Кто продаёт туроператорский бизнес в Новосибирске? | sibtourport.ru

Кто продаёт туроператорский бизнес в Новосибирске?

4
6 минут
Кто продаёт туроператорский бизнес в Новосибирске?
Объявление о продаже новосибирского многопрофильного оператора дважды за последние две недели выходило в одном из ведущих федеральных отраслевых СМИ. Тот факт, что продавец не раскрыл названия выставленной на продажу компании, заинтриговал специалистов регионального турбизнеса. Поиск анонима вывел экспертов STI на более глубокие вопросы, такие как ликвидность регионального операторского бизнеса.

Опрошенные STI эксперты считают анонимность объявления вполне оправданной. «К примеру, риэлтерские компании никогда не указывают точных адресов продаваемых объектов недвижимости», - отмечает Игорь Соловьев, директор турфирмы «Центральное бюро путешествий». Кроме этого, продавец может быть не уверен в скором заключении сделки, а раскрыв имя, рискует отпугнуть туристов, считает Людмила Романова, директор турфирмы «Полярная звезда». Такой мотив, по мнению экспертов, вполне вероятен, тем более, что в новосибирской практике уже были случаи, когда компания, не сумев найти покупателя, продолжала работать на рынке.

Особую интригу «поиску» анонимного туроператора придавало частичное несоответствие указанных в объявлении параметров реалиям местного рынка. Прежде всего это касается указанного размера фингарантии - 100 миллионов рублей. Согласно федеральному реестру туроператоров, в России на сегодняшний день лишь 39 компаний имеют финобеспечение в таком объёме и выше, причём новосибирских туроператоров в их числе нет. Нет в городе и группы компаний, чьё совокупное финансовое покрытие достигало бы 100 миллионов рублей. По мнению Галины Машуховой, директора отправляющего офиса Tez Tоur в Новосибирске, такое расхождение может объясняться тем, что оператор на самом деле не новосибирский, либо, что его фингарантия всё-таки не 100 миллионов.

Предположение о продаже представительства столичной операторской компании эксперты регионального туррынка считают наименее вероятным. В последние годы наблюдается обратный процесс: федеральные игроки открывают в регионе свои офисы, а не продают их. Кроме того, в тексте объявления сказано, что компания работает на местном рынке 15 лет, имеет три офиса, является многократным лауреатом выставки «Сибирская ярмарка» и лидером различных направлений по рейтингу турагентств. Из чего можно сделать вывод, что фирма входит в число региональных туроператоров, работающих на рынке выездного туризма долгое время.

Далеко не все опрошенные STI эксперты считают, что выставленная на продажу компания найдёт покупателя. «Теоретически он может появиться, - рассуждает о перспективах сделки Елена Зуева, директор турфирмы «КАССИ-Туризм». - Московским операторам это, наверное, не интересно, у каждого из них есть своя сеть, и она, как правило, перекрывает сеть местных компаний. Может быть, этот бизнес будет интересен для нового игрока». Напротив, Людмила Романова уверена, что на такой бизнес вполне может появиться покупатель и в Москве. «Раскрученные офисы, нахоженные туристы, обученный персонал, невысокие зарплаты по сравнению с Москвой, почему бы не купить, – говорит Людмила Романова. - Например, чтобы получить право на безвизовый обмен с Китаем нужно проработать три года. Чтобы начать работать в регионе, конечно, проще взять фирму, чем открывать её с нуля и раскручивать». Разделяет эту точку зрения и Игорь Соловьев: «В Новосибирске покупатель не найдется, в Москве – запросто. В плане построения или укрепления региональной сети, почему нет? Готовый бизнес, готовый офис - меняй вывеску и начинай работать».

