На рынке сохранят позиции турагенты, способные гибко реагировать на ситуацию | sibtourport.ru

На рынке сохранят позиции турагенты, способные гибко реагировать на ситуацию

19
7 минут
На рынке сохранят позиции турагенты, способные гибко реагировать на ситуацию
Экономический кризис стал для туристской отрасли настоящей шоковой терапией. Считается, что компании, пережившие в своё время кризисы конца 90-х и 2008 года, обладают достаточным весом и опытом, чтобы достойно перенести удар. А вот новому «непуганому» поколению турфирм приходится тяжело. Проведённый STI опрос участников регионального рынка показал, что кризис в равной степени ударил по сетевым и независимым агентствам, вне зависимости от стажа их работы. Сохранить позиции смогли лишь профессиональные игроки, успевшие сформировать хорошую клиентскую базу и способные гибко реагировать на ситуацию.

По данным РСТ, предыдущий кризис 2008-2009 годов не смогли пережить порядка 10% российских турфирм, более 15% специалистов туротрасли потеряли рабочие места. О статистике новой кризисной волны пока говорить рано, поскольку процесс ещё не завершён. Собственно, громкие банкротства и закрытия в отрасли не прекращались и в период стабильности: с 2010 по 2014 годы в России завершили свою деятельность десятки туроператоров. Пик самоликвидаций пришёлся именно на 2014 год, когда рынок покинули такие знаковые игроки, как «Нева», «Экспо-тур», «Роза ветров Мир», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Ветер странствий», авиаброкеры «Идеал-тур» и «Авиачартер» и другие. Число закрывшихся в этот период турагентств исчисляется сотнями. Многие эксперты сходятся во мнении, что кризис сделал как никогда актуальным вопрос реформирования отрасли, плюс ко всему произошла естественная санация состава туриндустрии.

В новых условиях для многих участников рынка актуальным стал выбор: оставаться независимым агентством или примкнуть к уже раскрученному бренду. Генеральный директор сети офисов продаж «Горячие туры» Светлана Макарова уверена, что у сетевых агентств в сложившейся ситуации более выигрышные позиции: «Агентства, работающие в сети, пользуются раскрученным узнаваемым брендом, у них нет необходимости вкладываться в рекламу. Туристы относятся к агентствам, работающим под известной вывеской более лояльно. Кроме того, сетевые агентства получают от многих туроператоров повышенную комиссию, которую независимым агентствам приходится долго и упорно нарабатывать. У сетей есть множество партнёрских программ с компаниями, предоставляющими дополнительные сервисы (заказ авиа- и ж/д билетов, бронирование отелей, страхование, трансферы, организация экскурсий и т.д.), что также дает агентствам возможность дополнительного заработка».

Сетевые агентства получают от многих туроператоров повышенную комиссию, которую независимым агентствам приходится долго и упорно нарабатывать

Вхождение в сеть не решает всех проблем турагента, убеждена Ольга Тимохина, исполнительный директор бюро путешествий «Гран-Тур». Эксперт выделяет три типа сетей – агентства, работающие под франшизой туроператоров, федеральные турагентские сети и онлайновые сети. Все варианты имеют как очевидные плюсы, так и неочевидные минусы. К примеру, операторские точки продаж рекламируются на сайте оператора, получают дополнительную помощь в продажах в виде закрытых рассылок, тренингов и аттестаций, но при этом несут расходы по франшизе, вынуждены выполнять порой достаточно жёсткие требования к оформлению офиса. Чаще всего франчайзенговые агентства не имеют привилегированного размера комиссии. Но самое главное, не соблюдается декларируемый туроператорами территориальный принцип. Федеральные агентские сети также могут помочь новому участнику с рекламой и повышенной комиссией, но агентству опять же придётся платить за франшизу, выполнять жёсткий внутренний распорядок. «Современные методы ведения бизнеса, например, конкуренция между сотрудниками, прослушка, видеонаблюдение приводит к другим результатам, - считает эксперт. - Кроме того, в последнее время всё чаще озвучиваются скандалы между федеральными сетями и крупными федеральными туроператорами - что приводит к понижению комиссии от конкретного туроператора или, ещё хуже, этот туроператор перестает присутствовать в рекламной компании федеральной сети, то есть исчезает аргумент, который изначально привлекал». Всё вышесказанное относится и к онлайновым агентствам. Плюс можно добавить, что в силу технических особенностей поисковых систем туроператоров, не все туроператоры представлены в поисковых системах онлайновых сетей, а туристы часто подбирают в онлайне туры, но идут покупать путёвку в обычное агентство. «Общий большой минус для всех видов сетей – бесконтрольность хозяйственной деятельности независимых турагентств. Банкротом или мошенником может оказаться любое из таких агентств, чем наносит урон всей сети», - заключает Ольга Тимохина.

