Клиенты двух приморских турагентств лишились 11,5 млн рублей | sibtourport.ru

Клиенты двух приморских турагентств лишились 11,5 млн рублей

2
7 минут
Клиенты двух приморских турагентств лишились 11,5 млн рублей
Более 80 приморцев, купивших туры через турфирмы «Рубикон» и ТА РИО, не смогли отправиться на отдых за рубеж и имеют призрачные надежды на возврат потраченных средств. Опрошенные STI эксперты видят истоки проблем в изменившейся экономической ситуации и несовершенстве отраслевого законодательства.

Скандал в Приморье возник под занавес новогодних каникул. Компания «Рубикон», работавшая под брендом туроператора «Пегас Туристик», заявила о прекращении деятельности. Как пояснили STI в пресс-службе УМВД России по Приморскому краю, в ходе проведения доследственной проверки сотрудниками ведомства было установлено: в соответствии с договорами о реализации туристских услуг потерпевшие вносили денежные средства в кассу компании. В стоимость туров входили перелёты на зарубежные курорты и обратно, трансферы, проживание в гостинице. За несколько дней до вылета несостоявшиеся туристы обнаружили офисы фирмы закрытыми. В ходе следственных мероприятий были проведены судебные экспертизы и обыски в офисах компании. Опрошены менеджеры и бухгалтер ООО «Рубикон», которые сообщили, что денежные средства, полученные от клиентов на основании договоров в счёт оплаты турпродукта, передавали генеральному директору. «Большинство пострадавших выбирали отдых в Таиланде. Люди приобретали самые разные туры – платили от 70 до 400 тысяч рублей. По данному факту у нас пока 48 потерпевших. По предварительным данным, ущерб, причинённый гражданам компанией «Рубикон», превысил 3,5 млн рублей», - рассказал Станислав Евсеев, заместитель начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УБЭП. Как подчеркнул собеседник STI, в этом деле рано ставить точку: приём заявлений продолжается и велика вероятность, что потерпевших будет гораздо больше.

На настоящий момент возбуждено два уголовных дела в двух районах города. «Оплата денег за туры в офисах «Рубикона» осуществлялась в разные месяцы 2014 года. Но объединяло их одно – все туры были приобретены на январь. Люди приходили, вносили оплату за путёвки, но на счёт «Пегаса» они не попадали. А если и попадали, то потом забирались под разными предлогами, например, что клиент передумал лететь», - пояснил Станислав Евсеев.

Со своей стороны «Пегас» распространил информацию о том, что «ТА «Рубикон» не является и никогда не являлось представителем» туроператора. «Реализацию туров Pegas Touristik потребителям ТА «Рубикон» производило на основании стандартного договора, заключённого с туроператором ООО «Пегас Владивосток». Никаких других правоотношений или иной связи между юридическими лицами ООО «Рубикон» и ООО «Пегас Владивосток» не существует», – говорится в официальном сообщении компании от 15 января. В «Рубиконе» с таким утверждением не согласны. «Заявления о том, что у «Рубикона» и «Пегаса» не было договорных отношений, не верны, – говорит Александр Рязанов, директор сети фирменных офисов продаж. – Договор франчайзинга был заключён ещё в 2011 году. Он подразумевал выдерживание офисов в едином стиле, наличие вывесок туроператора, продвижение бренда компании за свой счёт, рекламную раскрутку офисов и т.д. Мы работали, и работали весьма успешно. Проводили акции, рекламировали направления, в приоритете был Таиланд, на втором месте – Вьетнам». Согласно информации бывшего руководителя компании, по объёму продаж пегасовских туров «Рубикон» занимал второе место в регионе, уступая только сетевому агентству «Билетур». Компания имела шесть офисов в разных районах города. «Роялти за каждый офис составляло 10 тысяч рублей, это тоже наши расходы. Но когда туризм стал переживать не лучшие времена, то другие операторы, как, например, «Корал Тревел» или «Анекс Тур», снизили ставку партнёрам. «Пегас» же никак не отреагировал», - сетует Александр Рязанов. Собеседник STI также отметил, что сегодня заявки «Рубикона» просто аннулированы из системы «Пегаса», хотя деньги за туры поступали. С клеймом «мошенников» представитель компании не согласен: «Мы работали на рынке с 2007 года. Расширялись, проводили рекламные акции. Если бы хотели кого-то обмануть, зачем тогда пахать столько лет, нести такие затраты?»

