Иркутский турбизнес выступает против введения курортного сбора в Прибайкалье | sibtourport.ru

Иркутский турбизнес выступает против введения курортного сбора в Прибайкалье

6
4 минуты
Иркутский турбизнес выступает против введения курортного сбора в Прибайкалье
В августе прошлого года президент России Владимир Путин дал поручение Правительству разработать законопроект о введении курортного сбора. На рассмотрение Госдумы РФ документ был представлен весной этого года. Дискуссии и доработки законопроекта в основном касались размера платы за посещение курортных территорий, а также моментов, связанных с администрированием такой оплаты. Тем временем мнение властей и турсообщества прибайкальских регионов относительно целесообразности введения такого сбора разошлись.

Если обратиться к истории вопроса в современной России, то ещё 12 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал закон «О курортном сборе с физических лиц». По мере его применения закон был признан неэффективным и утратил силу в 2004 году. «В то время было вообще крайне сложно что-либо контролировать и администрировать, - вспоминает Елена Серебренникова, директор иркутской турфирмы «НьюБайкалВэй». – Не удивительно, что этот сбор зачастую просто не собирался, и мало кто припомнит, чтобы в каком-нибудь санатории или доме отдыха пришлось платить что-то сверх путёвки».

Инициаторы восстановления курортного сбора ссылались на западную практику применения city tax, о которой активно заговорили в 2010 году в связи с введением налога на проживание и пользование туристическими услугами в Риме, Флоренции и Венеции. Однако оппоненты изначально указывали на тот факт, что практика сбора налога в европейских городах носит скорее «заградительный характер». В частности, по мнению Майи Ломидзе, исполнительного директора АТОР, «мировая практика показывает, что курортный сбор вводится специально для «защиты» от излишнего турпотока в страну».

В то же время приоритетом принятого Государственной Думой ФЗ № 214 «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» является развитие курортной инфраструктуры. Так, п.2 ст.9 данного закона определяет, что «бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента».

Посетители национального парка в районе Малого моря и на острове Ольхон так и не заметили значительных улучшений инфраструктуры, хотя плата за посещение «Заповедного Прибайкалья» взимается регулярно

Уже в названии документа законодатели обозначили географию его применения. В число пилотных регионов не попали Иркутская область и Республика Бурятия, развивающие на своей территории туристические кластеры. Первым в апреле этого года на ситуацию отреагировал тогда ещё врио главы Бурятии Алексей Цыденов, предложивший ввести турсбор с граждан, отдыхающих «дикарями» на побережье Байкала. Позже к его желанию видеть Байкал в списке пилотных территорий, где могла бы взиматься плата за проживание и пользование туристской инфраструктурой, присоединился и губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

Однако иркутские туроператоры не готовы поддержать инициативу губернатора. О чём в июле этого года сообщил председатель Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ) Игорь Коваленко, неоднократно обращавший внимание властей и туробщественности на то, что посещающие Байкал туристы и так платят за посещение нацпарков, в то время как эффективность этих сборов не очевидна. «На фоне обсуждения курортного сбора почему-то все упустили из вида тот факт, что большинство объектов инфраструктуры на побережье озера Байкал, находятся на территории национальных парков, - поддерживает главу СБАТ Татьяна Старова, директор компании «А-Б Турс». – Да, Байкальский регион, где туристский сезон короткий, а цены на размещение в этой связи и так высокие, пока не попал под эксперимент. Но мы уже сталкиваемся с непониманием туристов, когда приходится оплачивать сбор за посещение территорий национального парка».

СБАТ не раз поднимала вопрос о целевом расходовании сборов, взимаемых с посетителей охраняемых территорий. По мнению членов ассоциации, посетители национального парка в районе Малого моря и на острове Ольхон так и не заметили значительных улучшений инфраструктуры, хотя плата за посещение «Заповедного Прибайкалья» (Прибайкальский национальный парк и Байкало-Ленский заповедник) в соответствии с ФЗ-33 «Об особо охраняемых природных территориях» взимается регулярно. «Действительно, все, кто был в районе паромной переправы МРС – Ольхон, знают ту единственную постройку, которую и туалетом назвать нельзя, - сокрушается Елена Серебренникова, член СБАТ. - Уверена, что и гиды, и водители, и туристы меня поддержат: необходимо эффективно расходовать те средства, что сейчас собирают с посетителей нацпарка, а потом уже говорить о дополнительных сборах».

Кроме того, иркутские эксперты указывают, что расходы на администрирование сбора, оплату работы сотрудников, которые будут взимать оплату, контролировать оплату сбора туристов и т.д. могут превысить сами поступления, и тогда под сомнение попадёт и конечная цель проекта – привлечение дополнительных средств для развития туристской инфраструктуры региона. «Конечно, инфраструктура в России ещё так далека от идеала. Но не думаю, что введение курортного сбора является своевременной мерой», - резюмирует Татьяна Старова.

Фото: krym.guru

Читайте новости STI на нашем канале на Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на аккаунты в Facebook и ВКонтакте



  • Комментарии
Загрузка комментариев...