Иркутские туроператоры видят проблемы ОЭЗ в её недоступности для малого и среднего бизнеса | sibtourport.ru

Иркутские туроператоры видят проблемы ОЭЗ в её недоступности для малого и среднего бизнеса

7
10 минут
Иркутские туроператоры видят проблемы ОЭЗ в её недоступности для малого  и среднего бизнеса
Похоже, уже в ближайшее время государство даст ответ на вопрос: развивать турзоны на Байкале или поставить на них жирный крест. Просто так лежать миллиардам бюджетных рублей на счетах коммерческих предприятий никто не позволит – времена нынче не те.

В ноябре перспективы ОЭЗ «Ворота Байкала» стали одной из самых обсуждаемых тем в сфере экономики Иркутской области. Сначала в Иркутск прибыл Антон Гетта – руководитель федерального проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки», который довольно жёстко и мотивированно раскритиковал действия властей и управляющей компании по реализации проекта туристской ОЭЗ. Затем представители регионального штаба ОНФ совместно с бизнес-сообществом, властью и наукой в ходе бурной дискуссии пришли к пониманию, как заставить проект работать. Уже в декабре тема уйдёт на федеральный уровень, где и будет решено, закрывать «Ворота Байкала» или «смазать в них петли»?

Масла в огонь плеснул журналист телеканала «Россия 24» Артём Кол в специальном репортаже «Байкальский омут». Сюжет прост: журналист в поисках ответа на вопрос, что же стало с деньгами, выделенными на строительство ОЭЗ «Ворота Байкала», бродит по кабинетам уполномоченных лиц (оттуда его порой выкидывают со скандалом), по каменистой равнине Большого Голоустного, забирается на Гору Соболиную. Зоны нигде нет.

ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» была создана постановлением Правительства РФ 3 февраля 2007 года. Предполагалось, что объем инвестиций в проект со стороны государства составит 11,8 млрд рублей. Эти деньги должны были пойти на создание инфраструктуры – строительство дорог, причалов, подведение электроэнергии и т.д. Планировалось, что резиденты ОЭЗ инвестируют в свои проекты (отели, объекты показа.) ещё 11,3 млрд рублей. При этом количество новых рабочих мест должно составить 3153, а турпоток на территории ОЭЗ достичь 520 тысяч человек в год.

Прошло восемь лет. По факту объём государственных инвестиций составил 108,3 млн рублей (0,9% от запланированного!), частных – 173 млн рублей (1,5%), создано 30 новых рабочих мест. А вот по потоку туристов план даже перевыполнен – 525 тыс. человек в год! Правда, отмечает Антон Гетта, этот показатель «достигнут» за счёт того, что в ОЭЗ, первоначально привязанную к территории Большого Голоустного, включили Гору Соболиную в Байкальске, поток отдыхающих на которую как раз и дал «выполнение плана». У иркутян горнолыжный курорт Гора Соболиная является любимым местом активного отдыха в зимнее время, они как ездили сюда до создания ОЭЗ, так и продолжают.

Сама идея перехода к цивилизованному и экологически ответственному туризму на этих территориях будет отложена на десятилетия

В свою очередь туристское сообщество Иркутской области опасается, что в эпоху колоссального бюджетного дефицита пристальное внимание ОНФ к особым экономическим зонам на Байкале может обернуться закрытием этих проектов. Таким образом, сама идея перехода к цивилизованному и экологически ответственному туризму на этих территориях будет отложена на десятилетия. Показательно, что экологическую миссию турзоны критики проекта почему-то не учитывают. Напротив, идёт активное противопоставление задач развития туризма и сохранения экосистемы озера. «Сначала защитим Байкал от всех угроз, потом будем разговаривать о развитии туризма», - предлагает координатор группы общественного мониторинга проблем экологии и защиты леса Иркутского регионального штаба ОНФ Серей Апанович.

