На федеральном государственном портале идёт обсуждение поправок в отраслевой закон | sibtourport.ru

На федеральном государственном портале идёт обсуждение поправок в отраслевой закон

3
7 минут
На федеральном государственном портале идёт обсуждение поправок в отраслевой закон
Осталось чуть более двух недель для того, чтобы эксперты и чиновники договорились, какие именно нововведения необходимы, чтобы стабилизировать работу туристской отрасли. На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов идёт публичное обсуждение поправок к отраслевому Федеральному закону. В обсуждении может принять участие любой зарегистрированный пользователь.

Ещё год назад председатель Правительства Дмитрий Медведев дал указание полностью переработать закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Работа шла в плановом режиме, но «чёрное лето - 2014» с чередой банкротств туроператоров показало, что промедление с реформами отрасли грозит полной её дестабилизацией. В срочном порядке поправки были подготовлены и представлены на обсуждение экспертов. Однако одобрения и понимания они не вызвали: предложений много, единой линии нет, некоторые идеи и вовсе конфликтуют друг с другом. Такая ситуация возникла не только из-за дефицита времени, отведённого на подготовку проекта, но и потому, что участвовать в его разработке было поручено всем ведомствам, имеющим хоть какое-то отношение к туризму. Соисполнителями, наряду с Минкультом, выступают Минэкономразвития, Минфин, Минтранс, МВД, МИД, Минюст РФ и Роспотребнадзор.

Основной темой поправок к законопроекту стала защита туристов, попадающих в неблагоприятную ситуацию после банкротства или мошенничества участников туристского рынка. «Предложений много, - сообщила участникам правового семинара «Банкротство туроператоров», состоявшегося на прошлой неделе в рамках новосибирской выставки «Турфест», Надежда Ефремова, руководитель правовой службы АТОР. - Это и СРО на базе Турпомощи, то есть одна саморегулируемая организация на всех. Вроде бы от этой идеи сейчас уже отказываются». Вторым из возможных вариантов называется увеличение взносов в Турпомощь. «Если мы два года копили и всё за один летний сезон истратили, то, наверное, действительно, нужно сбрасываться бОльшими суммами, - прогнозирует эксперт АТОР. - С другой стороны, звучат предложения, к примеру, скидываться по пять миллионов. Это даже для крупных туроператоров существенная сумма».

Участники дискуссии подчёркивают, что опыт последних месяцев доказывает - наличие фингарантий у туроператоров и создание фонда «Турпомощи» никак не гарантировали безопасность участников рынка, скорее, наоборот, спровоцировали его обвал

В новой версии закона предполагается, что финансовые гарантии перед туристом будут нести не только туроператоры, но и турагенты. В частности, одна из поправок гласит: «Все турагенты, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение: банковскую гарантию и/или иное финансовое обеспечение, предусмотренное гражданским законодательством РФ, на сумму не менее 500 тысяч рублей». Пожалуй, это положение вызывает наиболее острое обсуждение на Едином портале среди экспертов турбизнеса. Участники дискуссии подчёркивают, что опыт последних месяцев доказывает - наличие фингарантий у туроператоров и создание фонда «Турпомощи» никак не гарантировали безопасность участников рынка, скорее, наоборот, спровоцировали его обвал. В частности, директор петербургской компании «Дальние страны» Ирина Туркова полагает, что российскому туризму необходим механизм контроля за ответственностью ТО и ТА, а не очередной инструмент для сбора денег: «У турагентств нет возможности окупать 500 000 рублей гарантии в год, да и в чём смысл сбора этих средств? И откуда вообще взята эта цифра?» По мнению участника дискуссии, необходимо: «1) Создание механизма контроля за работой с каждой заявкой: от момента бронирования и внесения оплаты турагентством туроператору, туроператором - контагентам, до момента возвращения туриста из поездки. 2) Внесение в договор ТО и ТА обязательного пункта «Ответственность ТО перед ТА», где будут прописаны сроки оплаты туроператором контрагентам всех услуг, входящих в турпакет, и ответственность ТО за неисполнение или ненадлежащее исполнение (штрафы). А то по договору ТА несет ответственность за несвоевременную оплату заявки, а ТО не несет никакой ответственности, если он не перечислил полученные средства за туристов. 3) Для привлечения специалистов и профессионалов в отрасль - введение лицензирования или сертификации ТА и ТО деятельности».