В то же время многие участники рынка весьма скептично оценивают перспективы сделки. «Что вообще может продать туроператор? – задаётся вопросом Галина Тимченко, директор турфирмы «Восток-Запад-авиа». – Турбизнес работает с услугами, а их нельзя пощупать. Сегодня турист полетел с одной компанией, а завтра, возможно, не полетит. Агентства при работе с туроператором тоже не дают клятву верности». Ольга Тимохина, исполнительный директор турфирмы «Гран Тур», также сомневается в том, что сделка может состояться, ссылаясь на произошедшие в последние годы серьёзные изменения регионального туррынка. «Ни один местный оператор не является тем, чем он был ещё пять лет назад, - говорит эксперт. - С приходом на наш рынок московских компаний мы все стали другими. Кто-то ещё пытается брать места на рейсах, но мы все знаем, по каким ценам их продают, как при этом горят компании и какие несут убытки». Ольга Тимохина убеждена, что туроператорский бизнес нельзя продать ещё и потому, что основную ценность представляет его топ-менеджмент. «Продаётся то, что в головах. Это технологии, это сайт. Но если всё это не поддерживать, бизнес быстро сдуется», - утверждает эксперт и приводит в пример продажу сети «Куда.ру». По мнению Ольги Тимохиной, выгоднее было бы просто продать офисы, без привязки к турбизнесу. Согласна с мнением коллеги Галина Машухова: «Что такое менеджмент компании? Сегодня он есть, завтра уволился».

При внешней привлекательности турбизнес имеет достаточно низкую рентабельность, отмечает Ольга Кобец, директор турфирмы «Ольга Райзен». Поэтому туроператорская компания не может стоить больших денег, уверена она. Сам продавец не указал в объявлении цену своего бизнеса, но, по информации STI, речь идёт о нескольких миллионах евро. «Я сомневаюсь, что покупатель будет найден. Когда в объявлении туроператор раскрывает свои объёмы, он не может конкретно показать привлекательность продаваемого объекта, – рассуждает Ольга Кобец. – Привлекательность турбизнеса – это не объёмы, а в первую очередь прибыль, которая может быть определена только по балансу. Поэтому, если выставленная на продажу компания кого-то заинтересует, потенциальный покупатель должен серьёзно подойти к этому вопросу, посмотреть годовой баланс, назначать аудит. После проверки обычно вскрываются все проблемы, которые в таких объявлениях не обозначаются». «Что такое агентская база – 1200 компаний? – Спрашивает Ольга Тимохина. - Если у оператора в рассылке столько агентств, это не значит, что они реально являются агентской сетью».

Главные ценности туристского бизнеса - это сотрудники, связи, контракты. При смене собственника всё это может быть утрачено, считает Ольга Кобец. По этой причине, полагает она, в объявлении указано много подробностей, рассчитанных не на профессионалов. «Если в турбизнесе и совершаются покупки, то совершенно другого уровня, - отмечает эксперт. - Иностранные инвесторы покупают или поглощают крупных операторов, таких как «ВКО» или «Интурист». Но почти все подобные сделки совершаются при наличии собственной или аффилированной розничной сети. Потому что на сегодняшний день розничные сети – это выгодно».

Большинство опрошенных STI экспертов, ссылаясь на опыт «Капитал Тура», указывают, что зачастую повышение рыночной стоимости готовящегося к продаже бизнеса происходит в ущерб его устойчивости и конкурентоспособности.

Обсуждая возможные причины, побудившие владельцев продать свой бизнес, эксперты также разошлись во мнениях. Часть специалистов связывает эту инициативу исключительно с личным проблемами владельца компании. Другие убеждены, что продажа - проявление тенденции исхода местных туроператоров с регионального выездного рынка, которая связана с приходом крупных федеральных операторов. «Причиной продажи может быть только тяжелое финансовое положение, - полагает Ольга Кобец. - Туроператорская деятельность абсолютного большинства новосибирских компаний, за исключением нескольких сильных игроков, свелась к статусу уполномоченных агентств московских операторов с наличием небольших блоков мест на рейсах, заказчиками которых опять же выступают федеральные игроки».

  • Комментарии
Загрузка комментариев...