С точки зрения экспертов от турбизнеса, эти задачи не антагонистичны и могут решаться только во взаимной увязке. Перед ОЭЗ изначально ставились две равнозначные и взаимодополняющие цели: сохранение экосистемы озера и развитие туризма. При отсутствии внятных проектов развития туротрасли на берегах Байкала дикий туризм будет и дальше наносить ему колоссальный ущерб. Антропогенную нагрузку необходимо локализировать в определённых точках. Именно для этого и нужна ОЭЗ. «Все немного забыли о том, что турзона создавалась в том числе с природоохранной целью, - напоминает Станислав Леник, директор ассоциации «Байкальская Виза». - Кроме того, сейчас необходимо доказать экономическую целесообразность проекта, возобновить активность в зоне, чтобы федеральное правительство видело, что у нас регион развивающийся, перспективный, и было готово продолжать финансировать ОЭЗ.

В то же время, убеждены эксперты, деятельность по созданию ОЭЗ нуждается в жёстком контроле. На счетах АО «Особые экономические зоны» для турзоны «Ворота Байкала» уже не первый год лежат 2 млрд рублей. Они обесцениваются под воздействием инфляции, однако до сих пор на Байкале их никто не видел. Это связано с многочисленными проволочками со стороны сотрудников акционерного общества и его иркутского филиала, федеральных и региональных чиновников. Из того, что уже потрачено, - 108,3 млн рублей направлены на изучение площадки в Большом Голоустном, оформление необходимой документации и подготовку проекта. Эти деньги можно считать выброшенными на ветер, поскольку в 2014 году было принято решение о приостановке деятельности на данной площадке в виду её недостаточной перспективности. «Нисколько не защищая региональных чиновников и соглашаясь, что многие расходы по ОЭЗ не эффективны, хотелось бы отметить и такой момент: многие действия были следствием «изменения правил игры» со стороны государства и федеральных органов, а также несовершенством действующего закона об ОЭЗ», - полагает Вадим Копылов, генеральный директор компании «Гринэкспресс».

В своё время именно «Гринэкспресс» совместно с другими компаниями, входящими в Сибирскую Байкальскую Ассоциацию Туризма, предложили создать на Байкале особую экономическую зону. Однако после того, как идея перешла в руки чиновников, она претерпела серьезные изменения: вместо развития туризма в самых «раскрученных» в туристском плане местах на западном побережье Байкала были выбраны сначала одна, а затем вторая точки. Выбор первой – в Большом Голоустном – вообще происходил по непонятным для туристской общественности критериям. Однако бюрократия и законодательные нестыковки обездвижили проект на восемь лет.

Горнолыжный курорт «Гора Соболиная», как никто другой, знает о сложностях, вызванных многочисленными расхождениями в федеральных законах и программах. По словам Алексея Альмухамедова, генерального директора горнолыжного курорта, компания-резидент ОЭЗ не может даже произвести вырубку леса для прокладки новых трасс на горе. «Леса на территории ОЭЗ выведены из государственного лесного фонда, но их освоение в рамках особой экономической зоны не регламентировано ни одним документом. Любое наше действие натолкнётся на запрет природоохранной прокуратуры», - констатирует собеседник STI.

Определённые сложности возникают из-за того, что туризм является сферой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, а закон об ОЭЗ был написан в расчёте на предприятия крупного бизнеса

Решить противоречия, по мнению иркутских туроператоров, можно принятием системных решений, включая определение стратегии развития Байкала и Байкальской территории. «Природоохранные мероприятия и законы противоречат законам и мероприятиям, направленным на социально-экономическое развитие и жизнеобеспечение жителей этих территорий, – уверен Вадим Копылов. – Выходом из такой ситуации, на мой взгляд, могло бы стать чёткое зонирование Прибайкалья с утверждением перечня конкретных разрешенных и запрещённых видов деятельности на каждой территории, определением максимальной антропогенной нагрузки с механизмами компенсации, увязанное в единый законопроект, согласованный со всеми ведомствами. В этом законопроекте должны быть обозначены, как меры по развитию туризма и других необходимых для жизнеобеспечения местных жителей отраслей, так и ограничения из Закона об охране озера Байкал, различающиеся для различных территорий и зон».

