой шкале в их пользу, естественно, едут». При этом Сергей Зяблицкий уточнил, что в регион едут в основном те туристы, которые уже отдыхали в России или приехали по линии партнёров, с которыми компания давно работает: «менеджеры смогли убедить своих клиентов поехать именно на Алтай».

С оптимизмом руководитель алтайского туристского объединения смотрит и на развитие отношений с Китаем. «В этом году по линии нашей ассоциации мы провели переговоры с китайскими туроператорами: на нас независимо друг от друга вышли три китайские компании. Уже приезжал один рекламник, ожидаем ещё, ведётся практическая работа по подготовке туров для китайских туристов. На следующий год, я думаю, вал туристов будет большой», - прогнозирует Сергей Зяблицкий.

«Административный ресурс работает на черноморские курорты, для Байкала его роль не столь велика»

Если алтайские туроператоры ещё только готовятся работать с азиатскими рынками, то байкальские турфирмы уже активно это делают, а потому отмечают, что туристы из Азии в поездках достаточно экономны, и рост турпотоков не всегда означает повышение доходности. «Отрасль въездного туризма на Байкале смогла отчасти воспользоваться тем шансом, который ей был предоставлен в результате резкого повышения курса доллара и евро в 2014 году. В прошлом году поток туристов из Юго-Восточной Азии, в первую очередь из Китая и Кореи, увеличился на 30-40%. Однако это не дало такого же роста по итоговым показателям, так как резко сократились и продолжают сокращаться цифры по прибытиям из стран Европы и из США, - констатирует Игорь Коваленко, председатель Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма. - Если рассматривать ситуацию этого года, то мы видим – даже такие цены, которые сейчас представлены на нашем рынке, азиатские партнёры хотели бы сократить. Хотя по сравнению с прошлым годом для них эти цены в долларовом исчислении ниже на 40%. Крупные китайские компании охотно работают по текущим расценкам, а вот корейские пытаются их сбивать».

Что касается приёма на Байкале, то он развивается, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы, отмечает руководитель СБАТ. Тем не менее, ряд иркутских компаний, вынужденных сокращать выездное направление, усилили позиции по внутреннему и въездному туризму. Кто-то вообще переквалифицировался с выезда на въезд. «Туризм в Сибири и Байкальском регионе имеет ряд ограничений. Во-первых, у сибиряков существует старая традиция отдыха на море. По большому счёту, Байкал или какое-то другое место в Сибири не может заменить собой пляжный отдых. Второе ограничение – это недостаточно развитая инфраструктура. Ещё много надо работать, чтобы достигнуть общепринятого в мире уровня инфраструктурного развития», - говорит Игорь Коваленко. Однако определённые шаги в этом направлении ведутся. «Мы уже можем конкурировать с другими популярными направлениями. Так, например, Байкал – это уникальное и весьма перспективное место для дальнейшего развития экологического туризма. У нас хороший уровень познавательного туризма. Появилось много комфортабельных отелей, благоустроенных баз отдыха, экскурсионные услуги оказываются на хорошем уровне», - перечисляет собеседник STI. При этом эксперт убеждён, что упоминаемый на всех уровнях административный фактор сработал в пользу российских черноморских курортов, а в Сибири его роль не столь велика.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...