Опрошенные STI руководители региональных офисов известных сетей и независимых агентств склоняются к тому, что принадлежность к раскрученному имени и наличие бонусов всё же вторично. «Мне кажется, в этой ситуации сравнивать, кому оказалось труднее – сетевикам или независимым агентствам – не совсем верно, – комментирует Ольга Новикова, директор красноярского отделения сети «1001 тур». – Труднее оказалось тем, кто зашёл на рынок недавно и не успел наработать качественную клиентскую базу. В самый тяжёлый период мы выжили именно за счёт постоянных клиентов. Тем, кто лишён был такой «подушки безопасности» и пришлось сложнее всего».

В самый тяжёлый период мы выжили именно за счёт постоянных клиентов

Большинство опрошенных STI респондентов считают наступивший кризис гораздо более серьёзным испытанием, чем предыдущий. «В своё время, кризис 2008-2009 годов мы даже и не ощутили, а вот этот почувствовали точно. Явный спад турпотока, напуганные резкими скачками курса валют клиенты перестали путешествовать. Зима была просто провальной. Но мы держались, штат не сокращали, зарплаты не урезали», - рассказала Елена Люсова, генеральный директор турагентства «Там Там». Текущий кризис пугает своей не предсказуемостью, отмечает Наталья Белобородова, исполнительный директор компании «Апрель». «Этот кризис почувствовали все. Он гораздо жёстче и тяжелее кризиса 2008 года. Отсутствие логики в росте курса валют, невозможность минимального прогноза по-настоящему пугали. Наша 12-летняя история дала нам устойчивую базу клиентов. Доверие со стороны партнёров и со стороны туристов как раз и помогло справиться», - уверена собеседница STI.

Смогли выдержать испытания и компании, для которых это первый кризис. «Мы начали работать в 2009 году, когда кризис 2008-го уже шёл на убыль. Поэтому можно сказать, что кризис 2014 для нас – первый опыт. Опыт тяжёлый, поскольку зимние месяцы мы работали просто на выживание. Коллектив испытание выдержал, девочки большие молодцы, двоих сотрудников из десяти, к сожалению, мы потеряли, но основной состав остался, - рассказывает Ольга Новикова. - Также из трёх арендованных офисов пришлось отказаться от одного, это позволило нам сохранить компанию. Если честно, в вопросе качества работы кризис пошёл только на пользу – мы стали плотнее работать с клиентами, схлынул наплыв «случайных» туристов, так что встряска точно нам помогла».

Стабилизация курса, пусть и высокого, но хотя бы предсказуемого, позволила туристам строить планы

С тем, что сегодняшняя ситуация на туристском рынке, это проверка на профпригодность, соглашаются все. «Прогнозы у меня не радужные. Ещё будут колебания курса, скачки, трудности далеко не закончились, - уверена Ольга Новикова. - Сейчас период затишья, курс стабилизировался, и мы честно предупреждаем клиентов – надо пользоваться моментом». Стабилизация курса, пусть и высокого, но хотя бы предсказуемого, позволила туристам строить планы, соглашается Елена Люсова. «Думаю, нужно пережить этот год и ещё, возможно, полгода 2016-го, а затем отрасль вернётся к показателям 2010 года», – полагает эксперт.

Тем, кто профессиональный экзамен не сдал, приходится непросто: «Я своё агентство закрыла, не успев толком открыться, – рассказывает Светлана Раевская, – успела проработать полгода «на коленке», потом взяла кредит, арендовала офис и приняла на работу двух сотрудниц. А затем пришла зима, и у нас не было ни одного клиента. Сейчас ищу возможность раздать долги». В подобной ситуации крупные игроки готовы поддержать коллег, так, например, в сети офисов продаж «Горячие туры» на период кризиса был создан Центр бронирования. «К нему могут подключиться все желающие туристические агентства, а также турагенты-фрилансеры. Таким образом, мы предоставляем возможность продолжать работу в туризме тем, кто по разным причинам был вынужден закрыть свое турагентство, но в то же время не хочет уходить из отрасли. Все-таки работа в туризме – это образ жизни», – резюмирует Светлана Макарова. В свою очередь, независимое агентство, по мнению Ольги Тимохиной, в кризис независимое агентство может рассчитывать исключительно на свой профессионализм. При этом эксперт рекомендует коллегам обратить внимание на продажи отдельных туруслуг, включая информационные услуги в туризме, такие как составление маршрута, подбор услуг по составленному сервису.

  • Комментарии
Загрузка комментариев...