Эксперты туррынка соглашаются, что франчайзинговые агентства несут дополнительное бремя. Сегодня в Приморском крае работает 28 фирменных офисов продаж оператора. Это лишь небольшая часть турфирм региона, большинство компаний выбирают агентские отношения с «Пегасом». «Финансово работа по договору франчайзинга никакой выгоды не дает. Первоначально думали, что у этой категории партнёров будет вознаграждение несколько больше, чем у обычных агентов. Оно оказалось одинаковым. Кроме того, ещё и затраты за роялти, вывески, рекламу этих туров. Да и быть агентами других туроператоров уже нельзя. В общем, смысла мы не увидели, хотя первоначально планировали работать по франчайзинговой системе», - говорит Ольга Кудрявцева, директор турагентства «Каникулы».

Мнения экспертов о том, был ли мошеннический умысел в действиях руководства «Рубикона», разделились. Некоторые представители турбизнеса края, их, правда, немного, уверены, что компания попала в водоворот событий – кризис, рост курса доллара. «Пегас» всегда стремился к расширению – увеличивалось число рынков, отельной базы, маршрутов, самолётов. Партнёры следовали тем же курсом, клиентская база «Рубикона» составляла почти 1200 контактов, сообщил источник STI. Но когда «Пегас» вывел туры в онлайн-продажу, заявил о введении персональной ответственности партнёров, произошёл сбой выстроенной системы.

«Это не редкость, когда руководители компании, у которой возникают финансовые проблемы перед клиентами, предпочитают уезжать за границу»

В отношении директора туркомпании «Рубикон» Дениса Беляева возбуждено уголовное дело по ст. 159.2 УК РФ. Есть предположение, что в настоящее время он находится в Таиланде. «Это не редкость, когда руководители компании, у которой возникают финансовые проблемы перед клиентами, предпочитают уезжать за границу, - считает Станислав Евсеев. - Чтобы доказать вину подозреваемого в рамках уголовного дела, от следственных органов будем добиваться объявления его в розыск. Если он находится за границей, то для этого есть Интерпол. Кроме того, загранпаспорта не бессрочные, рано или поздно въехать на территорию России придётся».

Ещё одно уголовное дело в Приморье заведено на Романа Шмакова, возглавлявшего ООО «ТА РИО». Компания занималась реализацией путёвок в страны АТР, работая под брендом одного из крупных туроператоров, сообщили STI в правоохранительных органах. «В деле более 30 эпизодов, а общая сумма ущерба составила почти 8 млн рублей. Сейчас дело готовится к передаче в суд для рассмотрения по существу», - подытожил Станислав Евсеев.

Однако рассчитывать на возврат понесённых затрат несостоявшимся путешественникам не приходится. «Мы регулярно ходим в полицию, общаемся со следователем. Уже ясно, что возмещать наши убытки обманувший нас руководитель туркомпании не будет. Говорят, что он оперативно избавился от своего имущества: все счета, недвижимость, транспорт перевёл на родственников. И теперь с него просто нечего взять», - рассказывает житель Владивостока Евгений М. Сейчас фигурант уголовного дела находится под домашним арестом. В случае вынесения судебного решения ему может грозить уже реальное лишение свободы. Пострадавшие клиенты могут оспорить факт отчуждения имущества в судебном порядке, и тогда у них появится шанс вернуть деньги.

Компенсировать потери клиентов за счёт имущества компаний-банкротов тоже не получится. Большинство турфирм региона имеют уставной капитал 10 тысяч рублей, арендуют помещения, транспорт. «Когда компания банкротится, у неё нет средств на возмещение убытков пострадавшим. Надо рассматривать ситуацию несколько шире, (учитывать – STI) не только уставной капитал, - считает Ольга Кудрявцева. - Это и лицензирование компании, и наличие у руководителя стажа и профильного образования, чтобы менеджеры были с образованием. Тогда в туротрасли будет гораздо меньше случайных людей. А предложения, чтобы при наличии «Турпомощи» ещё создали и персональный фонд – нынче это слишком обременительно для турфирм».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...