Если эти дополнения будут приняты, то процентов 80 агентств просто закроются

Большинство экспертов недоумевает по поводу озвученной суммы фингарантий - для турагентств. Полмиллиона рублей в год - существенная (а для многих неподъёмная) сумма, но, в ситуации, когда туроператор объявляет себя банкротом, фингарантии турагента покрывают не более 8-10 заявок. «Риск для клиента в деятельности турагента один - это неперечисление средств туроператору. Для этого есть УК РФ, ст. 159 "Мошенничество", - уверен Данил Зорин, директор магнитогорской компании «Лувитон». - Мошенники есть везде, и это (борьба с ними – STI) - дело правоохранительных органов… Почему именно турагенту нужно иметь финобеспечение? Почему я, ведя честный бизнес, обязан платить деньги за то, чтобы просто быть турагентом?» Согласен с коллегой Константин Пухов, директор турагентства «Абсолют-тур» (Ноябрьск): «Туроператор получает от турагента полную оплату тура, а документы (ваучер и билеты) почему-то не выдаёт порой до последнего дня. Почему? Да потому, что этот тур ещё не оплачен, а деньги туриста пошли на другие нужды. То есть туроператоры действуют по принципу финансовой пирамиды. Вот это и нужно исключить. Если деньги конкретного туриста пойдут на оплату именно его тура, то и проблем ни у кого не будет. Нужно добиваться прозрачности сделок у туроператора, а не требовать финансовых гарантий у агентств. У них нет таких денег». Если эти дополнения будут приняты, то процентов 80 агентств просто закроются, прогнозирует участник дискуссии.

Впрочем, вопрос о введении фингарантий для турагентств окончательно не решён. Законодателям ещё предстоит определиться, каким образом турагентство будет нести финансовую ответственность перед туристом. «Есть предложения заменить финансовое обеспечение неким аналогом саморегулирования или организацией с элементами саморегулирования, - сообщила Надежда Ефремова, - Помимо финансовой ответственности будет чётко разграничена зона ответственности ТО и ТА. Если сейчас за все услуги ответственность несет оператор, то будет выделена зона ответственности турагентов. Им придётся жёстче подходить к оформлению своих документов. Тот договор, который вы сейчас оформляете с туристом, может с четырёх страниц вырасти до 6-10, чтобы избежать потребительского экстремизма».

Обсуждение поправок в ФЗ «Об основах туристской деятельности» выявило колоссальный пробелы в отраслевом законодательстве. Сфера предпринимательства, по большому счёту, пущенная на самотёк, внезапно оказалась terra incognita для властей различного уровня. «Только сейчас законодатели поняли, что никто не знает, сколько на самом деле у нас турагентств, как они работают? – поясняет Надежда Ефремова. - Никто этим не занимается. Поэтому первое изменение, которое коснётся турагентского рынка и которое наверняка будет принято – это введение реестра турагентств». Хотя формально реестр уже существует. Согласно действующему на сегодняшний день закону, каждое турагентство должно самостоятельно отправлять сведения о своей компании в Роспотребнадзор. Выполнение этого шага никем не контролируется, а игнорирование закона никак не наказывается.

Много вопросов у участников дискуссии вызывают механизмы реализации новаций отраслевого законодательства. В частности, какие органы будут заниматься ведением агентских реестров? Какому органу будет под силу осуществлять контроль над текущей деятельностью туроператоров, если такой контроль всё же появится? Эти и другие вопросы требуют детальной проработки. Пожалуй, наиболее ёмко сложившуюся ситуацию охарактеризовал Игорь Кушнарёв, руководитель нижегородской туристической компании: «Проблема актуальна, но не настолько, чтобы в спешке вносить поправки в закон. Цель и способы её достижения никак не соотносятся с проблемой».

В распоряжении туристского сообщества есть ещё две недели для того, чтобы повлиять на изменение отраслевого законодательства. Каждый заинтересованный участник рынка может зарегистрироваться на Портале и высказать своё мнение. В конце концов, федеральные власти не так часто спрашивают его у малого бизнеса.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...