Интернет-пользователи всё чаще планируют отпуск самостоятельно, турпрофи не видят в этом проблемы для своего бизнеса | sibtourport.ru

Интернет-пользователи всё чаще планируют отпуск самостоятельно, турпрофи не видят в этом проблемы для своего бизнеса

4
8 минут
Интернет-пользователи всё чаще планируют отпуск самостоятельно, турпрофи не видят в этом проблемы для своего бизнеса
В России набирают популярность системы онлайн-бронирования, позволяющие туристам  самостоятельно бронировать авиабилеты и гостиницы практически в любой точке мира. Как следствие, в стране растёт и доля самостоятельных путешественников, на этот факт, в частности, всё чаще стали обращать внимание и эксперты STP. Впрочем, реальной угрозы для своего бизнеса в развитии интернет-технологий и росте доли самостоятельных туристов опрошенные STI специалисты пока не видят.

Серьезные клиенты ночью с лупой у монитора не сидят

Главный аргумент, который приводят эксперты, – формирование маршрута - дело кропотливое, требующее времени и постоянного мониторинга ситуации. «Совсем недавно я занималась  составлением тура для клиентов. Мама с дочкой могли себе позволить посидеть в интернете, но поняли, что это не так просто: путешествовать по Европе на машине, охватить несколько стран, найти парковки и так далее. В итоге вернулись к нам. Самостоятельное путешествие –  это миф, –  уверена Ольга Тимохина, исполнительный директор бюро путешествий «Гран-Тур». –  У нас сложный продукт. Всё время появляются новые курорты, новые отели. Мы, профессионалы, следим за этим. Туристам сложно во всём этом разобраться, чего стоит только отзывы в интернете прочитать». «Серьезные люди сидеть ночью с лупой у компьютера не будут. Они поручат это своим секретарям, а секретари позвонят нам, - говорит Людмила Романова, генеральный директор турфирмы «Полярная звезда» - Так что работы нам ещё хватит».

Аналогичного мнения придерживаются и представители федеральных операторских компаний. «Число самостоятельных туристов действительно растёт с каждым годом, но на данный момент это в большей степени касается немассовых направлений, - отмечает Оксана Шохадзе, заместитель руководителя регионального офиса Coral Travel в Новосибирске. - На таких направлениях как Турция или Египет значительно выгоднее приобретать пакетные туры с более дешёвым перелётом и «оптовыми» ценами на отели, включённым трансфером и т.д». По мнению Анны Подгорной, генерального директора «Пегас Туристик», объяснить туристу, к примеру, почему два отеля одинаковой звёздности имеют разную цену, может только профессионал. И это только один из нюансов успешного путешествия. «Много ли у нас людей, которые могут сами забронировать отель, оплатить его, знают английский язык, имеют кредитную карту, понимают маршрут и так далее. Это 0,001 процента, - считает Туратбек Абдразаков, генеральный директор «Анекс Туризм Новосибирск». - На самом деле всё это огромный труд, и те люди, которые заявляют, что турфирмы - лишь посредники, живущие на деньги туристов, этого не понимают».

Они возвращаются

Если турист организовал своё путешествие самостоятельно, ещё не значит, что он навсегда потерян для турфирмы. «Некоторые туристы уходят в самостоятельное плавание, но не всё могут сделать сами. Кто-то по карточке боится расплачиваться. За какими-то услугами они всё равно обращаются к нам, - рассказывает Ольга Тимохина. - У нас, к примеру, один турист зимой сам себе забронировал горнолыжную поездку, а на море всё-таки поехал с нами. То есть даже продвинутые туристы всё ещё комбинируют». Что касается поездки в безвизовые страны по таким массовым направлениям как Турция, то эксперт обращает внимание на ещё один факт: «Сейчас многие туристы пытаются отдохнуть на Средиземном море, используя регулярный рейс «Турецких авиалиний», но забронировать отель в Анталии самостоятельно невозможно. У отелей совершенно правильная политика, им удобнее работать с операторами, чем с прямыми клиентами. Поэтому увеличение числа самостоятельных туристов зависит ещё и от направления».

Если бы процесс самостоятельной организации путешествий был так прост, «более продвинутые» Европа и Америка уже давно бы не знали, что такое турагентства и туроператоры

Если бы процесс самостоятельной организации путешествий был так прост, «более продвинутые» Европа и Америка уже давно бы не знали, что такое турагентства и туроператоры, уверен Туратбек Абдразаков. По мнению специалиста, туристский рынок не может развиваться стихийно, ведь даже регулярные рейсы во многом заполняются благодаря работе агентов и операторов, выкупающих блоки мест. «Доля самостоятельных туристов растёт, но не в тех пропорциях, чтобы стать угрозой турагентскому бизнесу. Есть масса интернет-магазинов. В интернете можно купить всё, тем не менее, ни салоны, ни бутики, ни торговые палатки не только не закрываются, но их количество постоянно растёт, - проводит аналогию Анна Подгорная. – В любом случае у потребителя остается потребность самому все попробовать и пощупать, а для этого нужно идти в магазин».