По мнению Вадима Копылова, определённые сложности возникают из-за того, что туризм является сферой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса, а закон об ОЭЗ был написан в расчёте на предприятия крупного бизнеса. Поэтому в большинстве случаев в отношении ОЭЗ туристско-рекреационного типа он не работает. «Требуется существенно пересмотреть параметры действия законодательства об ОЭЗ ТРТ. Кроме того, имеет смысл внести изменения в перечень льгот для резидентов турзоны: льготы, которые действуют сейчас, не особо привлекательны – налоги на прибыль и имущество не являются основными для большинства предприятий малого и среднего бизнеса. Если ставится цель ускоренного создания рабочих мест, больше подошли бы льготы по налогам и сборам на заработную плату или по упрощенной системе налогообложения», - полагает Вадим Копылов.

С коллегой согласен Анатолий Казакевич, генеральный директор Туроператора Байкалов: «Нужны условия для возможности захода мелких инвесторов с проектами в 30-100 млн рублей. Сейчас, по сути, планка доступности установлена на уровне от 300 млн рублей. Но без малого бизнеса ОЭЗ не заработает. Мне кажется, нужно привлечь ещё 20-30 резидентов».

Между тем облегчение требований к предприятиям, желающим войти в состав резидентов ОЭЗ, должно идти параллельно с ужесточением контроля обязательств по финансированию проекта. Поэтому нужен чёткий регламент по исключению предприятий из резидентов ОЭЗ. «Все действия и проекты – как государственные, так и резидентов – должны в обязательном порядке проходить общественную экспертную оценку на местах, – считает Вадим Копылов. – Только такой механизм поможет избежать неэффективных трат чиновников и защитит ОЭЗ от вхождения в число резидентов предприятий с заведомо нереальными проектами».

Анатолий Казакевич полагает, что нужны четкие критерии эффективности проекта: «Структура, ответственная за реализацию проекта, которой на него выделяются деньги, должна ежеквартально показывать количество туродней на объектах ОЭЗ (а не туристов или туристических посещений); сумму налоговых отчислений от объектов ОЭЗ во все фонды с дополнительным расчётом мультипликативного эффекта, количество работающих сотрудников, объёмы фонда оплаты труда, фактических отчислений по НДФЛ, расчёт фактической средней зарплаты. При невыполнении KPI субсидии на ОЭЗ (а оформлять это нужно именно в виде субсидий!) должны быть возвращены с персональной ответственностью руководителя».

Иркутские туроператоры отмечают, что туризм отличается большим мультипликативным эффектом, поэтому оценка параметров и эффективности, а также размеров вложений и финансирования проектов в рамках ОЭЗ должны включать и смежные с туризмом отрасли – транспорт, сферу питания и другие.

Как полагают в компании «Гранд Байкал», эффективным капиталовложением государственных средств было бы не только финансирование инфраструктуры для ОЭЗ (она включает дорогу, электроснабжение, тепло-водоснабжение и водоотведение), но и строительство нового гондольного подъемника. «Такие проекты дают огромный мультипликативный эффект и способны значительно увеличить турпоток, – говорит Андрей Логозовский, генеральный директор компании. – Но их срок окупаемости слишком велик для частного бизнеса. Мы это знаем на своём опыте, поскольку несколько лет назад построили кресельный подъемник и до сих пор не окупили инвестиционные вложения. Поэтому требуется участие государства в качестве инвестора с последующими механизмами передачи объекта в концессию или с использованием других форм государственно-частного партнерства».

В исполнительной дирекции СБАТ полагают, что уже сейчас необходимо вносить изменения в пропорции софинансирования ОЭЗ из регионального и федерального бюджетов. Сейчас эта пропорция – 50 на 50%. Однако бюджет региона будет дефицитным, что может серьёзно затормозить всю деятельность. Поэтому предлагается включить в «региональную долю» льготы по местным и региональным налогам.

Еще одна радикальная мера из предложенных СБАТ - запретить дальнейшее изменение границ ОЭЗ «Ворота Байкала» до окончания первого этапа проекта, то есть до реализации проекта на Горе Соболиной в Байкальске, так как каждое такое изменение фактически нивелирует всю деятельность по действующим проектам ОЭЗ.
 

  • Комментарии
Загрузка комментариев...