Механизм интернет-продаж ещё не идеален, и при самостоятельных бронированиях туристам приходится сталкиваться с рядом проблем. «У нас туристка сама забронировала билет на самолёт и уже четыре месяца не может его сдать и вернуть деньги. Да, она сэкономила при покупке две тысячи рублей, но если бы купила билет в нашей кассе, то могла бы его в любой день сдать и сразу получить деньги», - делится Людмила Романова.  

Эксперты также указывают на тот факт, что при самостоятельном бронировании туристы, как правило, не покупают даже минимальную страховку, если этого не требуют правила въезда в страну, а также могут столкнуться с проблемами при пересечении границы. «Мне уже приходилось слышать от туристов, что системы онлайн-бронирования позволяют сделать липовые визы. Человек сначала бронирует отель, подает документы на визу, а потом отказывается от брони. Некоторые системы сообщают об этом в посольства, которые в праве аннулировать визы, а турист об этом узнает только на границе. К сожалению, о таких случаях пишут мало», - говорит Ольга Тимохина.

Впрочем, в объединенном сервисно-визовом центре в Новосибирске корреспонденту STI не подтвердили информацию о том, что само по себе бронирование гостиницы в онлайн-системе, в том числе при помощи наиболее известной Booking.com, может стать причиной отказа в визе. «Booking.com - абсолютно зарекомендовавшая себя структура, которая очень помогает выезжающим за границу туристам. Мы принимаем бронь отеля по этой системе. Единственное, прежде чем выезжать в визовую страну, надо обратить внимание на правила подачи документов, в частности, требует ли консульство оплаты отеля или нет, является это обязательным правилом или нет, если да, то нужно бронировать на каком-то альтернативном источнике. Если нет, то можно использовать Booking.com. К примеру, Греция требует 100% оплаты отеля, Болгария – предоплаты, Чехия – предоплаты, но зачастую принимает и Booking.com», - рассказала STI Марина Кулешова, руководитель сервисно-визового центра.

Человеческий фактор

По мнению экспертов, не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор как привычки и психологию потребителей туруслуг. «Всегда будут люди, которым некогда или неохота самостоятельно что-то искать в интернете, бронировать, да ещё и нести ответственность за свои ошибки, - считает Ирина Бажанова, директор красноярской компании «Магеллан». - С турагентством удобно – всегда есть на кого вылить свой негатив, с кого потребовать компенсацию. Поэтому турбизнесу опасаться нечего». Соглашается с данным мнением и Анна Подгорная: «Несмотря на то, что это смешно, но, тем не менее, в человеческой природе заложено: мы хотим переложить ответственность за принятие решения на кого-то другого. Поэтому среди туристов распространена такая позиция: это менеджер выбрал мне неудачный отель, я прилечу и всё ему выскажу».

У профессионалов, дружелюбных и любящих своих клиентов, работа будет всегда. А люди, которые приходят в сезон урвать денег, должны будут уйти из этого бизнеса, потому что туризм, это, наверное, в большей степени даже не бизнес, а образ жизни

Впрочем, ощущение того, что развитие интернета в конце концов должно изменить и туристский бизнес, витает в воздухе. В частности согласно опросу, проводящемуся на портале STP, только 30% респондентов считают, что развитие онлайн-сервисов не угрожает существующей системе туруслуг. Ещё 70% придерживаются мнения, что изменения должны коснуться той или иной сферы туристской деятельности. «Количество и туроператоров, и агентов должно уменьшиться. Сейчас их слишком много. Но оставшиеся профессиональные агентства сокращаться не будут, - уверена Анна Подгорная. – У профессионалов, дружелюбных и любящих своих клиентов, работа будет всегда. А люди, которые приходят в сезон урвать денег, должны будут уйти из этого бизнеса, потому что туризм, это, наверное, в большей степени даже не бизнес, а образ жизни».

«Я думаю, что времена, когда туристы будут всё бронировать самостоятельно, могут наступить, но эта перспектива не ближайшего будущего. Какая-то часть, безусловно, уйдёт в интернет, но зато какая-то придёт, - считает Людмила Романова. - Нам нужно самим создавать условия для туристов. Чтобы они к нам меньше ездили, чтобы пакеты им доставлялись, документы по электронке отправлялись, туры оплачивались по безналу. Должен расти уровень агентств. Кто не будет идти в ногу со временем, тот будет вынужден  закрыться».

«Безусловно, растёт новое поколение, - соглашается Ольга Тимохина. - Увеличивается количество регулярных зарубежных рейсов из Новосибирска. Всё будет способствовать тому, что число самостоятельных туристов будет расти. И если фирма не будет стремиться в интернет и предлагать свои услуги через всемирную сеть, она, конечно, своих клиентов потеряет. В частности, мы как раз сейчас работаем над конструктором туров, с подсказками, с анализом, со сравнением, чтобы индивидуальный турист, который  хочет сам возиться в интернете, находил эти туры у нас. В общем я без пессимизма смотрю в будущее».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...